Сфера Civic Tech («гражданские технологии») для Украины является новым направлением в развитии ИТ-технологий и государственных сервисов. Несмотря на новизну, сфера развивается достаточно динамично, и во многом это обусловлено появлением 1991 Open Data Incubator — первого в Украине некоммерческого инкубатора, который помогает превращать открытые государственные данные в реальные стартапы, которые предоставляют сервисы украинским гражданам, предприятиям и государственным органам.
Почти год назад основатели инкубатора, благодаря поддержке филантропического инвестиционного фонда Luminаte, открыли коворкинг-центр 1991 Civic Tech Center, который превратился в своего рода точку сборки украинского Civic Tech. InVenture побеседовали с Денисом Гурским, сооснователем центра и главой правления ГО SocialBoost, о работе инкубатора, центре и о развитии направления Civic Tech в Украине.
– Денис, как вы пришли к идее создать 1991 Civic Tech Center?
Civic Tech - большая тема, которая предполагает создание гражданами ИТ-решений, которые связывают гражданский и государственный сектора. Зачастую такие проекты переходят в госсобственность. Например, так получилось с ProZorro. Рынок Сivic Tech разработок и приложений в Украине достаточно большой. Во многом это заслуга реформы открытых данных, к которой причастна и наша организация. Собственно, благодаря тому, что в госсекторе появилось много открытых данных и стало возможным cоздавать подобные сервисы.
В 2016 году мы сделали инкубатор 1991. Этому инкубатору необходимо было какое-то физическое пространство. Кроме того, у нас появились первые выпускники, которым где-то нужно находиться, а также выросло количество организаций, которые, как и мы, работают на рынке Civic Tech. Чтобы обеспечить все это сообщество домом, мы решили сделать небольшой коворкинг-центр, ивент-зону, переговорки – минимальную инфраструктуру для того, чтобы командам было где развивать свои проекты. Мы намеренно выбирали местоположение близко к правительственному кварталу, чтобы способствовать синергии стартапов и госсектора команды находятся рядом с потенциальными партнерами, а государственные органы могут пользоваться всеми привилегиями центра бесплатно.
– Это первый коворкинг-центр для компаний, работающих в сфере Civic Tech?
Да. Он создан для стартапов, которые так или иначе относятся к Civic Tech.
– Что вам удалось сделать за почти год существования вашего центра?
Сейчас у нас около пятидесяти резидентов, которые находятся здесь постоянно и еще больше тех, которые купили membership и они не находятся здесь все время, но имеют доступ к разного рода закрытым встречам и пр.
За год мы почти вышли на самоокупаемость этого проекта. Все места в центре были проданы уже через три месяца после его открытия. Всего за год мы провели около тысячи ивентов.
Что касается инкубатора - у нас уже прошло шесть больших инкубационных программ, шесть наборов стартапов и шесть выпусков.
В прошлом году у нас была программа, посвященная открытым данным - Open Data Challenge. Также мы организовали образовательную программу Startup Workout для тех, кто только входит в сферу предпринимательства.. Помимо - у нас был инкубатор Justice & legal track по правосудию, который мы провели в партнерстве с голландским инкубатором Heel. Недавно мы запустили новую совместную программу с «Укрзализницей» Future of Mobility Lab. UZ edition, в которой мы пытаемся помочь стартапам найти общий язык с государственной компанией.
– Какое влияние работа вашего центра оказала на ИТ- и бизнес-сообщество в Украине?
1991 Сivic Tech Center стал культовым местом для общественных организаций, стартапов социальной направленности, для доноров, фондов, тех, кто хочет работать в этой сфере. Мы работаем со всеми венчурными фондами, которые присутствуют в Украине. Их представители приходят к нам посмотреть на проекты, пообщаться со стартапами, которые здесь находятся. Наш центр стал точкой пересечения многих интересов - государства, бизнеса, ИТ-рынка и стартапов.
– Как изменилась сфера деятельности инкубатора 1991 с момента его основания?
Призовые фонды тех программ, которыми мы занимаемся, за последние два года существенно выросли – во многом с подачи доноров и инвесторов. Последняя инкубационная программа имела призовой фонд 100 тыс долл. В программу мы обычно берем 10-15 проектов, таким образом, сумма, которую получает одни проект, растет.
По статистике инкубатора, с 2016 года мы выпустили в общей сложности более 100 стартапов. Около 40% из них привлекли деньги сразу же после окончания программы. В совокупности мы помогли им привлечь чуть больше одного миллиона долларов сразу инкубации. Некоторые из них, в основном первые выпускники, на данный момент закрывают раунд в 0,5 млн долл, 1,3 млн долл. но это уже второй или третий раунд, который они поднимают.
Добавлю, что к концу этого года мы планируем выпустить Civic Tech report, обзор сегмента «гражданских технологий» в Украине.
– Какие из ваших ивентов вызывают больший интерес у медиа?
Тема Сivic Тech стала более понятна журналистам за последние года полтора. Мы наработали свой пул журналистов из социально-политических СМИ. В основном, конечно, журналисты пишут о тех событиях, которые так или иначе связаны с государственным сектором. Если это презентация какой-то частной инициативы, например, сервиса по оплате штрафов за нарушения правил дорожного движения, то журналисты вряд ли об этом напишут. Но если в презентации будут участвовать представители МВД и заявят, что министерство поддерживает эту инициативу, то в большинстве таких случаев такой новостной повод привлечет внимание СМИ.
