Украинская железная дорога — один из важных интересов министра в этом визите. В марте 2024 года испанская государственная железная дорога ADIF и Укрзалізниця подписали меморандум о пилотном внедрении инновационной технологии автоматического изменения ширины колеи. Простыми словами — специальные механизмы, установленные на пункте пересечения границы между Украиной и странами Европы, позволят менять ширину колес вагонов автоматически, на тихом ходу поезда, даже без его остановки, что существенно упростит путешествия между Украиной и странами ЕС и ускорит их.
Однако, это не единственный проект. Вместе с министром в Украину прибывают более 20 крупных испанских бизнесов, которые, несмотря на войну, заинтересованы в проектах восстановления Украины и мотивированы искать партнерства с украинскими компаниями. Среди них и компании, предлагающие инновационные решения для украинской энергетики, которая после обстрелов со стороны России понесла тяжелые потери.
«Испания подписала договор безопасности с Украиной и выражает непоколебимую приверженность восстановлению Украины» — объясняет Куэрпо.
— Испания гарантировала свое участие в поддержке экономической стабильности в Украине и ее восстановлении. Какие направления такой поддержки вас интересуют сегодня и в каких сферах вы видите наибольшую перспективу для экономического партнерства?
— Главная цель моего визита — продолжить укрепление сотрудничества путем встреч с украинской властью и привлечения испанских фирм, которые проявили большой интерес к участию в реконструкции и восстановлении Украины. Поэтому мы вместе с вашими властями определяем сферы возможностей и привлекаем 23 испанские фирмы к работе в стратегических отраслях. Мы видим много сфер для сотрудничества частного сектора, таких как железная дорога, энергетика, сельское хозяйство, здравоохранение, кибербезопасность.
— Не так много испанских компаний было представлено на украинском рынке, некоторые, как [испанская компания, мировой лидер сетей розничной торговли одеждой] Inditex, решились вернуться после паузы, вызванной войной, только в 2024 году. Что раньше мешало испанскому бизнесу работать в Украине и что может остановить его сейчас?
— Я бы перевернул этот вопрос. Даже сейчас, в разгар конфликта, наблюдается высокий уровень заинтересованности частного сектора в участии в восстановлении Украины. Очень хорошим сигналом является то, что у нас есть более 20 компаний из очень разных сфер, которые готовы приехать и принять участие в этом расширенном сотрудничестве. Вы упомянули Inditex, но у нас есть фирмы и в энергетическом секторе, такие как Faraday, которые также будут вносить свой вклад в эту ключевую стратегическую сферу в будущем, помогая модернизировать страну. Другие компании, такие как Acciona, также будут участвовать в энергетическом секторе, в возобновляемой энергетике. У нас также есть компании в области здравоохранения, технологий и сельского хозяйства.
— Какие самые важные риски для испанских инвесторов в Украине во время войны? На что они обращают внимание в первую очередь?
— Инвесторы частного сектора внимательно следят за элементом неопределенности и за тем, как будет развиваться агрессивная война России. Это был ключевой фактор для частного сектора в начале конфликта. Но даже сейчас, когда конфликт затягивается, многие испанские компании готовы продолжать вносить свой вклад и сотрудничать, даже беря на себя определенный элемент риска. Это связано с тем, что восстановление необходимо сейчас, даже в условиях продолжающейся войны, поэтому частный сектор готов делать эти дополнительные шаги, чтобы также приложить свои усилия и реализовать проекты.
— Поговорим о финансовом секторе. В Украине работают крупные немецкие и французские банки, и, возможно, вы знаете, что финансовая система Украины остается стабильной, даже в такие трудные времена. По вашему мнению, почему такие крупные и разветвленные испанские банки, такие как Santander, до сих пор не представлены в Украине, возможно, у них есть какие-то планы относительно Украины?
