Когда весь мир закрывался на локдаун, появилось много спекуляций о будущем сокращении инвестиций в стартапы. Казалось, что непредсказуемость должна замедлить рынок венчурных инвестиций, а инвесторы — занять выжидательную позицию. Так ли это?
Согласно отчету Crunchbase, инвестиции в 3-м квартале 2020 года выросли относительно 2 квартала на 1% и на 9% в сравнении с 2019 годом. Несмотря на опасения рынка, инвестиции в стартапы не снизили темп. Почему неопределенность не пугает инвесторов?
Венчурные инвестиции имеют невысокую корреляцию с другими активами, а потому меньше подвержены рыночным колебаниям
Особенность венчурных инвестиций — работа с компаниями, которые станут прибыльными бизнесами только через несколько лет. Кризис для нашего сектора — это скорее перезагрузка рынка и пересмотр работающих моделей. Конечно, из-за локдауна пострадал целый ряд отраслей, но другие, наоборот, адаптировались и растут.
Компании можно разделить на четыре вида:
● извлекающие выгоду из пандемии — в эту категорию попадает широкий спектр проектов в сферах e-commerce, здравоохранения, доставки, онлайн-обучения
● стартапы ранних стадий, которые только создают продукт, и пока слабо зависят от экономической ситуации
● потерпевшие неудачу — компании, которые не смогли пережить пандемию из-за несоответствия товара спросу в этот период, неспособности трансформировать бизнес и урезать затраты или отсутствия свободного капитала
● гибкие компании — компании из секторов, которые терпят убытки в период пандемии (например, туристическая и отельная отрасль), но переживут кризисный период за счет запуска более релевантных продуктов и оптимизации расходов.
Для хороших и гибких продуктов кризис не станет помехой, так как свободных денег на рынке больше, чем хороших компаний
Во время кризиса ряд направлений развивается динамично, а это шанс для инвесторов. Например, медиа активно освещают быстрый рост Zoom и других платформ для удаленной работы, платформа для онлайн-ивентов Hopin недавно привлекла $125 млн при оценке более $2,1 млрд. При этом компании всего восемь месяцев.
В портфеле нашего инвестиционного клуба есть компании, которые по-разному справляются со сложной экономической ситуацией. К примеру, сервису по доставке лекарств Liki24 карантин не помешал привлечь $5 млн инвестиций. Другая наша портфельная компания — Tortoise — до карантина занималась разработкой автопилота для самокатов, но быстро сместила свой фокус на создание роботов для доставки еды.
Инвестировать в кризис выгодно
Одним из предметов для дискуссии между инвестором и стартапом является оценка компании. Чем она выше, тем меньшую долю за сумму инвестиции получит инвестор.
В период кризиса некоторые стартапы снижают свои оценки, чтобы повысить вероятность привлечения инвестиций. Хороший пример — ситуация с Airbnb этой весной. На фоне кризиса стартап, который готовился к IPO, снизил оценку на 16% — до $26 млрд.
Для инвесторов такие ситуации — возможность. Они получают большую долю в капитале компании за ту же сумму.
Кризисные времена устанавливают более высокие стандарты для стартапов, но для хороших и гибких продуктов кризис не станет помехой, так как свободных денег на рынке больше, чем хороших компаний. Основатель акселератора Y Combinator Пол Грэм еще во время кризиса 2008 года говорил, что сильный основатель стартапа справится даже в плохой экономической ситуации, слабому же не поможет и хорошая экономика. Это подтверждают и исследования: согласно исследованию Pitchbook, стартапы, которые начинали работу в кризисные годы (2008−2009) банкротились реже (13−14%), чем посткризисные (15−16%).
Компании, которые запускаются и поднимают инвестиции в сложные периоды в итоге с большей вероятностью добиваются успеха. Среди таких проектов можно вспомнить единорогов (стартапы с оценкой более $1 млрд) — Airbnb, Slack, Strife, Dropbox и GitHub. Само существование подобных проектов говорит о том, что в период кризисов появляется больше революционных идей, которые меняют устаревшие индустрии.
В результате и доходность инвестиции в период экономического спада — выше средних показателей. Для этого есть ряд причин — от более низких оценок и сниженных расходов у стартапов до менее высоких зарплат и дешевого маркетинга. В итоге инвестиции в стартапы приносят больше, чем инвесторы получили бы в обычное время.
Конкурентное преимущество ангельских инвестиций
В инвестициях на ранних стадиях развития стартапа (от pre-seed до раунда А) высокий риск компенсируется высокой доходностью. Но в кризис именно стартапы ранних стадий являются менее рисковым вложением. Стартапы на этом этапе сконцентрированы на создании продукта, построении команды и тестировании гипотез. В отличие от стартапов на стадии роста, им еще не нужен крупный капитал для активного роста и привлечения клиентов. Говоря проще — стартапы ранних стадий тратят меньше денег.
Они еще не гонятся за прибыльностью и вряд ли столкнутся с массовым сокращением спроса на свой продукт или услугу. Зато после кризиса такие компании будут расти, а не восстанавливаться после убытков. Добавим к этому еще и возможность нанять квалифицированные кадры за меньшие деньги.
В кризис выживут не самые сильные или большие компании, а самые гибкие. Это определение подходит для стартапов на ранних стадиях, и мы видим это на своих результатах. Мы не потеряли ни одну из 23 инвестиций, и продолжаем активно инвестировать в стартапы, которые умеют быстро меняться.