В мире каждый день создается огромное количество стартапов, но только треть из них выживает и закрепляется на рынке. Кому-то не хватает проработки идеи, кто-то не может собрать достойную команду. Об этих и многих других самых распространенных ошибках стартаперов мы поговорили с СЕО Happy Farm Анной Дегтеревой. Также Анна рассказала нам, где предпринимателям получать знания и почему не стоит бояться начинать свой бизнес.
UBR.ua: Анна, что такое, на Ваш взгляд, "стартап по-женски" и "стартап по-украински"?
- На самом деле, нет абсолютно никакой разницы между женскими и мужскими стартапами. Стартап - это бизнес, который только начинается. В любом бизнесе есть свои правила и свои законы. Неважно, кто занимается бизнесом – женщина или мужчина, важно чтобы эти законы выполнялись. Вопрос относительно украинских стартапов очень хороший, поскольку я вижу, как делают проекты за границей и у нас. В Украине стартапы воспринимаются романтично, как некий особый образ жизни. На самом же деле, стартап – это огромная ответственность и работа 24/7. Делая стартап, ты сам не можешь жаловаться: ты либо делаешь, либо нет. Более того, ты должен нести ответственность за свою команду. Работоспособность людей в Украине и за рубежом абсолютно разная. Мы не дожимаем и не дорабатываем. Многие считают, что не нужно учиться, получать новые знания. Это очень важно, на самом деле. За границей – поставить задачу и выполнить ее качественно и в срок – это обычная практика. В нашей стране подход, к сожалению, совсем другой. В этом кроется реальная проблема. Кроме того, за границей активно разрабатывается и запускается на рынок MVP, у нас же проект шлифуется до последнего. Этот подход неправильный, поскольку в стартапе главное – понять, нужно ли это целевой аудитории.
- Насколько часто девушки берутся за создание своих проектов? Что может подтолкнуть, а что, наоборот, остановить?
- Не могу сказать, что девушки очень часто занимаются запусками стартапа. Если взять, к примеру, наших резидентов, то среди кофаундеров есть девушки только в командах Sportamba, Dressboom, Settle, Keypic и Datawiz. Не знаю, почему происходит именно так, но в поддержку девушек могу отметить следующее. Стартап – это, прежде всего, предприниматель. Неважно, мужчина это или женщина, важно – иметь предпринимательский талант. В нашей стране стартапы и предпринимательство пока не получили достаточного развития. Более того, эти сферы бизнеса существуют не так давно, как скажем, в Америке. В США предпринимательство изучается с первых классов школы. В нашей же практике такого пока нет, и продажи воспринимаются не так, как должны. Для развития нам нужно время.
- Если все-таки девушка решается на создание своего проекта, какими качества, на Ваш взгляд, она должна обладать? Как ей научиться управлять командой?
- Прежде всего, чтобы управлять командой, человек, должен иметь видение того, куда он эту команду приведет. Во-вторых, нужно уметь продавать, аргументировать и убеждать. В-третьих, нельзя обойтись без планирования, тайм-менеджмента. Также руководитель проекта должен обладать лидерскими качествами и способностью "дожимать", сражаться за клиентов, общаться с людьми. Уникальных знаний здесь нет, все лежит на поверхности. Важно – готов ли человек идти до конца. Если бы все это было легко, предпринимателей было бы гораздо больше.
- Поделитесь опытом, каково это управлять командой инкубатора? Как правильно организовать работу?
- Управлять командой всегда интересно. Интересно делать новые, захватывающие проекты. Но, с другой стороны, это еще и умение "чувствовать коллектив", без которого не обойтись и невозможно быть гибким. Ситуация меняется очень быстро и нужно учиться на нее реагировать, привлекать и мотивировать людей.
- С чего лучше начинать работу над новым проектом? Правильным будет начать с идеи или чего-то другого?
- Прежде всего, нужно понять, что вы хотите получить от запуска стартапа. Дальше нужно сформировать команду. Люди – это ключевой ресурс, без которого движение невозможно. Нужно искать людей-единомышленников, соратников, которые понимают идею и хотят над ней работать. Нельзя допускать половинчатого отношения.
- Расскажите, пожалуйста, как стартап может стать частью акселерационной программы инкубатора? На что Вы обращаете внимание при подборе проектов?