— Я думаю, что это один из элементов, которые, я надеюсь, появятся в результате наших дискуссий с властями, а также с бизнес-сектором в Украине. В каких сферах мы можем усилить присутствие испанских фирм в Украине. Как вы сказали, у нас очень сильный финансовый сектор, поэтому это будет частью обратной связи, которую я хочу получить от этой поездки, чтобы увидеть, какие сферы нам нужно продолжать развивать с точки зрения большего присутствия испанских компаний.
— Испания является одним из крупнейших импортеров украинской пшеницы и зерна. Видите ли Вы перспективу увеличения объемов этого импорта в ближайшие годы и что может этому способствовать?
— Испанская государственная железнодорожная компания ADIF подписала меморандум о сотрудничестве с Укрзалізницей по автоматической замене ширины колеи. Этот проект позволит поездам на малом ходу, без остановки переходить с европейских путей на украинские и обратно. Когда вы ожидаете запуск этого проекта?
— Мы ожидаем, что пилотный проект может начаться в ближайшее время, которое обсудим с украинскими коллегами, поскольку это очень важное дело, которое подчеркивает передовую технологию, которую Испания разработала и испытала самостоятельно, а именно автоматическое изменение ширины колеи. Эта технология может соединить Украину с остальным континентом и помочь в интеграции украинской транспортной системы с Европой. Это физический путь к полной интеграции Украины в ЕС, сокращению транспортных расходов и времени. Мы ожидаем, что пилотный проект продлится около года.
— Возможно, у вас есть какие-то оценки, сколько будет стоить этот проект?
— Я думаю, что мы должны быть осмотрительными с точки зрения окончательных затрат. Расходы будут зависеть также от его окончательной продолжительности и других факторов, но мы уверены, как я уже сказал, что конечный результат будет положительным с точки зрения полноценного внедрения этой технологии после завершения пилотного проекта.
— Готова ли Испания финансировать пилотный проект или инвестировать в этот проект?
— Со своей стороны, мы вкладываем деньги в этот проект. Мы полностью привержены соглашению между ADIF и Укрзалізницей. Сейчас мы хотим двигаться вперед с пилотным проектом.
— Какого результата вы планируете достичь? Сколько времени займет, например, доставка поезда с зерном от украинской границы до границ или портов Испании?
— Я оставлю это на ответ техническим специалистам с точки зрения конечных результатов, не только в экономии времени, но и в экономии затрат. Но из информации о том, что у нас есть эта технология, можно сделать вывод, что она будет оказывать значительное влияние как на экономию времени, так и на экономию средств для Украины.
— Испания — один из лидеров строительства возобновляемой распределенной энергетики, которая сегодня очень нужна Украине. Какой опыт, экспертизу технологии Испания могла бы передать Украине в этой сфере?
— Мы понимаем, что энергетика является ключевым элементом для восстановления Украины. В 2022 и 2023 годах мы внесли свой вклад в работу по ремонту системы, передавали высоковольтное оборудование, а также электрогенераторы. Этой поездкой мы делаем новые шаги для укрепления этого сотрудничества, в частности для укрепления энергосистемы Украины. В составе делегации есть испанская компания Faraday, которая предоставляет услуги по строительству инфраструктуры газового производства электроэнергии и заглубленных и бункеризированных электроподстанций. Кроме того, у нас есть компании с большим опытом в сфере передачи высокого напряжения и возобновляемых источников энергии. Опять же, у нас есть ведущая мировая компания Acciona, у которой уже есть значительное присутствие в Украине, которая также будет предлагать дополнительные решения в этом конкретном секторе. Мы постараемся внести вклад во все различные сферы в энергетическом секторе, которые необходимы для дополнительной устойчивости.
— Эта зима будет очень сложной для украинской энергетики. Это тема номер один в Украине на сегодняшний день. Есть ли какие-то неотложные решения, которые Испания могла бы предложить Украине, чтобы мы были способны пройти этот тяжелый период?
