С даты принятия Верховной Радой Украины законопроекта № 1069-2 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усовершенствования функций по государственному регулированию рынков финансовых услуг», который более известен закон о «сплите», а также которым к Национальному банку Украины от Национальной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг перешли функции регулятора рынка небанковских финансовых услуг: страховых, лизинговых, факторинговых компаний, кредитных союзов, ломбардов и других финансовых компаний, на финансовом рынке Украины начался процесс интеграции международных стандартов регулирования и надзора в небанковском финансовом секторе.
Начиная с июля 2020 года, осуществляя функцию регулирования рынков финансовых услуг, НБУ первично взял за основу направление развития и укрепления политики и процедур в сфере повышения прозрачности и добросовестности среди существующих, а также для находящихся в процессе лицензирования, либо намеренных получить лицензию в последующем небанковских финучреждений. Например, одним из таких шагов было принятие НБУ Постановления № 30 от 14.04.2021 года «Об утверждении Положения о требованиях к структуре собственности поставщиков финансовых услуг», которым было утверждено четкие требования к структурам собственности поставщиков финансовых услуг и предусмотрено критерии их прозрачности. В частности, данное постановление, к примеру, определяет признаки непрозрачной структуры собственности, среди которых важными являются следующие:
- циклическая структура собственности (финучреждение владеет само собой – поставщик финуслуг является владельцем существенного участия в юрлице, которое является одновременно владельцем существенного участия в поставщик финуслуг);
- отсутствие в структуре собственности владельцев существенного участия (уставной капитал распределен таким образом, что доля каждого владельца составляет менее 10%);
- приобретение/увеличение существенного участия в поставщике финансовых услуг не согласовано НБУ (наличие в структуре собственности физического лица, прямо или косвенно владеющего долей более 10% капитала, без согласования регулятором такого приобретения/увеличения).
Необходимо подчеркнуть, что продолжая публичную и прозрачную реализацию регуляторной политики в сфере лицензирования, в июле 2021 года Национальным банком Украины среди участников небанковского финансового рынка были предложены для обсуждения новые правила лицензирования и регистрации поставщиков финансовых услуг на рынке небанковских финуслуг, которые были опубликованы на сайте НБУ в соответствующем проекте и всем участникам было предложено поучаствовать в совещаниях с представителями профильных департаментов НБУ, а также направить свои вопросы по разделам данного проекта на профильную электронную почту НБУ.
Если вести речь относительно изменений порядка лицензирования и регистрации небанковских финансовых учреждений в 2022 году, то важно отметить, что с 01 января 2022 года вступило в силу «Положение о лицензировании и регистрации поставщиков финансовых услуг и условия осуществления ими деятельности по предоставлению финансовых услуг» утверждённое постановлением Правления НБУ от 24 декабря 2021 года № 153 (далее – Положение). Положение является достаточно объемным по содержанию для ознакомления, так как предусматривает собой синтез 54-х отмененных ранее профильных нормативно-правовых актов в сфере рынков финансовых услуг (с полным перечнем актов можно ознакомиться в постановлении НБУ от 24 декабря 2021 года № 152).
Данное Положение хотелось бы структурно проанализировать на предмет его отдельных положений/разделов, нововведений и влияния его на рынок небанковских финуслуг в двух направлениях:
- для существующих участников (поставщиков финуслуг);
- для тех, кто готов инвестировать в создание компании, которая намерена проводить деятельность по предоставлению финансовых услуг и будет проходить процедуру лицензирования.
Переходной период для реализации новых норм Положения.
Положение устанавливает граничный срок для обязательного предоставления небанковскими финучреждениями Национальному банку Украины до июня 2022 года следующей информации:
- в течение 1-го месяца со дня вступления в силу постановления: информацию о финучреждении (полное наименование, код ЕГРПОУ, местонахождение, ел. почта) и данные об уполномоченном представителе, кроме руководителя поставщика (например информацию о главном бухгалтере) в виде опросника, по форме, приведённой в приложении 6 к Положению;
- в течение 6-ти месяцев со дня вступления в силу постановления: в произвольной форме письменное заверение о: разработке и утверждении политики по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов; соответствии требованиям Положения лиц, имеющих существенное участие в финучреждении путем передачи им права голоса по акциям/долям в уставном капитале финучреждения по доверенности от участника/участников финучреждения; соответствии требованиям Положения руководителя и главного бухгалтера поставщика финансовых услуг требованиям деловой репутации, профессиональной пригодности, совмещению должностей в поставщике финансовых услуг (с подачей анкет по форме, приведённой в приложении 5 к Положению); соответствии требованиям Положения владельцев существенного участия в финучреждении требованиям относительно деловой репутации (по форме, приведённой в приложении 4 к Положению); достоверности информации, приведенной в Комплексной информационной системе НБУ; размещении на собственном веб-сайте обязательной информации о финучреждении, согласно требованиям Положения (напр.: структура собственности, порядок рассмотрения финучреждением обращений потребителей финансовых услуг); разработке и утверждении документов, определённых Положением (напр.: перечень и описание видов финансовых услуг, правила финансового мониторинга и другое).