– Как выглядит украинский Civic Tech в сравнении с другими странами?
В Восточной Европе мы является лидерами этого рынка. В Украине очень многое происходит благодаря тому, что по сравнению с соседними странами, легко делать мультилатеральные партнерства с участием государственных органов и корпораций. Например, в США такой уровень партнерства, когда участвует вице-президент, министерство и гендиректор корпорации – это достаточно сложно. Гораздо сложнее, чем в Украине. То же самое касается и ближайших соседей. Украинские проекты существенно отличаются по уровню (в лучшую сторону) по сравнению с проектами соседних стран.
На данном этапе для госкомпаний Civic Tech – это легкий способ внедрять инновации, а в будущем – получать инвестиции по каким-то новым направлениям. И, поскольку Украина – чемпион по числу госкомпаний в регионе, их у нас больше трех тысяч, то нам и стартапам есть чем заняться. Это, кроме прочего, открывает перед стартапом хорошие возможности – имея такого клиента как министерство, ведомство или госкомпания, команда уже совсем по-другому разговаривает с инвесторами, потому что это означает другие возможности для роста и возврата инвестиций.
– Насколько удалось нашим государственным структурам продвинуться в открытии данных?
В международном рейтинге The Open Data Barometer Украина находится на восемнадцатом месте. Сложности по открытию данных, с которыми Украина на данном этапе сталкивается, заключаются, во-первых, в технической неспособности государственных органов какие-то данные открывать (их информационные системы к этому банально не готовы). Вторая проблема – в госкомпаниях. Госкомпании подчиняются министерствам, но только до какой-то определенной степени. Обязать государственные компании открывать те или иные данные в соответствие с законом об открытых данных ни одно министерство не может. Соответственно, открытие тех реестров, которые находятся в госкомпаниях, и тех данных, с которыми стартапы могли бы начать работать, зависит исключительно от доброй воли самих госкомпаний.
Исходя из той логики, что надо что-то делать, чтобы улучшить этот сектор, мы пришли к тому, чтобы начать работать с компаниями напрямую, показать им ценность работы со стартапами, чтобы они это начали делать сами и объединили усилия с участниками рынка.
– Где сейчас есть узкие места в открытии государственных данных?
Это все, что касается ДФС, налоговой, все, что касается экологии.
Если говорить о технических проблемах со сбором данных, то много нужно оцифровывать в муниципальной сфере. Много работы по оцифровке в государственных архивах. Там все в бумажном виде и, чтобы оцифровать архивы, нужно многомиллионные инвестиции. Но это никому на данный момент не интересно.
– Что бы вы посоветовали тем стартапам, которые думают о работе с вами?
Главный совет – нужно делать «домашнюю работу». Многие приходят к нам, зная, что мы работаем с государственным сектором и хотят чуть ли не на словах объяснить, что у них что-то должны купить. Исследование рынка, потребителя, его потребностей, понимание того, кто является конкурентом, что происходит на этом рынке, понимание этапности финансирования этого проекта, вся такого рода «домашняя работа» - это большая проблема для украинских стартапов. Они ее делают не очень хорошо, в особенности те стартапы, которые хотят что-то делать с государственными компаниями, министерствами. Они часто думают, что главное – сначала с кем-то поговорить, с кем-то о чем-то договориться, а потом уже начать делать. Хотя на самом деле все работает с точностью до наоборот.
– Какой стартап с большей вероятностью может привлечь инвестиции?
Это стартап, который имеет пилотного клиента. Тот, который фактически запустился и хоть что-то показал, какой-то минимальный traction. Путь даже не traction, но этот стартап публично запустился, и у него есть факт какого-то пилотного клиента, лучше большого.
Это ключевой фактор привлечения инвестиций, очень распространенный.
Стратапы В2С, потребительские, приложения, у которых много пользователей – это все не очень хорошо работает. Такие модели как В2G работают гораздо лучше. Если в качестве пилотного клиента стартап получил министерство или государственную компанию, то становится понятно, что, во-первых, кто-то этот стартап уже валидировал, а во-вторых, шкала, по которой он будет развиваться, не очень линейная. И поэтому с ним интересно дальше иметь дело.
Возьмем, например стартап «Патент Бот». Они стали работать с реестром, в котором все патенты. Сразу понятно, что это не та информация, которую придется запрашивать. Этл огромный массив данных, который они с помощью технического решения монетизируют. Уже понятно, как это дальше будет работать, что патентное бюро никуда не денется, есть чистые и концентрированные данные.
– Можете ли вы назвать наиболее перспективные сферы?
Это сфера инфраструктуры, агросфера, IA, большие данные.
– Каким вы видите будущее сегмента Civic Tech через пять лет?
Рано или поздно эта сфера станет достаточно привычной, традиционным бизнесом. Так же как хедж-фонды в 80-х были чем-то инновационным, а сейчас они превратились в понятный и привычный бизнес, которым занимаются многие компании, есть конкуренция. То, чем мы сейчас занимаемся, для Украины достаточно ново. Но со временем это перерастет в достаточно структурированный рынок.
Источник: InVenture