— Нам нужно сконцентрировать усилия на проектах на местах и на том, как наши фирмы могут помочь развивать их не только в краткосрочной, но и в среднесрочной перспективе, чтобы усилить устойчивость энергетического сектора. Поэтому мы должны помочь сейчас с широким спектром решений, включая такие специфические элементы, как подземные газовые электростанции. Но, в конце концов, мы должны начать думать и о среднесрочной перспективе. Мы также можем помочь с более общим взглядом на то, как Испания сталкивается с этим энергетическим переходом и как мы делаем сильную ставку на наш сектор возобновляемой энергетики. Около 60% нашей электроэнергии ежедневно поступает из возобновляемых источников. И это доказано как фактор конкурентоспособности для наших отраслей. Это еще одна область, в которой мы также можем помочь национальным органам власти и сотрудничать.
— Страны Большой семерки договорились о выделении Украине $50 миллиардов кредита под залог российских активов. Когда, по Вашему мнению, Украина сможет получить первые деньги по этой программе?
— Ну, это то, что министры финансов обсуждали в течение последних нескольких месяцев. Но позвольте мне коротко напомнить вам обо всем, что мы сделали на двусторонней основе с испанской стороны, потому что я думаю, что, возможно, первым элементом будет гуманитарный элемент. Сегодня в Испании проживает около 200 тыс. украинцев, многие из которых работают. На самом деле, Испания занимает четвертое место по количеству украинских беженцев, несмотря на то, что мы находимся далеко, и между нами много стран. Мы очень гордимся тем, что многие ваши соотечественники решили поселиться в Испании. На военном фронте премьер-министр Педро Санчес подписал дополнительное обязательство о выделении 1 миллиарда евро военной помощи, подписанное во время недавнего визита президента Зеленского в Испанию. Существует также финансовая помощь через различные инструменты, включая многосторонние банки развития, Всемирный банк, ЕБРР, ЕИБ и даже все инструменты, которые мы направили через Европейскую комиссию, куда Испания выделит €3,4 миллиарда.
Что касается последних усилий по использованию прибылей, вытекающих из иммобилизованных российских активов. Здесь ЕС приложил все усилия для того, чтобы как можно лучше использовать эти обездвиженные активы. И мы достигли прогресса в отделении этих доходов и направлении их на военные усилия. И, собственно, недавно мы одобрили первую выплату в размере $1,4 миллиарда, поступивших от этих доходов. Следующим шагом в этой дискуссии является объединение всех этих денег вместе и предоставление авансового кредита в размере $50 млрд, который затем можно было бы погасить за счет этих поступлений от иммобилизованных активов. Такая общая договоренность была достигнута на уровне Большой семерки. Но я думаю, что это больше, чем соглашение G7. Это соглашение, которое будет включать все страны ЕС, потому что это общее дело всех союзников Украины. И мы надеемся, что этот кредит может быть реализован как можно быстрее. Сейчас мы работаем над конкретными техническими и юридическими деталями. Но я думаю, что обязательства очень четкие со всех сторон.
— Каково отношение к России в Испании с начала большой войны? Изменилось ли оно с течением времени, ведь российско-украинская война происходит далеко от Испании?
— Ну, географически это далеко, но с самого начала существует общий настрой гражданского общества в поддержку Украины. Я не вижу пока что элемента усталости испанского населения от этой ситуации. Неизменная поддержка Украины со стороны испанского правительства имеет поддержку нашего населения.
— Многие страны видят риски гибридной войны со стороны России, и в целом уровень неопределенности ощутимо возрастает пока война продолжается. Многие страны сейчас перевооружаются, покупают новое оборудование. Испания также начинает процесс перевооружения?
— У нас есть обязательства в рамках НАТО фактически увеличить уровень наших военных расходов до 2% ВВП, и мы находимся в процессе выполнения этого обещания, этого компромисса до 2029 года.