Make in Ukraine: приоритет инвестирования в строительные материалы и логистику

Make in Ukraine: приоритет инвестирования в строительные материалы и логистику

Эдуард Мкртчан, офицер взвода тактической поддержки батальона ТОР УПП в Киеве, инвестиционный эксперт о приоритетах инвестирования в сектор строительных материалов и логистику

В 2014-м правительство Индии инициировало программу индустриальных инвестиций "Make in India". Локализацию производства там определили условием подписания любых контрактов с госфинансированием. Через год страна с объемом прямых иностранных инвестиций в $60,1 млрд обогнала США и Китай. А к концу 2017-го – поднялась на 42 позиции в Индексе простоты ведения бизнеса и на 32 – в Индексе глобальной конкурентоспособности. Главный же итог – Индию теперь рассматривают в мире глобальным центром индустрий.

Опыт "Make in India" поучителен для Украины, которая после завершения войны окажется крупным инвестиционным хабом. Его доминантой следующих 10-15 лет станет самый емкий в мире строительный рынок. Он может быть для Украины как экономическим драйвером, так и биржевой площадкой для "освоения" бюджетов на привезенные персонал и стройматериалы.

В интересах Украины – сформировать правила вхождения на этот рынок по принципу "Make in Ukraine". Определив локализацию приоритетом и предложив субъектам четкие инвестиционные форматы. Но перед этим нужно ответить на ряд послевоенных вызовов. Главные – дефицит строительных материалов и логистики. Без этого "биржевый" крен станет доминирующим. И тогда, вместо индустриальных инвестиций, получим коллектор, вымывающий из страны донорское финансирование.

Важнейший приоритет – скорейшее восстановление существующих и создание критически необходимых производств стройматериалов. Эти целевые инвестиции нужно вложить до старта по-настоящему "большого строительства". Правительство должно сформулировать запрос на возобновление ключевых индустрий и предложить план действий. А также – расчеты номенклатуры и объемов продукции, которые можно производить в Украине, и – критического импорта.

Даже до войны доля импорта в производстве стройматериалов была запредельной. В 2021-м моя команда спроектировала новый микрорайон в Краматорске. По нашим расчетам, импортная составляющая этой застройки комфорт-класса достигала 30%. А если считать импортные компоненты в формально украинской продукции, то еще выше. Сегодня, думаю, этот показатель составил бы 80%. Причины – потери мощностей и снижение объемов производства из-за утраченных сырьевых рынков, спада строительства и подорожания энергоресурсов.

Наиболее критична ситуация на рынке металлопродукции. До войны большую его часть формировали "Азовсталь" и ММК Ильича. Знаю, что их акционеры переносят производства на другие площадки, но там будет сложно обеспечить мариупольские объемы и номенклатуру. Около 30% металлочерепицы и профнастила в Украине до войны изготовляли из китайской стали. Эти объемы ушли вместе с поставщиками из Поднебесной.

Критическая ситуация на рынке стекла, который на 90% формировался за счет импорта из России и Беларуси. Рынок сухих строительных смесей, по расчетам Агентства индустриального маркетинга, потерял 60% годового объема. Часть заводов разрушена, многие – на оккупированных или деоккупированных территориях. Производство гипсовых смесей упало на 75% после уничтожения в Соледаре флагмана – завода "Knauf". Утрачена значительная часть изготовителей теплоизоляционных материалов, пенополистирола и газобетона.

По экспертным оценкам, падение производства на действующих мощностях достигает 75%. Это – убийственные показатели в условиях ожидаемого роста объемов строительства в сотни раз. При том, что на рынке критически не хватает многих товарных позиций, к примеру, листового стекла, штукатурки и арматуры. Спрос на них уже превышает довоенный уровень.

Наиболее "легким" способом решить проблему может показаться расширение правительственных программ льготного импорта. Однако в перспективе этот путь приведет в тупик. Во-первых, на мировом рынке – дефицит и подорожание многих позиций. В Украине они будут неконкурентными. Во-вторых, тотальное вымывание "импортной" валюты критически ослабит страну. И, в-третьих, наша трансграничная логистика не рассчитана на резкое увеличение импорта. Ситуация изменится только после восстановления морского сообщения.

Наиболее грамотное решение – снижать импортную составляющую в себестоимости строительства за счет восстановления старых и локализации новых производств. Определив заинтересованным игрокам четкий формат захода на перспективный для них рынок. При этом импорт в любом случае останется на достаточно высоком уровне за счет энергоносителей, оборудования, топлива, техники и ряда товарных позиций.

При планировании стратегии локализации важно учитывать фактор войны. Действующий строительный рынок заметно отличается от довоенного, ориентированного на жилищное строительство в крупных городах. В ближайшие годы, полагаю, акцент сместится на возведение административных зданий и промышленных объектов. Потребности нового рынка легко определить, оценив повреждения столичного Дворца "Украина". Там нужно стекло, теплоизоляционные материалы, метало-пластиковые конструкции, штукатурка...

А значит, как и раньше, актуальными являются инвестиции в производство листового стекла, кирпича, металла, минеральной ваты, кровли… Сложность некоторых инвестпроектов состоит в высоких ценах на газ и в потерянной сырьевой базе. Придется ждать деоккупации или создавать новые звенья поставщиков.

Важнейший аспект – определить стратегию строительства на первые несколько лет. Маркером рынка станет новый тип конкуренции – наличие у подрядчика строительных материалов. До запуска сопутствующих производств их не будет хватать для активизации всех сегментов рынка. Значит придется выбирать наиболее перспективные.

Считаю, что на некоторое время целесообразно избирательно определять программы жилищного строительства. На создание метра нового жилья требуется столько же материалов, как на восстановление пяти метров поврежденного. Значит проблему граждан, у которых война забрала жилье, государству стоит решать не только за счет строительства новых домов, но и восстанавливая разрушенные, завершая недострои и покупая на рынке готовые квартиры.

По разным оценкам в Украине в результате военных действий повреждено от 20 до 45 млн кв. м жилья. Максимум это – 4,5% жилфонда. Примерно столько построили в стране за крайние пять лет. При стабильном финансировании и обеспечении лимитов стройматериалов эти объемы можно обеспечить за два-три года.

В условиях нехватки стройматериалов и ставки на рост экономической активности есть смысл вкладывать основные ресурсы в восстановление промышленных объектов и бизнес-проекты. Так мультиплицируем привлеченное финансирование, рационально используем стройматериалы, создадим рабочие места и в обозримой перспективе сможем рассчитывать на добавленную стоимость. Эти дивиденды были бы идеальными результатами реализации принципа "Make in Ukraine".

 

Читайте также