Украина имеет хорошие шансы получить весомую финансовую поддержку со стороны иностранных доноров. Однако для этого правительству страны необходимо провести ряд серьезных и действенных реформ, чтобы исключить коррупционные схемы и «размывание» денежных потоков, поступающих из-за рубежа. Такая позиция неоднократно высказывалась от ряда зарубежных «лоббистов» Украины, в том числе и Джорджа Сороса, который в последнее время пристально мониторит ситуацию в Украине. По его заверению, в данном направлении отмечается конструктивное сотрудничество с первыми лицами государства.
Вместе с тем, отечественные эксперты отмечают, что существующее положение вещей и специфика законодательства в Украине во многом не способствует притоку зарубежный инвестиций. Почему это так, и каким образом можно исправить ситуацию,
В ежегодном рейтинге стран по легкости ведения бизнеса, который проводит Всемирный банк, Украина показала некоторый прогресс, поднявшись на 16 пунктов, со 112-й на 96-ю позицию. Не смотря на это, реальные изменения в украинском бизнесе мало кто ощутил. Для потенциального инвестора 96-е место в рейтинге – это вполне четкий месседж: «не вкладывайте деньги в Украину», «не развивайте тут бизнес», и вообще – «держитесь от нас подальше».
Рейтинг Doing Business – это холодный душ, наглядно демонстрирующий, что Украина плотно увязла в группе риска. И покинуть ее благодаря одним фасадным изменениям невозможно. Посудите сами, какой инвестор в здравом рассудке придет в страну, степень защиты инвесторов в которой в рейтинге находится на 109-й позиции, а риски при процедуре банкротства (разрешение неплатежеспособности) – на 142-й? Общественная организация «Легкий бизнес» выступает с конкретными предложениями о внесении изменений в законодательные акты по управлению акционерным капиталом.
1. Общие вопросы
Суть инициатив по защите прав инвесторов сводится к следующему:
1. Зафиксировать право миноритария на судебную защиту в случае нарушения его прав и причинения ущерба как со стороны иных акционеров, так и руководства компании. Обязать топ-менеджмент акционерного общества нести материальную ответственность за этот ущерб.
2. Обеспечить полную прозрачность информации по акционерным решениям.
3. Регламентировать механизм созыва экстренных собраний акционеров.
4. Ввести нотариальное освидетельствование документов, участвующих в купле-продаже частей уставного капитала. Именно это условие могло бы минимизировать риски рейдерства.
5. Закрепить в правах миноритариев право требовать от контролирующего акционера выкупа акций по справедливой цене, а также корреспондирующего права вытеснения. Это так называемые sell-out и squeeze-out.
Что касается проблемы разрешения неплатежеспособности компаний, прогресс достижим только при условии внесения в закон следующих условий:
1. Закрепить за собственниками и топ-менеджерами компаний административную ответственность за халатность – отсутствие активных действий по предупреждению банкротства.
2. Сократить период начального восстановления платежеспособности со 156 до 90 дней, после чего в обязательном порядке запускать процесс ликвидации компании.
3. Прекратить практику отчуждения активов должника по демпинговым ценам.
В случае принятия новой Радой этих фундаментальных для развития рынка акционерных капиталов условий позиция Украины в рейтинге Всемирного банка, по подсчетам наших экспертов, улучшится сразу на 90 пунктов по защите инвесторов и порядка 30 пунктов – по разрешению неплатежеспособности.
2. Строительство
Следующая, крайне болезненная точка: в Украине «донельзя» усложнено открытие новых бизнесов, требующих строительства собственной инфраструктуры. Так, можно открыть отдельный офис, но не завод, логистический центр, любой мало-мальски серьезный строительный проект.
Именно девелопмент является локомотивом развития наибольшего спектра бизнесов, а стало быть, служит наиболее массовым источником создания рабочих мест. Строительство – это огромное количество задействованной в производственном процессе рабочей силы – и квалифицированной, и неквалифицированной. Это долгосрочные подряды на технику, крупнотоннажное производство стройматериалов, развитие инфраструктуры и транспортных коммуникаций.
И начинать надо с того, что улучшить позиции в рейтинге, касающиеся разрешений на строительство, где мы сегодня на 70-м месте, не говоря уже о том, чтобы подняться с «почетного» 185-го по подключению объектов к электросетям.
Суть наших предложений сводится к следующему:
Во-первых, сократить сроки получения разрешительных документов на строительство и введение в эксплуатацию строительных объектов.
Во-вторых, в случае бездействия контролирующего органа задействовать принцип «молчаливого» согласия. Нет ответа в рамках дедлайна без должной мотивации – разрешение считается формально полученным.
В-третьих, должны быть определены исключительные основания для аннулирования выданных разрешительных документов, чего на сегодняшний день не существует.
Что касается подключения объектов к электросетям, первоочередными являются две законодательные меры: внедрение единой цены из расчета за киловатт подключенной мощности и кардинальное сокращение количества процедур и сроков, необходимых для получения технических условий.
Все эти меры выписаны в законопроектах. В случае принятия их новым составом Верховной рады эксперты прогнозируют рост рынка только жилищного строительства на 10%. Это порядка 6 млрд гривен в год. В отношении занятости этот показатель эквивалентен 20-30 тыс. новых рабочих мест.
