— У компании COFCO International в Украине не было сложностей в период трансформации бизнес-процессов, так как она не меняла видов деятельности.
Также был установлен определенный период для трансформации компаний Nidera и Noble Agri в единую организацию — COFCO International.
В Украине на момент слияния бизнес-деятельность вела только Noble Agri. Офис компании Nidera был на этапе закрытия бизнеса в Украине. Таким образом, вся украинская команда Noble Agri осталась в компании COFCO International.
— Что изменилось после этого?
— Основным для нашей компании стал рынок Китая. Кроме того, компания продолжает экспортировать сельскохозяйственную продукцию в страны Азии, Ближнего Востока, Африки и ЕС.
Менеджмент компании COFCO International заинтересован в развитии сотрудничества в Черноморском регионе и Украина — один из приоритетов в развитии корпорации.
В последнее время проводятся переговоры относительно участия Украины в программе "Один пояс, один путь". Китай заинтересован в развитии не только морского транспортного коридора, но и наземного. Для участия в развитии нового Шелкового пути необходимы заинтересованность украинского правительства и план действий.
— Вы говорите "Один пояс, один путь". Почему Украина стратегически важна? Что уже сделано?
— Украина находится на пересечении торговых путей между Европой, Ближним Востоком и Азией, что создает положительный статус страны как транзитного игрока.
Формирование транзитного хаба в Украине создаст спрос на рабочие места, автомобильную, железнодорожную и речную инфраструктуру, инвестиции в производственные мощности по ее обслуживанию, учебную и научно-исследовательскую деятельность, ИТ-технологии.
— Чувствуется ли дефицит рабочей силы?
— Да, в регионах Украины существует проблема с техническими и инженерными специальностями, поэтому наша компания запустила программу по подготовке специалистов для собственных нужд.
Выпускники вузов приглашаются на работу в качестве стажеров и проходят полный курс обучения, знакомятся с производственными требованиями к сотрудникам и получают замечательную возможность карьерного роста.
— С какими еще проблемами приходится сталкиваться?
— Если говорить об операционной деятельности, то это внутренняя логистика, особенно железнодорожная.
Государственные службы и инспекции пытаются вернуть старую нормативно-правовую базу, которая была либерализована в 2014 году, с целью усложнения сертификации продукции и проверок судов.
Кроме того, судебная реформа в Украине осуществляется слишком медленно, что создает возможности для процветания рейдерства и затягивания рассмотрения дел судами.
— Каким вы видите выход из ситуации с УЗ и вагонами?
— Нужно вводить использование частной тяги на путях общего пользования, так как УЗ не имеет четкого плана действий.
Руководство УЗ пытается постоянно поднимать стоимость перевозок, но никто в обществе не знает, сколько доходов УЗ идет на покрытие текущих затрат и содержание инфраструктуры, а сколько инвестируется в развитие тяги, подвижного состава и электрификации.
Также парламент откладывает голосование по законопроектам "О железнодорожном транспорте" и "О внутреннем водном транспорте", которые обеспечили бы частные инвестиции в развитие железнодорожного и водного транспорта.
Кроме того, автомобили продолжают ездить с перегрузом. Государство должно это контролировать, а не декларировать такой контроль.
В случае интереса к провозу грузов свыше допустимых норм у перевозчиков и грузоотправителей должна быть возможность оплатить проезд такого транспорта по определенному маршруту в любое время и любом месте.
— Почему вы инвестируете в Украину? Например, построили перевалочный терминал.
— Первый момент — компания должна контролировать качество продукции, а это можно осуществить только посредством договоров отдельного хранения или через собственные активы.
Второй момент — сложности логистики и потребность прямого доступа к товаропроизводителям, который можно получить только через собственные активы.
Третий момент — потенциал страны в увеличении производства и постоянно растущий спрос в мире.
— Как работает МЭЗ и терминал в Николаевском порту? Насколько загружены его мощности? Есть ли дефицит сырья?
— В Николаевском порту у нас есть только зерновой терминал, через который перегружаются зерновые и масличные культуры. Терминал загружен на полную мощность. Мы постоянно ищем пути оптимизации логистики с целью повышения эффективности его работы.
Завод по переработке семян подсолнечника находится в Мариуполе, Донецкая область. В этом сезоне мощности завода загружены на 93%, что позволяет предприятию ритмично работать.
— Окупаются ли инвестиции?
— Окупаемость проекта — в рамках утвержденного бюджета капитальных инвестиций, согласованного с Советом директоров корпорации.
— Насколько интересна Украина для китайских инвесторов?
— Украинский рынок имеет большой потенциал, и не только в аграрном направлении. Китайские инвесторы постоянно изучают возможности инвестирования в Украину, ведь Украина находится на "Шелковом пути" из Азии в Европу.
Украинская сторона должна создавать условия для привлечения иностранных инвесторов.
Для этого необходимо упростить получение разрешений при инвестировании в строительство производственных мощностей, упростить присоединение к сетям, создать прозрачную судебную систему.
— Будут ли продолжаться инвестиции в зерновые терминалы и зерновую логистику в Украине?
— Украинская логистика требует значительной модернизации, так как за последние десятилетия на ее поддержку и обновление не было привлечено достаточно средств.
Инвестирование в новые зерновые терминалы и зерновую логистику будет зависеть от государственного подхода к созданию условий для инвестирования в отрасль.
Частный инвестор должен создать конкурентные условия для развития инфраструктуры, так как государственные предприятия доказывают свою неэффективность.
— Планируете ли увеличивать мощности в Украине, строить перерабатывающие предприятия?
— Компания постоянно изучает возможности развития бизнеса в Украине. О новых проектах будем информировать.
— Как оцениваете реформу ГФС?
— Положительно.
— Насколько упростилась или усложнилась ситуация с возвратом экспортного НДС? Есть ли задолженность перед вами?
— За последние пять лет работа ГФС изменилась в лучшую сторону. Ситуация с возвратом НДС от экспорта упростилась, но в последние месяцы ощущаются незначительные задержки — служба стала более тщательно проверять контрагентов и поставщиков.
— Сотрудничаете ли вы с местными властями?
— Компания имеет положительный опыт сотрудничества с органами власти в регионах, где расположены активы компании. Мы занимаемся местными социальными проектами с целью улучшения условий жизни населения, в том числе работников и их семей.
— Корпорация занимается сахаром, хлопком, зерном, масличными культурами, кофе. Что из этого есть в Украине и что планируется?
— Корпорация COFCO International в Украине имеет бизнес-направления по зерновым и масличным культурам, переработке семян подсолнечника. Периодически консультируем наших коллег относительно развития рынка сахара.
— Собираетесь ли перерабатывать рапс и сою?
— Только если в этом будет экономическая целесообразность и проект будет отвечать срокам окупаемости, принятым в корпорации.
— Сколько и чего вы экспортировали за прошлый маркетинговый год?
— За прошлый календарный год мы экспортировали более 3 млн тонн сельскохозяйственной продукции и продуктов переработки. В основном это кукуруза, пшеница, рапс, подсолнечное масло и шрот.
— Какие прогнозы на этот год?
— По бюджету на 2019 год, наши количественные показатели находятся примерно на уровне прошлого года.
Самое главное, чтобы погодные условия и инвестиции в производство сельскохозяйственных культур товаропроизводителями позволили собрать достойный урожай. Сейчас озимые культуры выглядит довольно хорошо.
Истоник: Экономическая правда