- В отчете MoneyTree отмечается, что период экстенсивного развития российской венчурной отрасли сменится более зрелой стадией. Что позволяет сделать такой вывод?
Зрелость рынка определяется в первую очередь уровнем компетенции инвесторов. В 2011-2012 гг. рынок прошел стадию сильной переоцененности компаний - средний объем инвестиций был достаточно большим. Размер чека на одну инвестицию далеко не всегда был справедливым. Сейчас инвесторы немного "охладели" и пришли, можно сказать, в более разумное и взвешенное состояние. Соответственно, количество сделок практически не изменилось, но сильно снизился средний размер инвестиции. Это свидетельствует о более квалифицированном и компетентном подходе инвесторов и является одним из признаков того, что рынок подходит к стадии зрелости. Кроме того, думаю, можно признать, что компетентность и качество стартапов тоже подросли по сравнению с тем, что было несколько лет назад. Хотя по-прежнему инвесторы жалуются на недостаток хороших, качественных проектов. Но если раньше этот недостаток был совсем трагическим, то сейчас ситуация смягчается. Вообще, практика всех развивающихся рынков венчурного инвестирования свидетельствует о том, что вначале идет период бурного взлета, потом некоторый спад, замедление, а потом выход на более равномерный рост. По нашим оценкам, мы сейчас как раз находимся в стадии перелома. Я, откровенно говоря, ожидал, что это будет где-то на год-полтора позже, что период первичного роста продолжится немного дольше. Но, судя по всему, общеэкономическая ситуация - замедление и рецессия практически на всех рынках - приведет к тому, что мы немножко раньше пройдем этап временного спада и выйдем на фазу равномерного роста.
- Несмотря на рост рынка и явные успехи, по-прежнему сохраняется его структурный "перекос" в сторону ИТ - на сектор пришлось более 90% инвестиций в прошлом году. Это только российская тенденция или она характерна для развивающихся венчурных рынков? Куда идут венчурные инвестиции в Европе и США?
- Венчурные инвестиции в принципе везде и всегда любят ИТ. В каком-то смысле развитие ИТ и венчура шли нога в ногу, и все крупные венчурные фонды в Кремниевой долине выросли именно на ИТ-проектах. Перекос в сторону этого сектора является характерной особенностью венчурного инвестирования везде в мире. Другое дело, что на развивающихся рынках он приобретает, условно говоря, утрированную форму. То есть если в США в ИТ-проекты идет примерно половина всех инвестиций, у нас 70-80%. В отчете MoneyTree говорится о 87% от общего количества сделок - думаю, что это слегка завышенная цифра. Тем не менее понятно, что это в любом случае существенно больше, чем на развитых рынках. С другой стороны, я не вижу в этом ничего страшного, потому что ИТ сегодня в принципе является общей платформой для всех технологий. Как сто лет назад электричество стало базовым ресурсом, который необходим для всего - без него не может ни человек жить, ни завод работать, - точно так же сегодня ИТ является базовой потребностью для всего постиндустриального общества - без программ сегодня ни самолеты не летают, ни автомобили не ездят. Поэтому абсолютно очевидно, что инвестиции в ИТ сохранят лидирующую роль и в будущем. Внутри сектора ИТ сейчас абсолютно четко выделены свои подсегменты. И в эти 80-90% аналитики включают все подряд, а вообще-то из них 70% идет в интернет-проекты. У таких проектов есть своя специфика - в них ИТ используется как платформа, на которой создается некий потребительский сервис. Если инвестиции идут в какую-нибудь систему автоматизации проектирования - это тоже ИТ, хотя это уже услуга для производства. Интернет же - это в основном консьюмерская услуга, ориентированная на конечного потребителя в первую очередь. В Интернете большая часть идет в e-commerce, которая сейчас становится основным способом торговли. Я думаю, что в будущем можно ожидать существенных изменений в модели ретейла, которые сильно повлияют на образ жизни и будут иметь большие социальные последствия. Как в свое время, 80 лет назад, появление торговли по каталогам в развитых странах значительно изменило бытовой ландшафт и даже образ жизни. Есть такие очевидные, но не всегда принимаемые во внимание вещи, как связь образа жизни людей с организацией инфраструктуры. Скажем, американская загородная жизнь была бы невозможна, если бы не была развита система доставки, торговля сначала по каталогам, теперь через Интернет, моллы и т.д. Это все взаимосвязано. В e-commerce происходят процессы, которые в течение весьма обозримого времени изменят ландшафт всей организации торговли. По нашим оценкам, в e-commerce идет около половины всех инвестиций в целом. Это не только интернет-магазины, но и заказ билетов, бронирование отелей, купонные сервисы и т.д. Ничего плохого в этом нет, в частности, потому, что Россия сегодня является крупнейшим в Европе интернет-рынком, но с точки зрения услуг на нем сильно отстает от развитых стран. Поэтому тот факт, что у нас инвестиции идут в этот сектор, это скорее хорошо, чем плохо.
- В США тоже около 50% занимают ИТ, а остальные инвестиции? Есть ли какие-то приоритеты?
- В основном это биотех, в США это большой и очень быстрорастущий сектор. У нас он тоже стоит на втором месте после ИТ по объему инвестиций. В США достаточно большой объем инвестиций идет в альтернативную энергетику, в то, что называется cleantech, экотехнологии. У нас это вообще не развито, проектов таких мало - в альтернативной энергетике еще что-то есть, но по тематике экологических технологий вообще ничего не слышно.
