Пришло время поведать правду инвесторам об Украине

Пришло время поведать правду инвесторам об Украине

Привлечь иностранные инвестиции в Украину поможет тактика максимальной открытости. Инвесторы должны точно понимать, какие в стране проблемы.

Украина находится на важном пересечении цивилизаций, и не только в историко-географическом смысле. Наша страна стала своеобразной встречей прошлого и будущего, где сосуществуют одни из лучших программистов мира и низкоэффективные производства индустриальной эпохи. Несмотря на то что последние годы выдались неспокойными, интерес к Украине сохраняется — как со стороны политических лидеров, так и зарубежных инвесторов.

Правда, результативным этот интерес станет лишь в том случае, если страна предложит им что‑то новое и перспективное. Заклинаний, презентаций и обещаний было достаточно. На войну могут списать многое, но рано или поздно западные партнеры спросят: а чем занимались все это время остальные ведомства, помимо силовых?

О том, что Украина стремится к европейской интеграции и сокращению энергетической зависимости от России, было сказано немало. Но именно сегодня ставки как никогда высоки. Мир ждет, что страна не свернет с выбранного курса. Поэтому пора взять на вооружение стратегию открытости: честно признаться инвесторам в том, что у нас не все гладко, есть проблемы, и вот первые шаги, необходимые для их решения.

В Украине любят деньги, но не любят людей, которые их приносят

Эти главные проблемы — отрицательное сальдо торгового баланса и дефицит бюджета. Одна из них решается девальвацией, другая решится нескоро. Не менее важно, конечно, преодоление коррупции и обеспечение здоровой конкуренции среди участников рынка. Ведь о каких доходах в бюджет и приходе инвесторов можно говорить, когда один платит налоги, а второй получает преференции? Когда теневая часть бизнеса составляет до 50 % от ВВП? Как‑то немецкий профессор Виттенберг, бывший советник правительства, сказал: “В Украине любят деньги, но не любят людей, которые их приносят”. Нельзя относиться к инвесторам как к средству получения денег. Нужно видеть в них перспективы, новые интеллектуальные ресурсы и партнеров.

В связи с войной на востоке стране не удалось добиться тех результатов, на которые рассчитывали еще в начале года — спад экономики оказался выше, чем предполагалось, а объемы экспорта и возврата валютной выручки снизились. Чтобы справиться с этим, правительство и Нацбанк приняли ряд не совсем рыночных мер. В условиях кризиса они уместны, но злоупотреблять ими нельзя, поскольку эффект от таких мер краткосрочен. Тем более инвесторы и кредиторы ждут от нас вовсе не закручивания гаек.

Задачи, которые стоят перед украинской экономикой, не решить односторонними усилиями правительства, НБУ, коммерческих банков или экспортеров. Это общая ответственность, и попытка получить сиюминутную выгоду за счет других болезненно отражается на здоровье всей системы. В этом случае лучше взять на вооружение способ, которым пожарные играют в домино: они не прячут кости, сразу показывая друг другу, что имеют на руках. Настолько же открытым должно быть сотрудничество участников рынка.

Конечно, сейчас привлекать инвестиции в страну сложно. Однако к выходу из кризиса нужно готовиться заранее: между инициированием бизнес-идеи и фактическими инвестициями проходит не менее года. Так, если создать благоприятную среду для инвестиций в (надеюсь, спокойном) 2015 году — а это возможно при условии подготовки проектов и инвестиционных предложений до конца 2014‑го — реальную отдачу можно получить только к 2016 году.

Чтобы пережить этот период, необходимо извлечь уроки из прошлых ошибок и взять пример с Евросоюза, который ставит интересы своего бизнеса на первое место. Украинская экономика не сможет вытащить сама себя за волосы из болота, как барон Мюнхгаузен. Поэтому правительству стоило бы активнее работать над поиском новых торговых связей, делая ставку на экспорт. Во-первых, освоить все тонкости Соглашения об ассоциации с ЕС, чтобы максимально эффективно использовать возможности огромного рынка с годовым ВВП около $18 трлн.

Во-вторых, обратить внимание на рынки, ранее именовавшиеся пренебрежительным термином «страны третьего мира». Сейчас эти регионы развиваются и нуждаются в строительных материалах, стали, технике. Эту нишу может занять Украина — главное, чтобы цена и качество устраивали покупателя. Суммарный ВВП стран Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки превышает $10 трлн, так что речь идет о солидном рынке сбыта.

В-третьих, необходимо развивать инфраструктуру для экспорта — дипломатическую, информационную, финансовую, транспортную. К слову, девальвация гривны уже обеспечила нашим товарам ценовое преимущество.

Итак, дело за малым: приложить максимум усилий, чтобы воспользоваться всеми возможностями, используя при этом тактику открытости.

По материалам: Новое Время

Читайте также