Как известно, «амбиция» с латинского языка обозначает обостренное самолюбие. Существует множество трактовок и определений, но скорее всего по своей первичной сути, амбиция определяется как состояние сознания, выраженное в стремлении доказать свое превосходство над кем – то и чем – то посредством достижения определенных целей.
Казалось бы, сам фактор достижения цели - положительный и продуктивный момент, а тем более в проектной среде это вещь сверхнеобходимая и полезная. Однако, на практике не все так просто и однозначно. На формирование и дальнейшее развитие амбиций оказывают влияние множество составляющих. Основополагающую роль все – таки играет уровень самооценки: носители высокой самооценки чаще других демонстрируют соответствующие амбиции. Но при этом сама самооценка человека в большинстве случаев, не обязательно теоретических, а практических, из повседневной жизни – уже заражена вирусом превосходства и гордыни на пустом месте.
Поэтому амбиции зачастую носят негативный характер, поскольку амбициозный человек склонен недооценивать других людей, в то время как собственные заслуги значительно превозносятся. Такая модель поведения накладывает свой отпечаток на формирование взаимоотношений с другими людьми, усложняя вступление в новый коллектив, может влиять на продвижение по карьерной лестнице, а в нашем случае – негативно влияет на формирование продуктивной проектной среды и достижение поставленных целей и задач.
Для осознания своих реальных достоинств и недостатков амбициозному человеку необходимо объективно оценить результаты своей работы, сравнивая их с аналогичными результатами других людей в аналогичных бизнес - ситуациях или аналогичной проектной среде.
Чтобы понимать смысл управления проектами, точнее, смысл и значение управления проектной средой, необходимо начинать с уяснения сущности и роли самой проектной среды. Она во многом отличается от традиционной и всеми привычной организационной рабочей и бизнес - среды. Для понимания необходимо учесть, что всю совокупность действий, выполняемых на том или ином рабочем месте, в том или ином рабочем окружении, можно разделить на две группы - проекты и текущие операции.
Проекты представляют собой любую одноразовую работу, или цикл действий с четким началом и определенным концом, тогда как текущие операции представляют собой регулярно повторяющуюся работу или действия. Рассматривая каждую из этих задач по отдельности, нетрудно заметить, что для управления ими требуются принципиально разные подходы. Однако, такие подходы не берутся во внимание, и проектная среда, имеющая свои уникальные качества, свойственные каждому определенному проекту, подвергается рутинным подходам и стилям управления организационными процессами. И вот ведь незадача! Именно амбициозность, присущая инициаторам проекта (фаундерам), становится причиной ошибок, описанных выше. Мнимая уверенность в том, что инициаторы проекта знают, как управлять, и знают, что есть проект и выставленные в нем приоритеты, часто является помехой для достижения результатов в проекте. Опыт управления ежедневными рутинными процессами в их организациях создает иллюзию наличия соответствующего опыта управления, позволяющего вмешиваться в основные процессы проектной среды.
Эта уверенность, хоть и тешит их амбиции, вступает в конфликт со всеми составляющими проектной среды (цели, задачи, консультанты, результаты, заинтересованные стороны проекта, и так далее), увеличивая риски. Стоит признать, что такая уверенность все–таки имеет причины. Ведь традиционная теория управления основывалась исключительно на текущих операциях. Специалисты бухгалтерского учета, стратегий совершенствования процессов, управления товарно-материальными запасами, управления кадрами и отношениями с клиентами всегда рассматривали организацию как совокупность текущих повторяющихся операций.
Ориентация на управление текущими операциями продолжает оставаться актуальной и сегодня, однако сейчас специалистам и руководителям бизнесов приходится осваивать и методы, с помощью которых можно управлять работой, носящей временный и уникальный характер. Такая необходимость признается пока что с большим трудом, что в принципе, является причиной конфликтов и нежелания прислушиваться к тем, кто знает, что такое проектная среда и как ею управлять.
Реализация проекта является результатом синтеза знаний и опыта управления проектной средой, прохождения необходимых этапов, без которых проект не может быть реализован, или его реализация будет сложной. Проектная среда включает в себя также ряд проектных процессов, где владение специальными знаниями и навыками должно доминировать над амбициями, и иллюзиями.
