Уже в следующем году украинскому бизнесу, который использует иностранные компании в своей деятельности, придется столкнуться с новыми вызовами. Одни уже вступили в силу, другие имеют более отдаленные сроки, но учитывать их лучше уже сейчас.
Итак, с 1 декабря в Украине вступила в силу Многосторонняя конвенция о выполнении мероприятий, направленных на противодействие размыванию базы налогообложения и выведению из-под него прибыли (MLI). Этот документ Украина подписала 23 июля 2018 года, а весной 2019-го Верховная Рада его ратифицировала.
MLI противодействует применению гибридных схем уменьшения налоговой нагрузки путем получения статуса резидента в третьей стране и злоупотреблениям положениями соглашений об избежании двойного налогообложения.
Что изменится в 2020 году?
Важно знать, что после новогодних праздников украинский налогоплательщик не получит льготы, предусмотренные соглашением об избежании двойного налогообложения, если он не докажет, что одной из основных целей его операций не было именно получение этих льгот.
Очень многие крупные украинские компании структурировали свой бизнес через иностранные холдинговые компании. При этом основной целью такого структурирования было как раз выведение прибыли из Украины с наименьшими налоговыми последствиями. Такие холдинговые компании существовали формально, не имели офиса и реальную деятельность не вели. Прибыль выводилась в виде процентов по займу, уплаты роялти, дивидендов.
Теперь, осуществляя выплату такого дохода в пользу иностранной компании, украинский налогоплательщик должен будет доказать, что выплата дохода с применением пониженной ставки налогообложения на основании конвенции будет производиться в пользу компании, которая создана не с целью минимизации налоговых последствий, а исходя из других экономических, административных или политических предпосылок.
Под удар попадают пассивные доходы (дивиденды, проценты, роялти) в Украине, которые выплачиваются в пользу нерезидентов, прирост капитала от продажи корпоративных прав украинских компаний, стоимость которых сформирована преимущественно за счет недвижимого имущества.
И уже будет невозможно продать предприятие в Украине, уступив акции его номинального владельца за рубежом без уплаты налогов. Или, будучи резидентом Украины, осуществлять здесь бизнес-деятельность от имени иностранного юрлица и не платить налоги с нераспределенной прибыли.
Кого коснется MLI-конвенция
Конвенция также должна пресечь злоупотребления, когда компании осуществляют бизнес на территории другой страны без «физического» корпоративного присутствия в ней. Это касается интернет-торговли, различных консультационных услуг, торговли.
Деятельность на территории соответствующей юрисдикции будет подпадать под налогообложение через институт «постоянного представительства». При этом «постоянным представительством» может быть признана формально не связанная с иностранным юридическим лицом украинская компания.
При чем раньше можно было избежать получения статуса постоянного представительства, например заключив агентский договор. Теперь же, если юрлицо действует от имени иностранной компании, считается, что последняя имеет постоянное представительство в Украине с соответствующими налоговыми последствиями, в том числе касающимися трансфертного ценообразования.
Также деятельностью постоянного представительства является непосредственное создание продукта или создание существенной его стоимости. Например, в структуре затрат высокотехнологичного е-коммерс проекта – сайта, продающего медиаконтент, 80% затрат составляет стоимость его техподдержки и усовершенствований, которые осуществляет команда девелоперов, локализующихся в Украине.
В этом случае для целей налогообложения деятельность иностранной компании – владельца сайта при определенных обстоятельствах может быть приравнена к деятельности через постоянное представительство.
Например, если основные затраты, связанные с созданием продукта, который продается по всему миру, осуществляются именно в Украине.
Нахождение в Украине склада с товаром, принадлежащим иностранной компании, а также управление компанией менеджментом из Украины также являются признаками постоянного представительства нерезидента, которые влекут за собой налоговые последствия.
Что уже имплементировала Украина?
MLI является частью Плана действий по борьбе с размыванием базы и выводом прибыли из-под налогообложения (BEPS), который составили страны – члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Украинские депутаты уже рассмотрели и приняли в первом чтении законопроекты №1209-1 и №1210, которые имплементируют ключевые шаги BEPS, ограничивающие использование налоговых льгот при выплате пассивных доходов, а также вводящие более жесткие правила применения трансфертного ценообразования, включающие все больший круг лиц под действие этих особых правил, а также ограничивающие возможности физических лиц, уклоняющихся от уплаты налогов на доходы в стране, где они являются налоговыми резидентами, использующих при этом различные схемы и структуры.
Кроме того, недавно народные избранники уже приняли во втором чтении еще и законопроекты №2102 и №2103, которые теперь должен подписать президент Украины.
Благодаря этим изменениям в нашем законодательстве будет осуществляться автоматический обмен налоговой информацией с другими участниками масштабной международной борьбы. Так, многостороннее соглашение MCAA CRS заключено между более чем 100 странами мира и предусматривает получение ими информации об активах своих резидентов в странах-участницах.
Спустя два года информация о счетах, компаниях и активах украинцев за рубежом станет известна украинской налоговой.
О ком будут знать больше?
Как разъяснила ОЭСР, теперь налоговые органы традиционных офшорных юрисдикций будут сообщать налоговым органам, в которых находятся бенефициарные собственники таких компаний, о случаях невыполнения этими компаниями требований сабстанс.
Эта информация позволит налоговым органам установить конечного получателя дохода – бенефициарного собственника компании. Далее будут включаться правила трансфертного ценообразования, правила налогообложения контролируемых иностранных компаний и другие нормы, предусматривающие начисление налогов, от которых уходили с использованием корпоративной структуры в низконалоговой стране.
Таким образом, использовать компании-оболочки для целей генерирования доходов в обход действующих налоговых правил становится все сложнее. Заинтересованность в получении таких данных должно подтвердить Министерство финансов Украины, а далее информация будет предоставляться в автоматическом режиме.
Государственная налоговая служба Украины также в автоматическом режиме обязалась делиться данными об американских налогоплательщиках с налоговой Соединенных Штатов Америки. И в будущем Минфин Украины допускает принятие модели взаимной передачи данных.
Кроме того, подписи президента ожидает принятый в декабре закон о предотвращении и противодействии отмыванию доходов (законопроект №2179), который ужесточает требования к финансовому мониторингу в стране. Документ существенно расширил круг лиц, являющихся субъектами первичного финансового мониторинга. Теперь к ним относятся и лица, осуществляющие услуги по обращению виртуальных (электронных) активов, посредники в торговле недвижимостью, бухгалтеров, адвокатов и их объединения, налоговых консультантов.
Также закон закрепил рискоориентированный подход при осуществлении финансового мониторинга.
Изменения в украинском законодательстве направлены на ужесточение фискальной составляющей, возложение контрольных функций на бизнес, правила ведения которого становятся все более сложными по всему миру.
В частности, планируется создать экосистему, нетолерантную к злоупотреблениям, и обеспечить ответственное ведение бизнеса с прозрачными и равными условиями. Времени на реструктуризацию бизнеса (например, создать в офшорном государстве реально действующий офис с квалифицированным персоналом) остается все меньше.
И это касается не только крупного бизнеса, но и среднего. Не стоит надеяться, что удастся что-то еще выиграть, пока в Украине будут разбираться с более крупными игроками.
Источник: mind