Наемный работник VS стартап предприниматель

Наемный работник VS стартап предприниматель

InVenture приводит интервью с победителем конкурса и сооснователем стартап проекта Wishround Виталием Кедыком

По итогам конкурса среди молодых предпринимателей Startup Ukraine и InVenture обещала провести интервью с его победителем. Первое место в конкурсе занял Виталий Кедык, инициатор стартап проекта Wishround.

Виталий Кедык привел самые убедительные аргументы в пользу занятия предпринимательством. Его подход к работе над стартапом Wishround – самая яркая иллюстрация этих тезисов.

Начало предпринимательского пути

Еще учась в университете, я подрабатывал на разных «проектах», как сейчас модно говорить. С разными друзьями мы то краски из Финляндии возили, то выставочные стенды собирали, то корпоративы организовывали. Я был из тех, кто «решает вопросы», но никому толком не мог объяснить, чем же я занимаюсь.

Мысли о предпринимательстве меня захлестывали достаточно часто, особенно после долгого нахождения в одной компании. Что-то внутри требовало перемен, я даже зарегистрировал торговую марку povezlo и домен.ua в 2008 году, и мы начали работать над проектом, но потом случился кризис. Как-то так складывалось, что каждый раз мне предлагали «перспективную позицию в интересном коллективе». Так было и с Terrasoft.

Здесь я проработал дольше всего, почти 4 года. Можно сказать, что я начал «стартапить» уже в Terrasoft. Не в смысле заниматься собственным проектом в свободное от работы время, а именно на работе, каждый день. Режим работы (ненормированный полностью), свобода в принятии многих решений, динамика, с которой развивалась компания и наша практика в компании… Я здесь очень многому научился и оброс некоторыми знакомствами, которые нам сейчас помогают.

Для меня собственное дело – это закономерное продолжение моей карьеры. Я всегда почему-то был уверен, что рано или поздно к этому приду. Не могу сказать, что меня кто-то конкретный вдохновил.

Стартап Wishround. Что, как и с кем?

Пока рано говорить о развитии Wishround. Мы только начинаем свой путь. Я последние годы работал с маркетингом в рознице и везде видел проблему в привлечении правильной аудитории. Давно думал о каком-то lead generation инструменте, который будет привлекать только тех, кого нужно. С другой стороны, хотелось делать что-то менее В2В-шное.

Сначала я задумался о классическом краудфандиновом проекте, но я не понимал, кому его продавать. Потом родилась идея краудгифтинга. Причем на момент, когда мы ее придумали, я не нашел ни одной достойной реализации этой идеи в мире. Все зацикливались на вишлистах и особо не заморачивались на работе с мерчантами.

Мы формализовали свои мысли, записали все самые смелые фантазии по развитию проекта, озвучили идею друзьям и нескольким знакомым экспертам рынка, я спрашивал будет ли такой инструмент интересен у всех знакомых директоров по маркетингу… В общем, работа началась.

Над проектом работаем вместе с друзьями. С Олегом Парфенюком знакомы очень давно, с Юрой Шевченко познакомился в Terrasoft. У нас достаточно понятное распределение зон ответственности: Олег занимается всем, что связано с законодательством, налогами, финансами, договорами с партнерами и т. д., Юра делает продукт и курирует разработку, я отвечаю за маркетинг, привлечение партнеров и готовлю материалы для инвесторов на будущее. Осенью планируем расширить команду продаж. Ищем копирайтера, дизайнера и SMM менеджера в штат. С разработкой пока справляемся, но для версии 2.0 у нас большие планы по back-end, так что, думаю, будем расширять и R&D.

Об инвесторах и финансах

Пока инвестируем в стартап собственные средства. В основном на зарплату разработчикам и административные расходы. Сначала встала большая проблема с дизайном (или дорого, или некачественно). Мы перебрали много вариантов и остановились на агентстве. Для MVP мы результатом довольны, но дальше будем креативить собственными силами.

Думаю, в будущем придется привлекать инвестиции извне. Мы, скорее всего, Украину потянем сами, а вот для выхода в Европу придется брать деньги на команду и маркетинг.

Мы уже не в том возрасте, чтобы просить деньги под PowerPoint. Хотим сначала для себя доказать состоятельность модели и команды, а инвестиции начнем искать под конкретные потребности.

Бизнес-план у нас уже есть. Пока только для Украины. С учетом последних событий нам пришлось его значительно корректировать. В принципе, наш успех зависит от успешности отдела продаж, а это именно то, чем мы с Юрой последние лет 15 занимались совокупно. Сейчас сложно что-то проверять в Украине. Сервис о подарках, веселье, положительных эмоциях. У нас в стране есть куда скидываться, кроме iPhone другу.

С другой стороны, за время альфа-тестирования у нас получилась 100% конверсия желание-подарок. Понятное дело, что выборка в три десятка желаний не репрезентативна, но у нас собрали на очень разные штуки от iPhone до туристического рюкзака.

Мы планировали в первый год нормальной работы в нормальных условиях выйти приблизительно на 10-12 тыс. исполненных желаний.

Наша бизнес-модель основана на комиссии от продажи. В зависимости от категории товара, с которой работает конкретный магазин, тарифы отличаются. На текущий момент есть еще комиссия платежной системы, но мы работаем над тем, чтобы сумма взносов на желание не превышала стоимость товара в магазине.

