Все чаще мы слышим об успехах украинских стартапов на международном рынке. Недавно еще одна украинская компания, маркетплейс для репетиторов Preply, закрыл раунд на $1,3 млн. от пула инвесторов. Основатель стартапа Кирилл Бигай делится с читателями InVenture своим опытом предпринимательства.
InVenture: Расскажите о своем пути в предпринимательство. Что Вас побудило заняться собственным бизнесом?
Кирилл Бигай: Свой путь в предпринимательство я начал в 2011 году. Тогда, получив два образования в украинских вузах по телекоммуникациям и бизнес-менеджменту, я решил разнообразить свои будни изучением китайского языка. Уже тогда мой график был достаточно плотным и среди всей недели мне удалось выкроить всего 2 дня для изучения языка. Как и полагалось, я начал поиски языковых школ в интернете. Обзвонив каждую, понял, что расписание ни одной из них не совпадает с моими 2 свободными днями в неделю. То что подходило более-менее, не совпадало с моим районом, или же не было нужного мне уровня группы. Весь этот поиск получился очень затратным по времени. Я подумал, что было бы здорово систематизировать процесс подобного поиска, и вместе с приятелем начал работу над первым проектом FindGuru, который представлял собой сервис поиска локальных языковых курсов, танцевальных школ и боевых искусств. С этим проектом мы попали в украинский бизнес-инкубатор EastLabs, где получили первые инвестиции в размере $20 тыс. Однако, проведя полноценное исследование, мы пришли к выводу, что бизнес-модель сервиса плохо масштабируема, в результате чего закончили работу с FindGuru. Нам удалось познакомиться с инвесторами из Бостона, которые в синдикате с инвесторами из Украины инвестировали $180 тыс. на развитие сервиса-аукциона онлайн-репетиторов для подготовки ко вступительным экзаменам на американском рынке. Так появился Preply, а точнее его первая «ипостась». Только вот полученных инвестиций оказалось катастрофически мало для того, чтобы продолжать функционирование площадки в США: основную часть денег съедал маркетинг, который по сравнению с украинскими расценками, невыносимо дорогой. В результате мы закрыли американскую версию Preply, вернулись в Киев и перезапустили сервис с фокусировкой на Skype-репетиторов по иностранным языкам. Сегодня, кстати, с помощью Preply можно найти репетитора не только по иностранным языкам, а и по любой дисциплине со школьной программы, и учителя игры на фортепиано, актерского мастерства и рисования.
InVenture: По каким причинам был выбран именно этот рынок?
К.Б.: Рынок образования всегда востребован. Посудите сами: на каждом столбе висят объявления о языковых курсах. А сегодня, в эпоху тотальной диджитал- и гаджетолизации, особой популярностью пользуется онлайн-образование. Украина – страна, в которой до нас не было особых попыток систематизировать все курсы в одну единственную базу с возможностью действительно удобного выбора начиная от места проведения занятий и заканчивая национальностью преподавателя. Образование – это тренд вне времени, и очень здорово, что украинцы с каждым днем все больше стремятся к новым знаниям.
InVenture: Каково это – быть руководителем развивающегося стартапа?
К.Б.: Чем-то это напоминает классного руководителя – необходимо следить за всеми процессами. Единственное отличие – отсутствие такой жесткой иерархии, да и линейкой по пальцам у нас не бьют. На самом деле необходимо быть крайне внимательным, иногда понимающим, и мотивирующим. Если нет поддержки внутри коллектива – нет и желания совершенствоваться.