Новые требования Положения к финансовому состоянию небанковских финучреждений.
Прияв решение о готовности инвестировать средства в создание небанковского финучреждения необходимо уделить внимание формированию уставного капитала и соответствию его требованиям Положения, а именно:
- превышение собственного капитала над минимальным уставным;
- подтверждение источников происхождения средств для формирования уставного капитала.
Необходимо отметить, что нормы Положения существенно не изменили минимальный размер уставного капитала, который должен быть сформирован и уплачен с целью последующего получения лицензии, а только дополнил список фин. услуг и требований к размеру их уставного капитала такими:
- 3 млн. гривен – для одного вида деятельности;
- 5 млн. гривен – для двух и более видов деятельности;
- 10 млн. гривен – для предоставления услуг по предоставлению гарантий;
- 500 тыс. гривен – для деятельности ломбарда по предоставлению кредитов исключительно под залог имущества, которое должно быть передано на хранение в ломбард;
- 1 млн. гривен – для деятельности ломбарда по предоставлению кредитов исключительно под залог имущества, которое должно быть передано на хранение в ломбард с наличием обособленных подразделений;
- 5 млн. гривен – для деятельности ломбарда, который планирует предоставлять другие виды фин. услуг (с соблюдением ограничений по совмещению деятельности), кроме услуг по предоставлению кредитов исключительно под залог имущества, которое должно быть передано на хранение в ломбард.
Кроме того, новые требования к формированию уставного капитала предусматривают ряд ограничений на источники его формирования. НБУ устанавливается запрет на следующие:
- за счет дополнительных взносов лиц (от 1% капитала финучреждения) финансовое/имущественное состояние которых не отвечает требованиям Положения;
- за счет собственной нераспределенной прибыли до подтверждения аудитором достоверности финансовой отчетности за соответствующий период;
- за счет средств, источники происхождения которых невозможно подтвердить на основании официальных документов.
Особенности требований к руководителям и бухгалтерам небанковских финучреждений.
В новой процедуре лицензирования особое внимание уделено обновлённым требованиям в кадровой политике при определении кандидатов на руководящие должности финучреждений, а именно – руководителя и главного бухгалтера. Требования Положения подразумевают два направления их оценки – деловая репутация и профессиональная пригодность.
Общие требования к профессиональной пригодности кардинально не изменились (напр.: наличие управленческого опыта в финансовом секторе не менее 3-х лет), но были расширены требованиями относительно разработки, выполнения руководителем политики и соблюдения им обязанностей о предотвращении возникновения конфликтов интересов и способствования их урегулированию (напр.: руководитель финучреждения не может участвовать в подготовке решений о принятии финучреждением какого-либо обязательства в свою пользу и/или принятии решения в пользу учреждения или предприятия, где он либо его близкие родственники или предприятие, которым они владеют или имеют деловой интерес).
Что же касается оценки деловой репутации возможного руководителя, при рассмотрении вопроса получения лицензии на осуществление деятельности по предоставлению финансовых услуг, то хотелось бы отметить, что Положение четко разграничивает и описывает критерии признаков небезупречной деловой репутации заявителя-физического лица. Причиной для особого внимания со стороны НБУ будет наличие у потенциального руководителя признаков небезупречной деловой репутации связанных с:
- соблюдением закона и публичного порядка (напр.: применение Украиной или иностранными государствами санкций к лицу, включение лица в список лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности и др.);
- с исполнением финансовых обязательств (напр.: признание лица банкротом, ненадлежащее исполнение лицом обязанностей по уплате налогов, сборов или других обязательных платежей и др.);
- с профессиональной деятельностью (напр.: увольнение лица за последние 5-ть лет за систематическое нарушение своих должностных обязанностей и/или правил трудового распорядка и др.);
- с заниманием должностей или владением существенным участием в финансовых учреждениях (напр.: прекращение полномочий лица в течение последних 3-х лет, если ему предшествовало требование органа лицензирования и надзора по замене этого лица в должности в связи с ненадлежащим исполнением лицом должностных обязанностей и др.).
