Switch to English
Вход
Инвестиционные предложения
Новости
Аналитика
инвестировать Найти инвестора

Наемный работник VS стартап предприниматель

InVenture приводит интервью с победителем конкурса и сооснователем стартап проекта Wishround Виталием Кедыком

По итогам конкурса среди молодых предпринимателей Startup Ukraine и InVenture обещала провести интервью с его победителем. Первое место в конкурсе занял Виталий Кедык, инициатор стартап проекта Wishround.

Виталий Кедык привел самые убедительные аргументы в пользу занятия предпринимательством. Его подход к работе над стартапом Wishround – самая яркая иллюстрация этих тезисов.

Начало предпринимательского пути

Еще учась в университете, я подрабатывал на разных «проектах», как сейчас модно говорить. С разными друзьями мы то краски из Финляндии возили, то выставочные стенды собирали, то корпоративы организовывали. Я был из тех, кто «решает вопросы», но никому толком не мог объяснить, чем же я занимаюсь.

Мысли о предпринимательстве меня захлестывали достаточно часто, особенно после долгого нахождения в одной компании. Что-то внутри требовало перемен, я даже зарегистрировал торговую марку povezlo и домен.ua в 2008 году, и мы начали работать над проектом, но потом случился кризис. Как-то так складывалось, что каждый раз мне предлагали «перспективную позицию в интересном коллективе». Так было и с Terrasoft.

Здесь я проработал дольше всего, почти 4 года. Можно сказать, что я начал «стартапить» уже в Terrasoft. Не в смысле заниматься собственным проектом в свободное от работы время, а именно на работе, каждый день. Режим работы (ненормированный полностью), свобода в принятии многих решений, динамика, с которой развивалась компания и наша практика в компании… Я здесь очень многому научился и оброс некоторыми знакомствами, которые нам сейчас помогают.

Для меня собственное дело – это закономерное продолжение моей карьеры. Я всегда почему-то был уверен, что рано или поздно к этому приду. Не могу сказать, что меня кто-то конкретный вдохновил.

Стартап Wishround. Что, как и с кем?

Пока рано говорить о развитии Wishround. Мы только начинаем свой путь. Я последние годы работал с маркетингом в рознице и везде видел проблему в привлечении правильной аудитории. Давно думал о каком-то lead generation инструменте, который будет привлекать только тех, кого нужно. С другой стороны, хотелось делать что-то менее В2В-шное.

Сначала я задумался о классическом краудфандиновом проекте, но я не понимал, кому его продавать. Потом родилась идея краудгифтинга. Причем на момент, когда мы ее придумали, я не нашел ни одной достойной реализации этой идеи в мире. Все зацикливались на вишлистах и особо не заморачивались на работе с мерчантами.

Мы формализовали свои мысли, записали все самые смелые фантазии по развитию проекта, озвучили идею друзьям и нескольким знакомым экспертам рынка, я спрашивал будет ли такой инструмент интересен у всех знакомых директоров по маркетингу… В общем, работа началась.

Над проектом работаем вместе с друзьями. С Олегом Парфенюком знакомы очень давно, с Юрой Шевченко познакомился в Terrasoft. У нас достаточно понятное распределение зон ответственности: Олег занимается всем, что связано с законодательством, налогами, финансами, договорами с партнерами и т. д., Юра делает продукт и курирует разработку, я отвечаю за маркетинг, привлечение партнеров и готовлю материалы для инвесторов на будущее. Осенью планируем расширить команду продаж. Ищем копирайтера, дизайнера и SMM менеджера в штат. С разработкой пока справляемся, но для версии 2.0 у нас большие планы по back-end, так что, думаю, будем расширять и R&D.

Об инвесторах и финансах

Пока инвестируем в стартап собственные средства. В основном на зарплату разработчикам и административные расходы. Сначала встала большая проблема с дизайном (или дорого, или некачественно). Мы перебрали много вариантов и остановились на агентстве. Для MVP мы результатом довольны, но дальше будем креативить собственными силами.

Думаю, в будущем придется привлекать инвестиции извне. Мы, скорее всего, Украину потянем сами, а вот для выхода в Европу придется брать деньги на команду и маркетинг.

Мы уже не в том возрасте, чтобы просить деньги под PowerPoint. Хотим сначала для себя доказать состоятельность модели и команды, а инвестиции начнем искать под конкретные потребности.

Бизнес-план у нас уже есть. Пока только для Украины. С учетом последних событий нам пришлось его значительно корректировать. В принципе, наш успех зависит от успешности отдела продаж, а это именно то, чем мы с Юрой последние лет 15 занимались совокупно. Сейчас сложно что-то проверять в Украине. Сервис о подарках, веселье, положительных эмоциях. У нас в стране есть куда скидываться, кроме iPhone другу.

С другой стороны, за время альфа-тестирования у нас получилась 100% конверсия желание-подарок. Понятное дело, что выборка в три десятка желаний не репрезентативна, но у нас собрали на очень разные штуки от iPhone до туристического рюкзака.

Мы планировали в первый год нормальной работы в нормальных условиях выйти приблизительно на 10-12 тыс. исполненных желаний.

Наша бизнес-модель основана на комиссии от продажи. В зависимости от категории товара, с которой работает конкретный магазин, тарифы отличаются. На текущий момент есть еще комиссия платежной системы, но мы работаем над тем, чтобы сумма взносов на желание не превышала стоимость товара в магазине.