Основатели Preply (слева направо): Сергей Лукьянов, Кирилл Бигай, Дмитрий Волошин
InVenture: Опишите свои самые большие проблемы и достижения в процессе развития Preply
К.Б.: Наверное, самой большой проблемой за всю историю стал тот переходной период, когда мы свернули Preply в Америке и вернулись в Украину. Это был период неопределенности, когда мы не знали, зайдет ли сервис в Украине. Однако, с помощью нашей команды мы быстро миновали этот этап и сразу начали активно работать, благодаря чему и пришли к сегодняшним достижениям. Нам удалось пройти в международный стартап-акселератор TechStars Berlin, где помимо ценных знаний и знакомств, мы получили $120 тыс. инвестиций. С этими средствами мы запустились на рынке Латинской Америки, а сейчас работаем над выходом в Германию, Испанию и Великобританию. Одно из последних наших достижений – закрытие раунда инвестиций в размере $1,3 миллиона от ведущих европейских и украинских фондов и бизнес-ангелов.
InVenture: Какие трудности возникают в работе стартапа сегодня?
К.Б.: Могу сказать какие трудности возникают в украинской стартап-среде в целом. Эти проблемы были озвучены нами на недавней встрече Президента с представителями отечественной IT-отрасли. Среди них – слабый уровень английского языка среди украинского населения, что заметно усложняет как коммуникацию с западными коллегами, так и привлечение заграничных специалистов; дорогостоящие авиабилеты, которые существенно сдерживают украинских представителей IT-сферы от участия в международных отраслевых мероприятиях; и устаревшее профильное образование как фактор ограниченности знаний – сейчас все сильные профессионалы в дизайне, программировании или онлайн маркетинге выучились самостоятельно.
InVenture: Сколько времени Вы, как руководитель и СЕО, уделяете работе компании? Как вы находите баланс между работой и личной жизнью?
К.Б.: Мне очень нравится статья с названием “There is no work-life balance”. Если тебе нравится то, чем ты занимаешься, то твоя жизнь – это в большей степени работа. Конечно, я уделяю время личной жизни и стараюсь, чтоб они жили вместе дружно. Все свои другие активности я строю вокруг работы и моя задача – это держать уровень своей мотивации и стресса на определенном уровне, чтоб лучше концентрироваться в рабочее время.
InVenture: Какова роль фаундера в процессе привлечения инвестиций в стартап?
К.Б.: Самая прямая. В большинстве случаев именно основатель привлекает инвесторов в бизнес. И здесь, конечно, важны самые разные личные качества – и нетворкинг, и умение продавать, и умение делать презентацию. Но только на таких умениях не протянуть. Нужно лучше всех знать свой бизнес, иметь постоянный и стабильный рост, иметь долгосрочную стратегию и видение по развитию бизнеса.
Профессиональные венчурные инвесторы инвестируют только в миллиардные истории, более мелкие их не интересуют. Основная причина в механиках и ROI фондов. Большое количество стартапов, в которые они инвестировали не принесут прибыль или закроются, но один станет миллиардной компанией и именно эта инвестиция отобьет и приумножит весь фонд. Поэтому уже с самого первого дня нужно четко понимать, как ты собираешься построить свою миллиардную империю.
InVenture: Что Вы планируете делать дальше? Будете ли основывать еще одну компанию или бросите все силы на дальнейшее развитие Preply?
К.Б.: Неужели вам кажется, что я достиг своей цели с Preply? С Preply все только начинается и, конечно, 100% моего внимания принадлежит этой компании. Работать над двумя проектами успешно может только Элон Маск :) Других хороших примеров я не видел. Спросите у Марка Цукерберга :D
InVenture: Дайте несколько советов тем, кто хочет запустить собственный бизнес
К.Б.: Самый большой враг начинающих – это сомнение, с ним сталкивается абсолютно каждый. Все эти «а если» только тормозят наш разгон. Необходимо верить, а лучше сразу визуализировать. Так, живя своей мечтой, гораздо проще ее достичь. И конечно же, необходимо развиваться. Сегодня, когда ежесекундно мир наполняется новыми знаниями, это особенно актуально. Благо, возможностей для этого предостаточно – специальная литература, видео-тренинги, мастер-классы с успешными предпринимателями, те же онлайн-курсы. И не забывайте про английский: в случае, если хотите построить международный проект – без него никуда.
Интервью проводила Мила Лернер / InVenture Investmen Group