Пришлось подумать над названием, чтобы проект смог развиваться за пределами Украины. Сначала мы назывались povezlo.ua (*.com тоже был). В принципе, были мысли, что непонятное простое слово иностранцами будет восприниматься нормально. Но после опроса друзей из разных стран мы поняли, что название ассоциируется с порно (POV). После недолгих морфологических ухищрений мы нашли wishround (wish + whip-round). Как ни странно .com оказался свободен.

Модель очень простая и легко масштабируемая. В основе проекта лежит процессинг, который мы сделали. Наши клиенты – e-commerce. Фактически, любой магазин, предлагающий что-то, что человек может захотеть в подарок. Сейчас мы активно прорабатываем парфюмерию, алкоголь, гаджеты, фэшн-аксессуары. Emozzi уже кнопку разместили. Скоро она появится еще у ряда крупных интернет магазинов.

Планы на будущее

Через год я вижу Wishround, как минимум, лидером в своей нише. Идея не нова, но мы учли ошибки наших предшественников и убрали все лишнее. Одно желание, ограничение периода сбора средств и возможность заказать подарок только у подключенных к сервису мерчантов.

Сейчас мы активно привлекаем новых партнеров. Думаю, будет хорошо, если через год входящих запросов на подключение буде около 50%, тогда бросим больше усилий на внешние рынки. Уже сейчас мы исследуем специфику и инфраструктуру европейских стран, определяясь, куда двигаться после подтверждения модели в Украине.

О предпринимательстве

Можно привести множество аргументов в пользу предпринимательства.

1) Инвестировать себя в собственную мечту, а не чужую.

Время – это самый ценный ресурс, данный человеку. Я бы сказал, что этот тезис стоит рассматривать философски. Чьей-то мечтой может быть − дослужиться до топовых позиций в какой-то крупной компании или работать с черепахами в зоопарке. Просто в кругу моих знакомых очень много людей, которые работают, как предприниматели, но на кого-то. Я тоже так работал, и это - тот же кайф. Ты реально рвешь и мечешь, работаешь ненормировано, постоянно решаешь какие-то интересные задачи. Я когда-то за 6 дней 7 раз летал J. Просто после недели работы ты понимаешь, что все, что делаешь, ты делаешь для кого-то. Не видишь семью или вообще забиваешь на личную жизнь, жертвуешь здоровьем, ежедневно придумываешь какие-то штуки и принимаешь какие-то решения… Но не для себя, а для кого-то. Да, безусловно, этот кто-то тебя страхует стабильной зарплатой, социальным пакетом и отпуском дважды в год, но в определенный момент эти плюшки теряют свою ценность в твоей картине мира, и ты понимаешь, что время – это самый ценный ресурс, данный тебе.

2) Созидать, а не потреблять.

В основной массе (не все конечно) наемные сотрудники – потребители. Об этом много написано и сказано. Кредиты, ипотеки, торговые центры. Люди, которые дают им возможность это потреблять (тоже не все) мыслят другими категориями. Юра, например, тащится от создания продукта, который мы делаем. Может безвылазно сидеть в офисе с разработчиками, в то время, как другие, на его месте,  в 18.00 уходят домой «потреблять» вещи, которыми нас окружают успешные предприниматели J. Многие ходят на работу, чтобы поехать в отпуск. Для меня это какой-то диссонанс.

3) Вести, а не быть ведомым.

Тут и рассказывать нечего. Просто круто говорить, что делать и вести людей за собой, а не плясать под чужую дудку.

4) Руководствоваться жизненными целями и ценностями, а не планами и KPIs.

Есть у меня жизненные цели. Они, как бы, всегда были, но я только недавно стал задумываться, что я делаю, чтобы они осуществились. Оказалось немного. Слишком сильно был сконцентрирован на планах и показателях. Это не значит, что мы сейчас не следуем планам и не выстраиваем систему KPIs. Просто сейчас я понимаю, как эти показатели соотносятся с моими жизненными ценностями. А еще я точно знаю, что мне не придется идти на компромисс со своей жизненной позицией в пользу краткосрочной выгоды.

5) Оставить что-то после себя.

Это тоже все философия. Хочется оставить после себя какое-то наследие. Пусть даже это наследие будет каким-то незначительным во вселенских масштабах, но ты точно знаешь, что приложился к формированию мирового порядка. Мы по этому принципу и пришли к идее wishround.com. Хотели как-то очень просто помогать конкретным людям. Очень круто осознавать, что за улыбкой и радостью конкретного человека стоит твоя компания.

Мнения и советы

Я ничего не могу сказать о ситуации в стартап-индустрии в Украине сегодня. Все, как у всех, ситуация сейчас в стране такая. Я, конечно, радуюсь новым раундам инвестиций и выходам наших ребят на внешние рынки. Мы пока не в вышей лиге украинских стартапов, потому мое мнение вряд ли кого-то заинтересует.

От советов я, пожалуй, тоже воздержусь, еще не заслужил право советовать. Скажу только, что не быть предпринимателем не стыдно. Сейчас как-то сильно культивируют тему «предпринимательства». Просто получайте от жизни удовольствие, занимаясь любимым делом. Не бывает отрицательного опыта, опыт всегда полезен!

 

Читайте также