Необходимо отметить нововведение о том, что во время проверки соответствия кандидата в должность руководителя, НБУ будет инициировано проверку соответствия кандидата требованиям профессиональной пригодности путем проведения с ним собеседования и/или тестирования информации, предоставленной им. Кроме того, лицо в отношении которого есть вышеуказанные признаки небезупречной деловой репутации, имеет право подать в НБУ ходатайство о неприменении к нему выявленного признака.
К слову, Положение не учитывает необходимость прохождения (повторного прохождения) руководителем и бухгалтером повышения квалификации и сдачи экзамена на соответствие знаний профессиональным требованиям по типовой программе повышение квалификации, несмотря на тот факт, что все ещё продолжает действовать Положение об обучении, переподготовке, повышении квалификации и сдаче экзаменов лицами, осуществляющими деятельность на рынках финансовых услуг, утвержденное распоряжением Госкомфинуслуг от 25 декабря 2003 года № 183, а разработанные в соответствии с ним Профессиональные требования к руководителям и главным бухгалтерам финансовых учреждений, утвержденные распоряжением Госкомфинуслуг от 13 июля 2004 года № 1590 с начала 2022 года утратили свою силу.
Методика оценки имущественного положения физического лица.
Положение детально разграничивает методологии оценки имущественного положения как для юридических лиц, так и для физических лиц. Отдельно остановимся на второй категории. Потенциальный заявитель (инвестор), который принял решение о приобретении и/или увеличении доли существенного участия в уставном капитале финучреждения обязан добросовестно подойти к вопросу раскрытия и подтверждения своего имущественного/финансового состояния соответствиям норм Положения, а также с целью проверки трассы платежа денежных средств, использованных для приобретения/увеличения существенного участия. Особо необходимо отметить следующие обновленные требования:
- требование подачи аудиторского заключения относительно соответствия размера собственных средств соответствующему критерию оценки имущественного положения, а также наличию достаточных подтверждений источников их происхождения, подготовленного с соблюдением требований МСЗОУ 3000 (аудитору подаются документы подтверждающие правовые основания получения денежных средств; о праве собственности на имущество и на основании которых оно приобретено; отчет СОД об оценке имущества; документы, подтверждающие отсутствие обременений имущества по состоянию на дату их подачи; выписку (справку) о состоянии счета в банке; документы о сделках, на основании которых возникли имущественные обязательства заявителя; налоговую декларацию (при наличии) за период, за который указывается информации об имущественном состоянии);
- для заявителя, который состоит в браке – требование предоставления данных обо всех невыполненных финансовых обязательствах по сделкам, в которых стороной выступает второй из супругов; данных об имуществе, являющемся общей собственностью супругов;
- в обязательном порядке – подача данных о своих невыполненных финансовых обязательствах.
Важно отметить, что заявитель по своему усмотрению определяет перечень имущества и доходов с целью раскрытия информации о своем имущественном состоянии.
Нововведения порядка регистрации и лицензирования финучреждений.
Основным и самым значительным нововведением Положения в существующий порядок лицензирования финучреждений является то, что с начала 2022 года стала доступной возможность подачи заявителем документов для одновременного включения в Государственный реестр финансовых учреждений и выдачи лицензии. Таким образом, заявитель в оптимальные сроки получает право на начало осуществления деятельности по предоставлению конкретного вида либо нескольких финансовых услуг, минуя процесс ожидания выдачи НБУ необходимой лицензии. К тому же, в список необходимых документов для получения лицензии на отдельные виды финуслуг (страховщика либо кредитного союза) было включено необходимость подачи бизнес-плана по меньшей мере на текущий год (с его начала) и на последующие три года в котором, к примеру, должна иметься информация о маркетинговом исследовании рынка и конкурентов, порядок использование торговых марок и вебсайтов при предоставлении финансовых услуг, SWOT-анализ и другое.