Пришлось подумать над названием, чтобы проект смог развиваться за пределами Украины. Сначала мы назывались povezlo.ua (*.com тоже был). В принципе, были мысли, что непонятное простое слово иностранцами будет восприниматься нормально. Но после опроса друзей из разных стран мы поняли, что название ассоциируется с порно (POV). После недолгих морфологических ухищрений мы нашли wishround (wish + whip-round). Как ни странно .com оказался свободен.

Модель очень простая и легко масштабируемая. В основе проекта лежит процессинг, который мы сделали. Наши клиенты – e-commerce. Фактически, любой магазин, предлагающий что-то, что человек может захотеть в подарок. Сейчас мы активно прорабатываем парфюмерию, алкоголь, гаджеты, фэшн-аксессуары. Emozzi уже кнопку разместили. Скоро она появится еще у ряда крупных интернет магазинов.

Планы на будущее

Через год я вижу Wishround, как минимум, лидером в своей нише. Идея не нова, но мы учли ошибки наших предшественников и убрали все лишнее. Одно желание, ограничение периода сбора средств и возможность заказать подарок только у подключенных к сервису мерчантов.

Сейчас мы активно привлекаем новых партнеров. Думаю, будет хорошо, если через год входящих запросов на подключение буде около 50%, тогда бросим больше усилий на внешние рынки. Уже сейчас мы исследуем специфику и инфраструктуру европейских стран, определяясь, куда двигаться после подтверждения модели в Украине.

О предпринимательстве

Можно привести множество аргументов в пользу предпринимательства.

1) Инвестировать себя в собственную мечту, а не чужую.

Время – это самый ценный ресурс, данный человеку. Я бы сказал, что этот тезис стоит рассматривать философски. Чьей-то мечтой может быть − дослужиться до топовых позиций в какой-то крупной компании или работать с черепахами в зоопарке. Просто в кругу моих знакомых очень много людей, которые работают, как предприниматели, но на кого-то. Я тоже так работал, и это - тот же кайф. Ты реально рвешь и мечешь, работаешь ненормировано, постоянно решаешь какие-то интересные задачи. Я когда-то за 6 дней 7 раз летал J. Просто после недели работы ты понимаешь, что все, что делаешь, ты делаешь для кого-то. Не видишь семью или вообще забиваешь на личную жизнь, жертвуешь здоровьем, ежедневно придумываешь какие-то штуки и принимаешь какие-то решения… Но не для себя, а для кого-то. Да, безусловно, этот кто-то тебя страхует стабильной зарплатой, социальным пакетом и отпуском дважды в год, но в определенный момент эти плюшки теряют свою ценность в твоей картине мира, и ты понимаешь, что время – это самый ценный ресурс, данный тебе.

2) Созидать, а не потреблять.

В основной массе (не все конечно) наемные сотрудники – потребители. Об этом много написано и сказано. Кредиты, ипотеки, торговые центры. Люди, которые дают им возможность это потреблять (тоже не все) мыслят другими категориями. Юра, например, тащится от создания продукта, который мы делаем. Может безвылазно сидеть в офисе с разработчиками, в то время, как другие, на его месте,  в 18.00 уходят домой «потреблять» вещи, которыми нас окружают успешные предприниматели J. Многие ходят на работу, чтобы поехать в отпуск. Для меня это какой-то диссонанс.

3) Вести, а не быть ведомым.

Тут и рассказывать нечего. Просто круто говорить, что делать и вести людей за собой, а не плясать под чужую дудку.

4) Руководствоваться жизненными целями и ценностями, а не планами и KPIs.

Есть у меня жизненные цели. Они, как бы, всегда были, но я только недавно стал задумываться, что я делаю, чтобы они осуществились. Оказалось немного. Слишком сильно был сконцентрирован на планах и показателях. Это не значит, что мы сейчас не следуем планам и не выстраиваем систему KPIs. Просто сейчас я понимаю, как эти показатели соотносятся с моими жизненными ценностями. А еще я точно знаю, что мне не придется идти на компромисс со своей жизненной позицией в пользу краткосрочной выгоды.

5) Оставить что-то после себя.

Это тоже все философия. Хочется оставить после себя какое-то наследие. Пусть даже это наследие будет каким-то незначительным во вселенских масштабах, но ты точно знаешь, что приложился к формированию мирового порядка. Мы по этому принципу и пришли к идее wishround.com. Хотели как-то очень просто помогать конкретным людям. Очень круто осознавать, что за улыбкой и радостью конкретного человека стоит твоя компания.

Мнения и советы

Я ничего не могу сказать о ситуации в стартап-индустрии в Украине сегодня. Все, как у всех, ситуация сейчас в стране такая. Я, конечно, радуюсь новым раундам инвестиций и выходам наших ребят на внешние рынки. Мы пока не в вышей лиге украинских стартапов, потому мое мнение вряд ли кого-то заинтересует.

От советов я, пожалуй, тоже воздержусь, еще не заслужил право советовать. Скажу только, что не быть предпринимателем не стыдно. Сейчас как-то сильно культивируют тему «предпринимательства». Просто получайте от жизни удовольствие, занимаясь любимым делом. Не бывает отрицательного опыта, опыт всегда полезен!

 

Читайте также

Заполните, пожалуйста, ваши контактные данные, чтобы получать ежемесячную рассылку!
Обратный звонок
Спасибо! Мы с вами свяжемся.