Сегодня Казахстан – одна из наиболее динамично развивающихся стран постсоветского пространства, с мощной поддержкой бизнеса со стороны государства. Многие украинские предприниматели смотрят в строну казахстанского рынка, рассчитывая открыть свой бизнес в этой стране. Украинская компания Pioneer Design Studio, уже открывшая бизнес в Польше, также принялась покорять Казахстан. СЕО и основатель компании Евгений Баздырев рассказывает об особенностях рынка процесса ведения бизнеса там.
Рынок Казахстана можно сравнить с рынком Украины пятилетней давности. Период легких продаж заканчивается, так как «у тебя есть сайт – значит у тебя есть продажи» - уже не работает.
Сейчас мы можем наблюдать спад e-commerce продаж стандартных и шаблонных подходов, рынок немного просел. В этой ситуации выигрывает тот, кто имеет правильный и востребованный продукт, качественный подход к дизайну, маркетингу и рекламе. То есть, на практике это выглядит так: кто успел отреагировать на потребности рынка – остался и укрепился, а тот, кто остался в старой модели – медленно умер.
На сегодняшний день в стране очень хорошо развивается сырьевой сектор – туда направляется больше 50% инвестиций. Также растет интерес к производству и фармацевтике, сельскохозяйственному бизнесу.
В сельском хозяйстве сильную конкуренцию составляет как раз Украина, несмотря на жесткое потряхивание нашей страны.
В последнее время Казахстан пересматривает условия и для IT-бизнеса. Озвученные местными властями проекты по созданию местной “Силиконовой Долины” и налоговых каникул подогревают интерес к этой стране. Касаемо сектора веб-дизайна и рекламы – все выглядит довольно многообещающе. Выход многих сфер на качественно новый уровень будет проходить с использованием и наших разработок.
Сегодня возможности в Казахстане сейчас такие, какие были у нас в Украине 4 года назад.
Потребитель согласен покупать на местном рынке, однако для этого ему нужно предоставить конкурентоспособный продукт. В такой ситуации аудитория обращает внимание, казалось бы, на второстепенные вещи – дизайн или сайт продукта, хотя сегодня они отыгрывают первостепенную роль в условиях большой конкуренции на рынке. Поэтому и бизнесмен пересмотрел свое отношение к дизайну и рекламе, сейчас он выбирает более качественный подход.
Нужно отказаться от шаблонов и старых инструментов. Важно, что тенденция есть, и в дальнейшем будет только развиваться.
Надо понимать, что рынок Казахстана активно растет в отличие от глобального. Если в Украине инфляция в 2015 году составляет более 47%, то в Казахстане она достигает 3,9%. Это что касается экономической стороны.
В Казахстане регистрация бизнеса более прозрачная и быстрая. Регистрация юридического лица может занять до 5 рабочих дней. Налоги в Казахстане одни из самых низких в Мире, НДС составляет 12%. Такими инструментами, лояльностью к компаниям Казахстан увеличивает приток международных инвестиций. Еще одним преимуществом является официальная возможность использования посреднических компаний для оптимизации налогов.
Рынок рекламы, дизайна и цифровых услуг растет. Именно потому, что модифицируется рынок интернет-коммерции. Востребованность в услугах растет за счет увеличения и модернизации самого бизнеса. Спрос рождает предложение. Именно такая ситуация сейчас в Казахстане. У международных студий дизайна есть набор протестированных инструментов, которых нет у местных. В этом аспекте международные студии гораздо эффективнее. Ценники при этом практически не отличаются.
На данный момент мы открылись в тестовом режиме. Тестируем рекламные кампании, уже ведем переговоры с клиентами, скоро открываем офис. Выход примерно такой же, как и в Польшу. В данный момент мы уже можем предоставлять полный спектр наших услуг в Казахстане, вскоре появится и офлайн менеджмент. Все это прорабатываем удаленно, отрабатываем звонки с помощью наших сотрудников в Украине и Польше, но в ближайшее время персонал появится и в Алматы. Все прозрачно и наглядно. Мы откровенно ведем диалог с заказчиком, не выдумывая басен и легенд. Нам важно сохранять абсолютно честные и открытые отношения с клиентом. Если берем большой проект в Казахстане, и заказчику необходимы гарантии – он их получает. Этот проект становится для нашей внутренней кухни таким же, как киевский или варшавский, с абсолютно тем же уровнем сервиса, обратной связью и поддержкой в полной мере.
Нам есть что предложить этому рынку, мы проходили период, который проходит сейчас Казахстан уже несколько раз, поэтому украинские продукты эффективны, качественны и как нельзя кстати для локального заказчика. Украинские игроки становятся волшебным ингредиентом для казахского бизнес-сектора, у нас есть серьезный багаж знаний и умений, которые будут жизненно необходимы и применимы для потребителей Казахстана.
При выходе на казахский рынок мы используем точечные рекламные кампании, суженный спектр услуг, анализируем вовлеченность клиентов, их уровень понимания и лояльности. Среди инструментария также direct mail, личная сеть контактов и клиентов.
Сейчас мы открываем представительство без участия инвесторов. Казахский филиал использует наши внутренние ресурсы для своего развития. Сильным партнером нашего выхода на рынок Казахстана стал Павел Волков, который имеет хороший опыт работы в нашем направлении и является учредителем крупной всеукраинской рекламной компании. Другими словами, для Казахстана нам удалось собрать настоящий dream team.
Возможно, для оперативного рывка в минимальный срок инвестор все-таки понадобится, потому как именно с его помощью будет проще сразу занять лидирующие позиции на рынке Казахстана. Так что наши амбициозные планы предусматривают стороннее инвестирование, и мы активно ведем переговоры на эту тему.
Что касается советов, то универсальной “таблетки” на все случаи жизни не существует. Многое зависит от самого предложения, времени и самого сегмента рынка. Могу предложить несколько общих советов без привязки к сфере деятельности. Главное – не вкладывать серьезные средства до того, как у вас не будет четкой аналитики рынка и тестов на небольших объемах. В первую очередь, необходимо определить востребованность ваших услуг или продуктов на данном рынке. Далее – проанализировать конкурентов, изучить их предложения, подумать, чем ваши услуги лучше тех, которые уже представлены на рынке. Рекомендую использовать точечные рекламные кампании, суженный спектр услуг и анализ вовлеченности клиентов. Все это прорабатывайте удаленно, отрабатывайте входящие звонки и запросы. По факту потребности ваших услуг планируйте выход на рынок той или иной страны.
Интервью подготовила Мила Лернер / InVenture Investment Group