Вынуждена разочаровать любителей драматических эффектов: никто из иностранных инвесторов пока не хлопнул дверью, скорее они в нерешительности топчутся на пороге. Неопределенность – главная для бизнеса характеристика нынешней политической ситуации. С одной стороны, иностранцы видят привлекательный российский рынок, на котором все еще можно заработать больше, чем в Европе. С другой стороны, есть риск, что Россия пойдет по пути экономической изоляции: тогда вложенные сюда деньги могут быть потеряны.
Пока не появится хоть какая-то определенность, зарубежные инвесторы поставят свои решения на паузу. Рынку придется ориентироваться на российские деньги. Но я думаю, что это не станет для нашей индустрии большим потрясением.
Недавно мы выпустили исследование Russian Internet Deal Book, в котором проанализировали все данные об инвестиционных сделках в Рунете за последние два года и выделили основные тренды. Так вот, доля российских денег в Рунете увеличивалась еще до начала украинских событий. Если в 2012 году 42% инвестиций в Рунет имели чисто российское происхождения, а в 2013-м – уже 53%. Эта тенденция продолжится и в 2014 году.
Другой важный тренд: инвесторы все больше интересуются компаниями на позднем этапе развития, то есть устойчивым бизнесом, которому необходимы средства для масштабирования, и все меньше – посевными инвестициями. Это говорит о зрелости рынка. Цифры такие: в 2011 году сделки раундов C, D, E составляли всего 13% от общего объема инвестиций в Рунет. В 2013 году их доля уже в 3,5 раза больше – 45%!
Что стоит за этим трендом? Когда четыре-пять лет назад в России начинала формироваться венчурная индустрия, ожидания многих инвесторов и фондов были завышенными. Рост инвестиций в 2010–2011 годах подогревался такими событиями, как успешное IPO Mail.ru Group и «Яндекса». Это был бум молодых стартапов: многие верили, что, если вложиться на начальном этапе развития, можно недорого вырастить новый Facebook или Twitter.
В 2012–2013 годах стали видны первые результаты инвестиций. Стало понятно, что ожидания были завышенными: выстреливают лишь единицы. К тому же вкладывать приходится не только много денег, но и семь-восемь лет времени (например, основанный в 2006 году Twitter вышел на IPO в 2013-м). Многие российские инвесторы, привыкшие к быстрым оборотам, оказались к этому не готовы.
Словом, инвесторы стали осторожнее: выбирают более надежные объекты инвестирования, повысились требования к качеству команд. Это и называется зрелостью – рынок излечивается от детских болезней. Вчерашние стартапы превращаются в надежный интернет-бизнес. А для такого бизнеса всегда найдется покупатель. Именно поэтому мы ожидаем в 2014–2015 годах новые «экзиты» российских интернет-компаний, а процесс слияний и поглощений активизируется.
Но кто будет покупать эти компании, если иностранцы заморозили свои инвестиции? Я думаю, что пришло время российского стратегического инвестора. Россия проходит этап, когда традиционный бизнес, раньше не имевший отношения к интернету, движется в онлайн. Это видно по таким отраслям, как розничная торговля, банки, туризм. Интернет-сервисы будут появляться у всех компаний, работающих с массовым потребителем. Многие крупные ритейлеры, страховые компании, банки пытаются самостоятельно создавать онлайн-сервисы. У некоторых получается (как, например, в случае с «М.Видео»), но чаще всего это проигрышная стратегия. В интернете нужны совсем другие навыки, развивать которые просто нет времени.
Покупка готового интернет-бизнеса – привлекательная альтернатива самостоятельному выходу в онлайн. Не придется погружаться с головой в проблемы нового бизнеса: основатели интернет-компании уже собрали команду, опробовали свои ноу-хау, создали продукт. А значит, бизнес заработает в интернете не через месяц или через год, а немедленно – и уже на большую аудиторию. Это даст преимущество перед конкурентами, которые развивают собственные интернет-решения.
Недостаток – цена вопроса. За готовую компанию придется единовременно заплатить довольно большую сумму денег. При самостоятельном развитии интернет-бизнеса эти деньги можно тратить постепенно, распределив инвестиции на несколько лет. Но тогда и работающий бизнес вы получите не раньше, чем через три года. За это время можно упустить конкурентное преимущество, не говоря о том, что всегда есть риск ошибок. Рынок знает много примеров, когда офлайн-игроки самостоятельно пускаются в интернет-плавание и терпят крушение.
В ближайшие годы слияние офлайна с онлайном будет одним из важных трендов российского рынка. Во всех секторах офлайн-бизнеса снижаются темпы развития, поэтому онлайн станет новым драйвером роста. Так что иностранные инвесторы, замораживая свою российскую деятельность, фактически подталкивают интернет-стартапы в объятия офлайна. Венчурных денег меньше – значит, надо становиться эффективнее и активно искать покупателя.
Кто же пострадает на венчурном рынке сильнее всех? Боюсь, это стартапы на посевных стадиях, когда фактически есть только идея бизнеса. Есть вероятность, что зарубежные инкубаторы и акселераторы вообще перестанут рассматривать инвестиционные проекты из России, да и сейчас получить инвестиции от них очень сложно. Еще один фактор: государство больше не раздает бесплатных денег. По результатам нашего исследования, в 2013 году государственных грантов стало как минимум в три раза меньше по сравнению с 2011-м. Ну а частные российские инвесторы редко готовы вложиться в идею, которую надо долго выращивать.