Switch to English
Вход
Инвестиционные предложения
Новости
Аналитика
инвестировать Найти инвестора

Как получить грант 1.000.000 € от ЕС? История SolarGaps

Что осталось за кулисами новостей и как украинскому бизнесу получить грантовое финансирование от ЕС из первых уст.

Недавно все украинские СМИ написали об успехе проекта SolarGaps — стартап получил от Еврокомиссии грант на сумму € 1.000.000 в рамках программы Horizon 2020 SME Instrument Phase 2.

На лекции в HUB 4.0 операционный директор SolarGaps Юрий Цвиркун и менеджеры проекта Юрий Блавт и Мария Погодичева из компании CIVITTA рассказали, что осталось за кулисами новостей, и как украинскому бизнесу получить грантовое финансирование от ЕС.

Прежде чем говорить о конкретном кейсе SolarGaps, стоит ознакомиться с программой Horizon 2020 SME Instrument в целом.

Что такое Horizon SME-Instrument

Инструмент Горизонт 2020 для малых и средних предприятий помогает высокорисковым инновационным бизнес-проектам создавать и выводить на рынок новые продукты, услуги и бизнес-модели, которые могут стимулировать экономический рост. Horizon SME-Instrument предназначен для новаторов, которые формируют новые рынки или совершают революции в существующих отраслях.

Инструмент Horizon 2020 SME состоит из трех фаз.

Фаза 1

  • Сумма гранта: €50 тыс.
  • Цель фазы: Сформулировать надежный, высокопотенциальный, инновационный проект с европейской или глобальной стратегией. Исследование технической осуществимости проекта и его коммерческого потенциала. Разработка бизнес-плана на основе первоначальных исследований.
  • Для подачи необходимо заполнить заявку в электронном виде на 10 страниц. Шаблон заявки Фазы 1 программы Горизонт 2020 можно скачать на сайте Европейской комиссии. Заявка оценивается удаленно несколькими экспертами, проекту выставляется оценка от 0 до 15.
  • Дедлайны подачи: 7 мая 2019, 5 сентября 2019. После этих дедлайнов Фаза 1 будет закрыта.

Фаза 2

  • Сумма гранта: от €0,5 до €2,5 млн.
  • Цель фазы: Фокус на стратегическом бизнес-плане, ожидаемых результатах проекта и критериях успеха как в качественном, так и в количественном отношении.
  • Для подачи необходимо заполнить заявку в электронном виде на 30 страниц и успешно запитчить проект перед жюри в Брюсселе.
  • Дедлайны подачи: 9 октября 2019, 8 января 2020, 18 марта 2020, 19 мая 2020, 7 октября 2020.
  • С июня 2019 года будет открыта возможность соинвестирования проектов для частных инвесторов. Таким образом общая сумма сможет достигать €15 млн. Механизм такого финансирования пока до конца не опубликован.

Фаза 3

  • Сумма гранта: нет
  • Цель фазы: Дополнительная информационная, консультационная поддержка проектов-победителей Фазы 1 и Фазы 2.
  • Даются консультации специалистов из разных отраслей, коучинг. Доступ к сообществу победителей предыдущих двух фаз, нетворкинг.
  • Дедлайны подачи: доступно только для победителей Фазы 1 и/или Фазы 2

При этом компании могут подаваться сразу на Фазу 2, минуя Фазу 1, если чувствует уверенность в своих силах. Фактически Фаза 1 — это возможность получить €50 тыс. грантовых средств на качественную проработку заявки для Фазы 2.

История успеха: как SolarGaps получили миллион

SolarGaps — солнечные жалюзи, которые превращают окно в площадь для генерации солнечной энергии. Кроме того жалюзи предотвращает перегрев помещения солнечными лучами. Сегодня продукт позиционируется как B2B-решение, которое превращает фасады бизнес-центров в вертикальные электростанции.

 

Хронология фандрейзинга компании SolarGaps

  • Май-июнь 2017 кампания на Kickstarter принесла более $100 тыс.
  • Октябрь 2017 $142 тыс. собрали на платформе Indiegogo
  • Август-сентябрь 2018 получение гранта Фазы 1 Horizon 2020 — €50 тыс.
  • Январь-апрель 2019 получение гранта Фазы 2 Horizon 2020 — €1 млн.

