Нет перевода для этой страницы
Контакты
Почему ангельские инвестиции буду расти, несмотря на пандемию

Почему ангельские инвестиции буду расти, несмотря на пандемию

Тамара Лобзина, СЕО клуба частных инвесторов ICLUB Global рассеивает мифы о будущем сокращении инвестиций в стартапы

Когда весь мир закрывался на локдаун, появилось много спекуляций о будущем сокращении инвестиций в стартапы. Казалось, что непредсказуемость должна замедлить рынок венчурных инвестиций, а инвесторы — занять выжидательную позицию. Так ли это?

Согласно отчету Crunchbase, инвестиции в 3-м квартале 2020 года выросли относительно 2 квартала на 1% и на 9% в сравнении с 2019 годом. Несмотря на опасения рынка, инвестиции в стартапы не снизили темп. Почему неопределенность не пугает инвесторов?

Венчурные инвестиции имеют невысокую корреляцию с другими активами, а потому меньше подвержены рыночным колебаниям

Особенность венчурных инвестиций — работа с компаниями, которые станут прибыльными бизнесами только через несколько лет. Кризис для нашего сектора — это скорее перезагрузка рынка и пересмотр работающих моделей. Конечно, из-за локдауна пострадал целый ряд отраслей, но другие, наоборот, адаптировались и растут.

Компании можно разделить на четыре вида:

● извлекающие выгоду из пандемии — в эту категорию попадает широкий спектр проектов в сферах e-commerce, здравоохранения, доставки, онлайн-обучения

● стартапы ранних стадий, которые только создают продукт, и пока слабо зависят от экономической ситуации

● потерпевшие неудачу — компании, которые не смогли пережить пандемию из-за несоответствия товара спросу в этот период, неспособности трансформировать бизнес и урезать затраты или отсутствия свободного капитала

● гибкие компании — компании из секторов, которые терпят убытки в период пандемии (например, туристическая и отельная отрасль), но переживут кризисный период за счет запуска более релевантных продуктов и оптимизации расходов.

Для хороших и гибких продуктов кризис не станет помехой, так как свободных денег на рынке больше, чем хороших компаний
Во время кризиса ряд направлений развивается динамично, а это шанс для инвесторов. Например, медиа активно освещают быстрый рост Zoom и других платформ для удаленной работы, платформа для онлайн-ивентов Hopin недавно привлекла $125 млн при оценке более $2,1 млрд. При этом компании всего восемь месяцев.

В портфеле нашего инвестиционного клуба есть компании, которые по-разному справляются со сложной экономической ситуацией. К примеру, сервису по доставке лекарств Liki24 карантин не помешал привлечь $5 млн инвестиций. Другая наша портфельная компания — Tortoise — до карантина занималась разработкой автопилота для самокатов, но быстро сместила свой фокус на создание роботов для доставки еды.

Инвестировать в кризис выгодно

Одним из предметов для дискуссии между инвестором и стартапом является оценка компании. Чем она выше, тем меньшую долю за сумму инвестиции получит инвестор.

В период кризиса некоторые стартапы снижают свои оценки, чтобы повысить вероятность привлечения инвестиций. Хороший пример — ситуация с Airbnb этой весной. На фоне кризиса стартап, который готовился к IPO, снизил оценку на 16% — до $26 млрд.

Для инвесторов такие ситуации — возможность. Они получают большую долю в капитале компании за ту же сумму.

Кризисные времена устанавливают более высокие стандарты для стартапов, но для хороших и гибких продуктов кризис не станет помехой, так как свободных денег на рынке больше, чем хороших компаний. Основатель акселератора Y Combinator Пол Грэм еще во время кризиса 2008 года говорил, что сильный основатель стартапа справится даже в плохой экономической ситуации, слабому же не поможет и хорошая экономика. Это подтверждают и исследования: согласно исследованию Pitchbook, стартапы, которые начинали работу в кризисные годы (2008−2009) банкротились реже (13−14%), чем посткризисные (15−16%).

Компании, которые запускаются и поднимают инвестиции в сложные периоды в итоге с большей вероятностью добиваются успеха. Среди таких проектов можно вспомнить единорогов (стартапы с оценкой более $1 млрд) — Airbnb, Slack, Strife, Dropbox и GitHub. Само существование подобных проектов говорит о том, что в период кризисов появляется больше революционных идей, которые меняют устаревшие индустрии.

В результате и доходность инвестиции в период экономического спада — выше средних показателей. Для этого есть ряд причин — от более низких оценок и сниженных расходов у стартапов до менее высоких зарплат и дешевого маркетинга. В итоге инвестиции в стартапы приносят больше, чем инвесторы получили бы в обычное время.

Конкурентное преимущество ангельских инвестиций

В инвестициях на ранних стадиях развития стартапа (от pre-seed до раунда А) высокий риск компенсируется высокой доходностью. Но в кризис именно стартапы ранних стадий являются менее рисковым вложением. Стартапы на этом этапе сконцентрированы на создании продукта, построении команды и тестировании гипотез. В отличие от стартапов на стадии роста, им еще не нужен крупный капитал для активного роста и привлечения клиентов. Говоря проще — стартапы ранних стадий тратят меньше денег.

Они еще не гонятся за прибыльностью и вряд ли столкнутся с массовым сокращением спроса на свой продукт или услугу. Зато после кризиса такие компании будут расти, а не восстанавливаться после убытков. Добавим к этому еще и возможность нанять квалифицированные кадры за меньшие деньги.

В кризис выживут не самые сильные или большие компании, а самые гибкие. Это определение подходит для стартапов на ранних стадиях, и мы видим это на своих результатах. Мы не потеряли ни одну из 23 инвестиций, и продолжаем активно инвестировать в стартапы, которые умеют быстро меняться.

Читайте также