Кирилл Бигай: «Самый большой враг начинающих – это сомнение»

Кирилл Бигай: «Самый большой враг начинающих – это сомнение»

О том, как быть основателем успешного стартапа рассказывает СЕО Preply Кирилл Бигай

Все чаще мы слышим об успехах украинских стартапов на международном рынке. Недавно еще одна украинская компания, маркетплейс для репетиторов Preply, закрыл раунд на $1,3 млн. от пула инвесторов. Основатель стартапа Кирилл Бигай делится с читателями InVenture своим опытом предпринимательства.

InVenture: Расскажите о своем пути в предпринимательство. Что Вас побудило заняться собственным бизнесом?

Кирилл Бигай: Свой путь в предпринимательство я начал в 2011 году. Тогда, получив два образования в украинских вузах по телекоммуникациям и бизнес-менеджменту, я решил разнообразить свои будни изучением китайского языка. Уже тогда мой график был достаточно плотным и среди всей недели мне удалось выкроить всего 2 дня для изучения языка. Как и полагалось, я начал поиски языковых школ в интернете. Обзвонив каждую, понял, что расписание ни одной из них не совпадает с моими 2 свободными днями в неделю. То что подходило более-менее, не совпадало с моим районом, или же не было нужного мне уровня группы. Весь этот поиск получился очень затратным по времени. Я подумал, что было бы здорово систематизировать процесс подобного поиска, и вместе с приятелем начал работу над первым проектом FindGuru, который представлял собой сервис поиска локальных языковых курсов, танцевальных школ и боевых искусств. С этим проектом мы попали в украинский бизнес-инкубатор EastLabs, где получили первые инвестиции в размере $20 тыс. Однако, проведя полноценное исследование, мы пришли к выводу, что бизнес-модель сервиса плохо масштабируема, в результате чего закончили работу с FindGuru. Нам удалось познакомиться с инвесторами из Бостона, которые в синдикате с инвесторами из Украины инвестировали $180 тыс. на развитие сервиса-аукциона онлайн-репетиторов для подготовки ко вступительным экзаменам на американском рынке. Так появился Preply, а точнее его первая «ипостась». Только вот полученных инвестиций оказалось катастрофически мало для того, чтобы продолжать функционирование площадки в США: основную часть денег съедал маркетинг, который по сравнению с украинскими расценками, невыносимо дорогой. В результате мы закрыли американскую версию Preply, вернулись в Киев и перезапустили сервис с фокусировкой на Skype-репетиторов по иностранным языкам. Сегодня, кстати, с помощью Preply можно найти репетитора не только по иностранным языкам, а и по любой дисциплине со школьной программы, и учителя игры на фортепиано, актерского мастерства и рисования.

InVenture: По каким причинам был выбран именно этот рынок?

К.Б.: Рынок образования всегда востребован. Посудите сами: на каждом столбе висят объявления о языковых курсах. А сегодня, в эпоху тотальной диджитал- и гаджетолизации, особой популярностью пользуется онлайн-образование. Украина – страна, в которой до нас не было особых попыток систематизировать все курсы в одну единственную базу с возможностью действительно удобного выбора начиная от места проведения занятий и заканчивая национальностью преподавателя. Образование – это тренд вне времени, и очень здорово, что украинцы с каждым днем все больше стремятся к новым знаниям.

InVenture: Каково это – быть руководителем развивающегося стартапа?

К.Б.: Чем-то это напоминает классного руководителя – необходимо следить за всеми процессами. Единственное отличие – отсутствие такой жесткой иерархии, да и линейкой по пальцам у нас не бьют. На самом деле необходимо быть крайне внимательным, иногда понимающим, и мотивирующим. Если нет поддержки внутри коллектива – нет и желания совершенствоваться.