- То есть дело не в том, что деньги не готовы туда идти, а в том, что нет проектов?
- Нет ощущения востребованности. В апреле я был на конференции U-NOVUS в Томске, и там на одной панели проводили онлайн-голосование по приоритетным секторам развития. Было предложено всего четыре сектора - ИТ, биомедицинские технологии, новые материалы и энергетика. Из них биотех оказался на самом последнем месте, а все остальные набрали примерно поровну. Это на самом деле отражает представления людей. Вообще-то все, что связано с наукой о жизни и медициной в развитых странах является приоритетом номер один. Даже ИТ в большей мере связано с digital health - использованием ИТ для медицины. Сегодня практически все медицинское оборудование основано на информационных технологиях. Тот же томограф, например, - это большой специализированный компьютер, просто входной датчик к этому компьютеру примерно как клавиатура. А ценность томографа заключается в алгоритмах обработки.
- Возвращаясь к ИT, считается, что таким проектам легче всего привлечь финансирование. Однако большинство таких проектов - это сopycat западных аналогов. Насколько жизнеспособны такие проекты, в чем их преимущества и недостатки?
- Copycat-проекты имеют и плюсы, и минусы. Минус в том, что рано или поздно им придется выйти на глобальный рынок и конкурировать с теми проектами, с которых и была взята изначально модель. Ниши заняты, и уровень конкуренции такой, что выйти с продуктом на глобальный рынок очень трудно. С другой стороны, в силу того, что это, как правило, отработанные и технология, и бизнес-модель, это проекты с быстрой возвратностью, хорошо окупаемые и легко просчитываемые. Инвесторы любят, когда все хорошо просчитано и идет по плану. Чего, правда, никогда не случается, но всем так хочется. Поэтому понятно, почему в такие проекты инвестируют. Но, естественно, у таких проектов есть и ограничения - они ориентированы на национальный рынок. Это характерно для всех проектов конкурентных зон. Рождение таких проектов идет волнами - когда-то возникла волна поисковиков, и Google, и "Яндекс" развивались почти одновременно. Говорить, что "Яндекс" - это подражание Google, бессмысленно: и у того, и у другого были предшественники - в России "Рамблер", например, в США Yahoo! и AltaVista. Просто Google и "Яндекс" выдали уровень качества, который позволил им текущих конкурентов задавить.
Но при этом "Яндекс", несмотря на то что сейчас выходит на внешние рынки, делает это очень медленно и непросто.
Например, он сейчас работает в Турции, но там все же основной поисковик Google. Здесь есть такой естественный ограничитель роста. Copycat-проект не будет прорывным, но многих устраивает и это. Подавляющее большинство таких проектов ориентировано только на национальный рынок, иногда на то, что их прародитель, оригинальный проект, сегодня в России не присутствует, но рано или поздно захочет войти на наш рынок и тогда купит этот проект вместе с его клиентской базой. Это хорошая стратегия выхода из инвестиций, и такие примеры есть.
Сегодня яркого лидера в потребительском сегменте Интернета нет - скорее, идет массовая диверсификация, расширение предоставляемого набора сервисов. Все больше проявляется эффект прикладного ИТ, то есть информационные технологии идут в отраслевые приложения. Наиболее быстрорастущие на международных рынках - это проекты, связанные с цифровым производством, смарт-системами, "умными городами" (интеллектуальное управление ЖКХ, энергетикой и т.д.).
- Одним из преимуществ ИТ для инвесторов называют то, что такие проекты не требуют долгих сроков разработки и увидеть результат, "отбить" вложения можно быстро. А есть ли инвесторы, готовые вкладывать в долгую, на 5-7 лет?
- Конечно, такие инвесторы есть, иначе не было бы рынка. Даже ИТ-проекты выходят на достаточный уровень эффективности далеко не за один год, в случаях глобального успеха типа того же Яндекса - более 10 лет. Еще примерно столько же основатели компании занимались проработкой технологий, до того как компанию создать. 7-8 лет - это абсолютно нормальный инвестиционный период. Быстрее, пожалуй, окупаются только проекты с минимальным объемом инвестиций, в этом смысле e-commerce как раз достаточно привлекателен, т.к. интернет-магазин можно достаточно быстро "отбить".
- В отчете "MoneyTree: Навигатор венчурного рынка - 2013" отмечалось как один из признаков зрелости рынка, что в ближайшее время можно ожидать увеличения количества выходов.
- В общем да, мы ожидаем этого, в том числе и по фондам с участием РВК. На сегодня у нас выходы были только в посевном фонде, и все они были небольшими по объему, что для посевного фонда совершенно естественно. Надеюсь, что в этом и следующем году будут выходы по большим проектам.
Но и по частным фондам начинаются эти процессы, есть несколько достаточно успешных примеров. В основном, конечно, стратегии выхода - это продажа стратегическому инвестору, IPO можно пересчитать по пальцам. Самая успешная история публичного размещения в прошлом году - это QIWI, потрясающее по результативности IPO и SPO. Но в типично венчурных проектах таких примеров пока нет, если не считать Яндекса, и это характерно для всего венчурного рынка, на IPO выходит один проект из тысячи.