- Опять-таки, мы обращаем внимание на команду. Первоначально мы думали, что основой всего является идея, но после поняли, что, если идею некому реализовать, она теряет свою ценность. Мы определяем стрессоустойчивость команды. С самого начала команда проекта попадает в акселератор, в котором мы смотрим, как члены коллектива работают, справляются с проблемами. Дальше мы выбираем лучших и отправляем их в Америку, чтобы понять, готовы ли они к такому ритму работы. Главное – успеть разработать и внедрить свою идею, поскольку конкуренция на рынке очень высока. У нас есть один Facebook, один Viber и т.д. И так происходит абсолютно во всех сферах. Все компании не могут достичь равного успеха.
- Насколько сильно меняется идея проекта после прохождения обучающей программы в инкубаторе?
- Идеи проекта меняются постоянно, практически каждую неделю, практически после каждой новой встречи с менторами и экспертами. В этом заключается основная сложность и необходимость – постоянно меняться, но, при этом, оставаться гибкими. Пивот нужно делать постоянно.
- Есть ли какой-то набор качеств проекта и его команды, кроме идеи, чтобы гарантированно попасть в поле зрения инкубатора?
- Прекрасное знание английского языка, опыт разработки стартапа, гибкость, открытость и обучаемость. Обучаемость – это очень важный фактор, потому что людям, которые не готовы постигать новое и "знают" все, очень сложно становиться предпринимателями.
- Насколько остро в Украине стоит проблема поиска инвестиций? Бытует мнение, что получение инвестиций – это уже успех, после которого работать можно не так усердно, как раньше.
- Когда команда создает проект на свои деньги и пытается что-то сделать своими силами, это называется принципом трех "F" - family, friends and friends of friends – когда окружение предпринимателей помогает им развиваться. Далее проект ищет программу ангельских инвестиций, начинает больше вкладывать в рост и маркетинг. Инвестиции нужны для того, чтобы обеспечить рост, без которого следующий раунд финансирования просто невозможен. Раунды инвестиций, в свою очередь, берутся для того, чтобы стартапы могли нанять качественный персонал, внедрять рекламу. Этот процесс может длиться и год и два и три. Подытожив, хочу сказать следующее: инвестиции важны для роста и ускорения процесса развития проекта. Тем не менее, попадаются стартапы, которые могут обеспечить сами себя и выделять средства на свое развитие. В таком случае инвестор необязателен.
- В мире присутствует тенденция развития hardware-стартапов. Насколько сильно это направление развито в Украине и за рубежом?
- Стартапы в сфере hardware в Украине развиты пока недостаточно хорошо. Их очень мало. Дело здесь в том, что подобное направление требует других технологий и инвестиций. В нашей стране пока преобладают software –проекты.
В США же ситуация абсолютно противоположна. Развиваются стартапы совершенно разных направлений. Но, в то же время, присутствует очень высокий уровень конкуренции, который заставляет постоянно находиться в тонусе.
- Анна, подскажите, где начинающему стартаперу искать нужную ему информацию? Какие книги читать, какие курсы проходить?
- Сегодня все можно и нужно искать в интернете. Можно жить где-то в Индии и с помощью современных технологий, того же Preply или Coursera, бесплатно или за умеренную стоимость изучать языки, получать необходимые знания. Есть абсолютно все. Сегодня нет проблем, связанных с недостатком средств. Есть курсы о том, как правильно делать презентации, привлекать инвесторов и т.д. Этим нужно пользоваться. Все зависит только от самого человека. Достучаться до инвесторов можно с помощью социальных сетей. Нужно только уметь подать себя так, чтобы заинтересовать.
- Чего стоит и не стоит бояться начинающему стартаперу? Как избегать острых углов.
- Бояться не стоит абсолютно ничего, кроме собственной лени и отчаяния. Начинать нужно с четкого понимания цели. Кому-то нужна слава, но это не имеет смысла. Кто-то хочет заработать деньги или стать свободным – это хорошая, правильная мотивация. Другими словами, нужно честно ответить себе, чего мы хотим достигнуть. Если идти к достижению своей цели, результаты рано или поздно будут. Отклоняться от курса, возвращаться в корпоративную среду – это не выход. Не нужно откладывать на потом и надеяться, что проблемы разрешаться сами собой. Тестируйте, исправляйте, улучшайте команду, только не теряйте время. Не стоит уделять очень много внимания участию в конференциях. Выбирайте только то, что подходит именно вам. Запуская стартап, сначала задайте себе вопрос: "Для чего вы это делаете?", а потом – "А на самом деле, для чего вы это делаете?". Помните, если до 30 лет не произошло прорыва, то дальше будет сложнее.
- Существует ли пресловутый баланс между личной жизнью и стартапов?
- Все зависит от стиля жизни и темпа. Мы сами делаем свой выбор. Если человек занимается любимым делом, не важно, сколько времени на это уходит, он будет счастлив и в личной жизни.