 Кирилл Бигай: «Самый большой враг начинающих – это сомнение»

Основатели Preply (слева направо): Сергей Лукьянов, Кирилл Бигай, Дмитрий Волошин

InVenture: Опишите свои самые большие проблемы и достижения в процессе развития Preply

К.Б.: Наверное, самой большой проблемой за всю историю стал тот переходной период, когда мы свернули Preply в Америке и вернулись в Украину. Это был период неопределенности, когда мы не знали, зайдет ли сервис в Украине. Однако, с помощью нашей команды мы быстро миновали этот этап и сразу начали активно работать, благодаря чему и пришли к сегодняшним достижениям. Нам удалось пройти в международный стартап-акселератор TechStars Berlin, где помимо ценных знаний и знакомств, мы получили $120 тыс. инвестиций.  С этими средствами мы запустились на рынке Латинской Америки, а сейчас работаем над выходом в Германию, Испанию и Великобританию. Одно из последних наших достижений – закрытие раунда инвестиций в размере $1,3 миллиона от ведущих европейских и украинских фондов и бизнес-ангелов.

InVenture: Какие трудности возникают в работе стартапа сегодня?

К.Б.: Могу сказать какие трудности возникают в украинской стартап-среде в целом. Эти проблемы были озвучены нами на недавней встрече Президента с представителями отечественной IT-отрасли. Среди них – слабый уровень английского языка среди украинского населения, что заметно усложняет как коммуникацию с западными коллегами, так и привлечение заграничных специалистов; дорогостоящие авиабилеты, которые существенно сдерживают украинских представителей IT-сферы от участия в международных отраслевых мероприятиях; и устаревшее профильное образование как фактор ограниченности знаний – сейчас все сильные профессионалы в дизайне, программировании или онлайн маркетинге выучились самостоятельно.

InVenture: Сколько времени Вы, как руководитель и СЕО, уделяете работе компании? Как вы находите баланс между работой и личной жизнью?

К.Б.: Мне очень нравится статья с названием “There is no work-life balance”. Если тебе нравится то, чем ты занимаешься, то твоя жизнь – это в большей степени работа. Конечно, я уделяю время личной жизни и стараюсь, чтоб они жили вместе дружно. Все свои другие активности я строю вокруг работы и моя задача – это держать уровень своей мотивации и стресса на определенном уровне, чтоб лучше концентрироваться в рабочее время.

InVenture: Какова роль фаундера в процессе привлечения инвестиций в стартап?

К.Б.: Самая прямая. В большинстве случаев именно основатель привлекает инвесторов в бизнес. И здесь, конечно, важны самые разные личные качества – и нетворкинг, и умение продавать, и умение делать презентацию. Но только на таких умениях не протянуть. Нужно лучше всех знать свой бизнес, иметь постоянный и стабильный рост, иметь долгосрочную стратегию и видение по развитию бизнеса.

Профессиональные венчурные инвесторы инвестируют только в миллиардные истории, более мелкие их не интересуют. Основная причина в механиках и ROI фондов. Большое количество стартапов, в которые они инвестировали не принесут прибыль или закроются, но один станет миллиардной компанией и именно эта инвестиция отобьет и приумножит весь фонд. Поэтому уже с самого первого дня нужно четко понимать, как ты собираешься построить свою миллиардную империю.

 Кирилл Бигай: «Самый большой враг начинающих – это сомнение»

InVenture: Что Вы планируете делать дальше? Будете ли основывать еще одну компанию или бросите все силы на дальнейшее развитие Preply?

К.Б.: Неужели вам кажется, что я достиг своей цели с Preply? С Preply все только начинается и, конечно, 100% моего внимания принадлежит этой компании. Работать над двумя проектами успешно может только Элон Маск :) Других хороших примеров я не видел. Спросите у Марка Цукерберга :D

InVenture: Дайте несколько советов тем, кто хочет запустить собственный бизнес

К.Б.: Самый большой враг начинающих – это сомнение, с ним сталкивается абсолютно каждый. Все эти «а если» только тормозят наш разгон. Необходимо верить, а лучше сразу визуализировать. Так, живя своей мечтой, гораздо проще ее достичь. И конечно же, необходимо развиваться. Сегодня, когда ежесекундно мир наполняется новыми знаниями, это особенно актуально. Благо, возможностей для этого предостаточно – специальная литература, видео-тренинги, мастер-классы с успешными предпринимателями, те же онлайн-курсы. И не забывайте про английский: в случае, если хотите построить международный проект – без него никуда.

Интервью проводила Мила Лернер / InVenture Investmen Group

Читайте также