Соответственно, при облегчении условий получения разрешительных документов на строительство и гарантировании оптимальных условий подключения к энергосетям место Украины в глобальном рейтинге Doing Business по этим показателям оценивается экспертами, соответственно, как плюс 30 и 100 позиций по отношению к 70-му и 185-му сегодня.
А пока действует нынешняя система получения разрешительных документов, подключение к украинским электрокоммуникациям обходится частным компаниям в среднем в 277 рабочих дней, уходящих только на процедуру согласования. В экономически развитых странах ЕС, Северной Америки и Азии этот срок в среднем не превышает 77 дней при в 2,5-3 раза меньших затратах.
3. Открытие бизнеса
Еще один судьбоносный для глобального инвестклимата страны показатель – 76-е место по легкости процедуры открытия бизнеса. Но тут мы за год скатились на 7 пунктов рейтинга.
В год в Украине создается порядка 50 000 новых компаний, регистрируется около 170 000 частных предпринимателей. На процедуру получения регистрационных документов тратится не менее 400 млн «лишних» гривен, которые могли бы быть вовлечены в бизнес.
В срочном порядке необходимо, прежде всего, упростить процедуры предоставления административных услуг по регистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей.
Во-первых, законодательно предусмотреть как бумажную, так и электронную регистрации.
Во-вторых, ограничить время, отведенное на регистрацию, двумя рабочими днями.
В-третьих, определить достаточность лишь двух документов – заявления и, собственно, решения о создании предприятия.
В-четвертых, законодательно внедрить понятие «оператора», позволив осуществлять регистрационные функции частным компаниям.
В случае эффективной имплементации изменений это даст возможность Украине занять по легкости бизнес-стартапов вполне респектабельное место в первой десятке рейтинга Doing Business.
4. Международная торговля
154-е место по условиям международной торговли – ужасающий для Украины факт. Причем за последние пять лет мы утратили 15 позиций в этом рейтинге. А как иначе, если на соблюдение процедур для экспорта-импорта продукции у нас требуется не менее 28-29 дней, тогда как в ЕС для этого достаточно 10 дней при вдвое меньших затратах?
Страна, некомфортная для торговли, не имеет будущего в международном сообществе. Проблемный импорт – это высокие цены на внутреннем рынке, отсутствие здоровой конкуренции. Проблемный экспорт – это слабый приток валюты, соответственно, болезненные колебания курса со всеми вытекающими из этого проблемами для конечного потребителя.
А ведь с учетом нашего геополитического положения именно фактор международной торговли мог бы способствовать превращению Украины в мощный мировой центр логистики товаров для глобальных рынков, расположенных на разных континентах.
5. Право собственности
Есть в рейтинге и утешительные факты. Так, Украина поднялась с 88-го на 59-е место по комфорту регистрации собственности. Произошло это за счет внедрения возможности подачи документов по почте и сокращения сроков рассмотрения заявок.
Казалось бы, прогресс. Но соседняя Грузия уже который год подряд занимает в рейтинге по регистрации собственности первое место. Чтобы приблизиться к грузинскому успеху, Украине критически важно внести качественные изменения в процедуру госрегистрации прав на недвижимость.
Во-первых, законодательно закрепить трехдневный дедлайн на проведение самой процедуры.
Во-вторых, предусмотреть как бумажную, так и электронную форму подачи документов.
В-третьих, легализировать исправление ошибок в реестре, так как из-за этого процедура регистрации привязывается к судебной волоките и может тянуться месяцами.
По подсчетам экспертов группы «Легкий бизнес», при условии, что сроки регистрации недвижимости будут строго ограничены трехдневным дедлайном, поступления в госбюджет и Пенсионный фонд вырастут как минимум на 20 млн гривен в год.
На языке Всемирного банка это будет означать повышение рейтинга Украины по этому показателю на 15 и более пунктов.
6. Вместо послесловия
Итак, наша 96-я позиция в общем рейтинге Doing Business – это не просто пища для размышления на тему, как нас воспринимают в мире, это шанс избавиться от эйфории. Да, украинский народ доказал, что может бороться за свои права и демократические ценности. Мир это увидел и оценил. Но это еще не значит, что нам начали доверять инвестиции и судьбы собственного бизнеса.
Украина сегодня принципиально не готова идти навстречу новому бизнесу. Мы по-прежнему закрыты для бизнес-ниш, в которых могли бы приобрести конкурентные преимущества по сравнению со «старушкой-Европой» – странами с дорогущей рабочей силой и фонтанирующим сырьевым дефицитом.
Но у нас есть шанс. Чтобы им воспользоваться, не нужно кричать о том, как нас давит коррупция. Достаточно просто заставить правительство и законодателей сделать шаг на пути к конструктивным реформам.
Как тут не вспомнить одного из величайших реформаторов современности Каху Бендукидзе: «Если не проводить реформы, страны не будет. Если проводить реформы, есть шанс спасти Украину в нынешних границах».
Любой шаг в направлении бизнес-ориентированных реформ машинально отражается на оценке Украины в рейтинге одного из главных ее инвесторов – Всемирного банка. И эта оценка – четкий знак инвесторам об открытии в Украине определенных возможностей.
*Материал подготовлен в соавторстве с Владимиром Поперешнюком, операционным директором компании «Новая почта», проектным менеджером ОО «Легкий бизнес» и предоставлен изданию Forbes