Юрий Блавт (CIVITTA) рассказал о хронологии победы в программе Horizon 2020 SME Instrument:

«Мы начали наш путь с SolarGaps в августе 2018 года, подготовив вместе с командой заявку Фазы 1 на сентябрь 2018. Тогда у нас было предварительное видение позиционирования продукта и рынков, существовала гипотеза о ценообразовании и бизнес-модели.

Через месяц после подачи пришел позитивный ответ, а еще через месяц подписали контракт и начали работать над имплементацией Фазы 1.

На этом этапе глубже изучали возможные рынки, оценивали конкурентов и определили позиционирование, подали патенты и получили TradeMark. Защита интеллектуальной собственности — очень важный критерий для тех, кто оценивает заявку. То есть готовили все материалы для заполнения заявки на Фазу 2».

По словам Юрия Блавта, Фазу 2 с первого раза выиграть очень сложно, и, как правило, все аппликанты проходят 3-5 циклов доработки заявки и питча.

Стартап подавался для участия в Фазе 2 Horizon 2020 четыре раза: трижды комиссия оказывала либо на тапе электронной заявки, либо после офлайн-питчинга в Брюсселе.

«Ранее мы позиционировали себя как компания с двумя типами продуктов для сегментов B2B и B2C. Когда мы впервые подавали заявку на Phase 2, то получили отказ, по всей видимости потому, что в Solar Gaps как продукт для конечных клиентов комиссия не поверила», — поделился Юрий Цвиркун, операционный директор SolarGaps.

Юрий Блавт так прокомментировал вероятность победы в Фазе 2: «В январе 2019 года для участия в Фазе 2 подало заявки около 2300 компаний. Из них приблизительно 800 получили 13 и более проходных баллов. Из этих 800 на интервью пригласили 130 стартапов. В конечном итоге, после питчинга получили финансирование до 70 проектов. То есть вероятность успеха составляла 3,6%».

 

Как проходит питчинг проекта в Брюсселе

О презентации стартапа перед комиссией рассказал Юрий Цвиркун:

«Питчи проходят параллельно в восьми залах — каждый зал для отдельной сферы (медицинская техника, энергия, IoT и т.д.). То есть у инвесторов в жюри есть отраслевая специализация, но не стоит ждать, что они будут понимать все тонкости каждого проекта.

Питч происходит так: в маленькой комнате сидит 8 VC-инвесторов, которых пригласила Еврокомиссия. У стартапа есть 10 минут на презентацию и 20 минут для ответов на вопросы.

Мы проходили отбор дважды и два раза приезжали для питчинга в Брюссель.

В первый раз я знал наизусть каждую строчку нашего P&L, все цифры динамики роста продаж и снижения себестоимости продукта. Одним словом, кучу цифр и информации вез в голове — но ничего из этого не понадобилось. Члены жюри задают очень общие вопросы.

Мы поняли, что электронная письменная заявка должна быть основательной, продуманной, а питч должен зажечь слушателей, чтобы они поверили в ваш продукт. Важно показать, как продукт повлияет на достижение глобальных целей Евросоюза».

Что дает победа в Horizon 2020 SME Instrument

«Ну, во-первых, деньги. Кроме очевидного — поддержка коучей и нетворкинг среди других инновационных проектов Европы.

А еще престиж и узнаваемость. После того, как широкой публике стало известно о том, что SolarGaps получили миллион от ЕС, к нам „ломанулись“ инвесторы.

Грант дает возможность увеличить стоимость стартапа, ведь чем дальше компания выходит в рынок, тем больше она стоит. И в целом, чем раньше стартап получает грант и развивается благодаря грантовому финансированию, тем лучше это для инвестиционной стратегии», — поделился Цвиркун.

Заполните, пожалуйста, ваши контактные данные, чтобы получать ежемесячную рассылку!
Обратный звонок
Спасибо! Мы с вами свяжемся.