В этом году экономические показатели в Украине стали улучшаться. Рост экономики по сравнению с 2015 годом составил 1,5%, реальные зарплаты увеличились – на 6%, продажа электроники и бытовой техники – на 25%, а продажи новых автомобилей – на 41%.
В то же время, в этом году в Украине увеличилось количество обысков и проверок бизнеса. Из правительства ушло множество реформаторов, а сами реформы здорово затормозились.
Лучшим ответом на вопрос об эффективности экономических реформ в стране является отсутствие прямых иностранных инвестиций. Это еще один фактор, без которого не может жить ни одна развивающая экономика.
Это приток валюты, это приток новых технологий, это новые рабочие места, это интеграция в международное сообщество не на словах, а не деле. К сожалению, этого не произошло. Риск осуществления бизнеса, риск деятельности в Украине на сегодняшний день огромен, поэтому иностранцы не идут.
Отзывы о том, что произошло в экономике за год – довольно противоречивы. Украина делает один шаг вперед, один назад, а, по сути, стоит на месте.
– Каким был уходящий год с точки зрения инвестиций?
– Прошлый год был годом восстановления интереса инвесторов Украиной. Мы не можем еще говорить, что прошлый год – это восстановление доверия, это крупные инвестиционные проекты, которые начались в Украине, но это год стабилизации. Если мы возьмем вторую половину 2014 года и 2015 год, то увидим, что Украину вообще серьезно как инвестиционно привлекательную страну никто не рассматривал. А в 2016 году начались первые сигналы, которые дают инвесторам понимание, что можно в эту сторону смотреть.
Это и низкая инфляция, это и улучшение наших суверенных рейтингов. В принципе, инвесторы начинают понимать, что у нас наступила зыбкая, но макростабилизация. И если ситуация будет не хуже в 2017 году, то мы будем ожидать, что в следующем году мы будем видеть первые серьезные инвестиции, возобновление инвестирования в Украину.
Не проведена ключевая реформа, которая является залогом всех остальных реформ – это реформа госслужбы
– От чего зависит желание инвесторов вкладывать деньги в нашу страну?
– Давайте понимать реальность – инвесторы не инвестируют в страну. Инвесторы инвестируют в конкретную сделку. И самая большая проблема на сегодня – у нас отсутствие конкурентных инвестиционных предложений. То есть, инвестор рассматривает страну в рамках анализа рисков и возможностей реализации конкретного проекта. Поэтому первая проблема в том, что у нас отсутствуют, достаточно качественно проработанные проекты, которые мы готовы предложить инвесторам.
Кроме того, есть три вещи, мешающие им принимать такие решения. Это, в первую очередь, судебная система. Какие бы не были все остальные проблем с разрешениями, с лицензиями, с несовершенным регуляторным полем, если есть доверие к судебной системе и есть институция, в которой можно обжаловать любое решение – или недобросовестного контрагента, недобросовестный государственный орган или конкретного госслужащего – то все остальные проблемы могут быть решены в судах.
На сегодня, к сожалению, наша судебная система не обеспечивает инвестору такой уверенности. И это самая болезненная наша проблема.
На втором месте наша налоговая система, которая просто дразнит инвестора. Она не столько создает в конечном случае проблем, но это занимает кучу времени, кучу средств на юристов, кучу судебных решений. И оно создает большое раздражение. И третье я бы назвала коррупцию.
– Прошлый год охарактеризовался плавным уходом части людей из правительства, которых называли реформаторами. Много кто говорит, что это реванш. Реванш системы. Действительно ли это реванш?
– Люди меняются. Я скажу что это ротация людей, результаты которой будут видны в следующем году. Одна часть людей ушли по политическим мотивам. Другие пошли совершенно из прагматических мотивов. Я тоже ушла из правительства. Ты не можешь долго работать за копейки в таком режиме. Это не модель, которая может долго работать, ведь одним из ключевых условий успеха является наличие сильной команды.
К сожалению, мы не смогли сделать ключевую реформу, которая является залогом всех остальных реформ. Это реформа госслужбы. Любой министр, заместитель министра, руководитель органа, он один не в состоянии все сделать. У него должна быть сильная команда. Но все эти люди начали возвращаться в бизнес, искать работу, которая бы смогла прокормить их семьи.
И если в 2017 году не будет запущена системная реформа государственной службы, которая будет проводить открытые нормальные конкурсы, которая будет обеспечивать людям, которые придут на государственную службу, средний адекватный уровень заработной платы, мы не построим стабильную систему, которая будет работать из года в год и не менять кардинально свой курс.
Неоднозначности нашего законодательства приводят к тому, что всегда можно найти нарушения у любого бизнеса
– Если вспомнить обыски, которые достаточно активно были в ІТ-компаниях. Что можно сделать с этим, как их остановить?