Ведь что под собой подразумевает управление проектом? Это, прежде всего, управление определенными проектными процессами, которые объединены целостной системой взглядов на проблему, позволяющими найти подход к ее решению. Это построение модели будущей системы проекта, которая определяет основные элементы и их взаимосвязи. Это также необходимость собрать и создать эффективную команду для реализации проекта. Это разработка детализированной стратегии – фактически план работ по проекту, где определены приоритеты и критерии, определены затраты и сроки, определен круг задач для каждого участника команда, включая и инициатора проекта (фаундера).
Конечно, невозможно обойтись и без презентации проекта перед инвесторами (либо подачи документов на получение гранта или целевого финансирования). Но не стоит забывать в части проектных процессов об этапе реализации проекта. Данное видение проектного процесса, прежде всего, подчеркивает те проблемы, которые необходимо решить при реализации самого проекта.
Я знаю, что много людей, проектных команд, консультантов сталкиваются с проблемами в ходе рассмотренных выше процессов. Основная причина - амбиции, которые губят проект, идею и бизнес. Тут нельзя никого обвинять буквально, нужно просто учиться на ошибках, а не повторять их вновь и вновь.
Рассмотрим категории участников проектных процессов. Первая категория – это люди, которые зарабатывали и пока еще зарабатывают. Другая категория – это люди, имеющие огромную жажду к самореализации. Третья – те, кто владеют необходимыми практиками и опытом, чтобы у первой и второй категории получился результат в проекте.
Вот здесь как раз и пересекается фронт амбиций. По сути, третья группа не нужна ни первым, ни вторым. Вышеуказанные группы хотят искать ответы на вопросы и проблемы сами. При этом недооценивая время, которое они потратят на поиск ответов, чаще всего - неправильных. Странная ситуация с отношением ко времени, однако, такое постоянно встречается в проектной среде. Тогда это будет их личной ошибкой – ошибкой их личных амбиций.
Такой расклад в профессиональных взаимоотношениях порождает равнодушие, которое губит все на своем пути. Равнодушие со стороны третьей категории участников проектной среды. К тому же, доминирование амбиций порождает не только состояние равнодушия, но и понижает качественное отношение ко взятым на себя обязательствам, нивелирует важность правильного распределения обязанностей при делегировании определенных задач, уничтожает внимание к членам команды и их потребностям, понижает скорость работы и реакции на форс – мажорные ситуации, понижает важность масштабного мышления, притупляет развитие собственной интуиции, разрушает баланс между работой и личными потребностями, и многое другое.
Опять – таки, основная дилемма описанного выше конфликта – нежелание понять, а вернее сказать, прочувствовать, что такое проект. Ни один учебник вам не ответит прямо, что, по сути, проект – это не только система знаний, навыков и свод правил поведения, но прежде всего – это уважение к структуре, а если быть еще более точным - уважение к инфраструктуре проекта. А инфраструктура проекта – это все те самые описанные выше проектные процессы, ее формирующие.
Очень часто личные амбиции людей губят возможность довести блестящую идею до инфраструктурного формата проекта. Амбиции – это все сразу и сейчас! Это непризнание чужого мнения, это нежелание приспособить свою идею к определенным факторам успеха, которые известны профессионалам. Стоит наконец понять, что уникальность - не фактор успеха, ее еще надо доказать и обосновать. Вот здесь как раз часто происходят конфликты между проектом (специалистами, которые могут это сделать) и фаундером (тем, кто ищет финансирование на свой проект из разных источников). Амбиции часто губят среду проекта. Причем это явление повсеместно. Как в технологических стартапах (Initial Coin Offering), так и в грантовой деятельности для общественных организаций и в традиционном поиске инвестиций для бизнеса.
Поэтому ответ на дилемму «Что первично: проект или амбиции?» каждый должен дать сам, если результат стоит во главе процесса.
Если у вас возникли вопросы к эксперту, вы можете задать их в ФБ – группе Академия проектного управления малым и средним бизнесом