– Мы же видим, что в других странах тоже правоохранительные органы проводят свои следственные действия, они изымают документы. Но у нас очень часто форма, в которой это делается, создает большую негативную картинку, в которой Украина выглядит во внешнем мире. Потому что вместо нескольких следователей, которые очень быстро могли бы получить всю ту информацию, которую им нужно в рамках уголовных дел, у нас приезжает три наряда с автоматами.
С чем это связано? Это связано с нашей ключевой проблемой – неоднозначностью нашего законодательства, которое можно прочитать с одной стороны, а можно прочитать с другой. К сожалению, такая у нас работает правоохранительная система, что всегда может найти нарушения у любого бизнеса. Еще одна большая проблема – бизнес намного инновационный, чем наша система права, правоохранительная система и государственная служба. Особенно это касается IТ-бизнеса.
В большинстве органов власти отсутствует понимание сути этого бизнеса, как он работает с точки зрения финансов, с точки зрения налогов, с точки зрения продуктов, которые они делают. От незнания возникает еще одна огромная проблема – разрыв между IТ-бизнесом и государством, которая пробует каким-то образом его регулировать.
– В этом году в рейтинге Doing Business мы немного улучшили положение, а в следующем нам обещают значительное улучшение. Какие есть основания считать, что мы будем расти?
– У нас на сегодня есть три болезненные точки, среди которых строительство, банкротство и присоединение к электрическим сетям. Если мы решим эти три проблемы и по этим трем проблемам будем внутри этого рейтинга, мы автоматом поднимемся вверх. В чем суть Doing Business? В принципе, это суть глобального места страны в соревновании за инвестиции. Потому что в Doing Business все страны тоже движутся вперед. Это конкуренция. Это же не значит, что все остальные ничего не делают, одна Украина делает реформы.
Давайте посмотрим по миру. Каждая из стран так же, как и мы, конкурирует за каждый доллар инвестиции. И есть страны, которые делают это быстрее и лучше, чем мы. Мы имеем целый ряд проблемных сфер. Но если мы сфокусируемся на ключевых, тогда появится повод для быстрого подъема в рейтинге.
В рейтинге Doing Business очень важно фокусироваться. Строительство, банкротство и присоединение к электрическим сетям – три сферы, которые тянут Украину вниз в рейтинге Doing Business. Всем остальные тоже немаловажно заниматься, но давайте быть реалистами – все сразу за год решить невозможно. Поэтому, производя тысячи законов, которые у нас зарегистрированы в Верховной Раде, по сути, тратим время. Вместо того, чтобы объединиться, не регистрировать пять альтернативных законов, не соревноваться чей закон лучше. Собраться, сделать один.
Строительство, банкротство и присоединение к электрическим сетям – три сферы, которые тянут Украину вниз в рейтинге Doing Business
– Каков ваш прогноз на 2017 год, нам удастся увеличить объем инвестиций?
– Мы сейчас живем во время такой глобальной неопределенности. Это связано и с выборами, которые прошли в США, и с Brexit, с предстоящими выборами во Франции. Крупнейшие партнеры Украины сейчас тоже находятся в стадии изменений. Большой фактор – что будет с ценами на нефть в мире. На сегодня прогнозы экспертов разнятся и никто сейчас не готов дать какую-то гарантию, что цена будет 40, 50, 60 или 70 долларов.
Из плюсов. Мы видим, что цены на наши ключевые экспортные товары понемногу восстанавливаются. Это цены на руду, металлопрокат. Растут цены на аграрную продукцию. Это добавляет нам уверенности в том, что экспортная выручка будет расти. Второй из положительных моментов. Мы уже прошли пик падения экспорта в Россию. Наши экспортеры начали восстанавливать и устанавливать другие экспортные связи. Украинский экспорт начинает диверсифицироваться по миру, в том числе с помощью многочисленных торговых миссий, которые проводились в течение последних двух лет.
Третье – это макростабилизация. Инвестор не пойдет в страну, в которой 43% инфляция, в которой девальвирует валюта и в которой нет понятной перспективы развития ключевых секторов хотя бы на 3-4 года. Поэтому очень важно удержать эту макроэкономическую стабилизацию.
Для внешней среды очень важно дальнейшее сотрудничество с МВФ. Это не мантра. Это просто набор тех вещей, которые нам нужны, чтобы сбалансировать нашу финансовую систему. А это напрямую влияет на наши суверенные рейтинги, рейтинги украинских компаний, позволяет привлекать качественное и дешевое финансирование.
Почему важно делать реформу наших государственных предприятий? Если эти компании будут изменять подходы к управлению, инвестициям и очищение от коррупции, они смогут привлекать у международных финансовых учреждений финансирование под 2-3% на 20 лет, а не под 12%, как сейчас, реализовывать совместные проекты с международными компаниями, привлекать новые технологии, платить дивиденды в бюджет. Это один из примеров, когда начатая реформа имеет конкретный финансовый и экономический эффект.
И нужно понимать, что если темп и качество изменений будет падать, это четко будет отражаться на экономике и наоборот.
Источник: НВ