"У вас не будет лучшей возможности для того, чтобы начать бизнес" - Александр Рыжков

"У вас не будет лучшей возможности для того, чтобы начать бизнес" - Александр Рыжков

×
1314 Александр Рыжков / Poster

"У вас не будет лучшей возможности для того, чтобы начать бизнес" - Александр Рыжков

  • Сооснователь днепропетровского стартапа Poster Александр Рыжков рассказывает о своем проекте, планах на будущее и сегодняшних реалиях ведения бизнеса

Здравствуйте, меня зовут Александр Рыжков, я руковожу проектом Poster. Это Point of Sale (POS) на планшете для кафе, магазинов, ресторанов. Сейчас у нас в команде 13 человек: три сооснователя (Александр Рыжков, Родион Ерошек и Фархад Фархадов – прим.ред.), пять разработчиков, пять человек в команде технической поддержки клиентов. До этого мы запустили и занимались развитием проекта «Выходной». Это гид по лучшим заведениям и событиям города, а также единая система лояльности по этим заведениям. Сейчас проект работает в 5 странах и насчитывает порядка 50 000 владельцев карт и 5 000 заведений-партнеров.

Команда PosterКоманда Poster

В какой-то момент мы задались вопросом, как мы можем повысить эффективность и лучше сегментировать клиентов проекта «Выходной». Единственным вариантом в то время была интеграция с системами учета заведений. И мы пошли, так сказать, “в поле”, общаться с нашими партнерами, чтобы узнать, как мы можем быть им полезны. Мы заметили одну очень интересную тенденцию: 70% небольших заведений не имели никакой системы учета и все подсчитывали на листиках, как в 90-е. Остальные, в большинстве случаев, были недовольны той системой, которая у них стояла. И это при том, что стоила она $5-15 тыс., и многие небольшие заведения просто не могли себе ее позволить. Установка и внедрение таких систем занимает несколько недель, они часто ломаются и, чтобы починить их, необходимо звонить специалисту, ждать, когда он приедет и оплачивать его работу почасово. А продажи тем временем останавливаются.

Мы поняли, что это в корне неправильно и пора менять такой подход. Решили создать свою программу, которая бы помогла нашим клиентам перейти с “учета на бумажках” на что-то более современное. Мы заложили несколько основных принципов, которые хотели достичь: мобильность, простота, надежность, низкая цена.

Примерно год ушел на создание первой коммерческой версии. В декабре 2013 мы запустили первые продажи. И на сегодняшний момент у нас уже более тысячи клиентов.

Poster — это SaaS (Software as a service) решение. Оплата происходит по модели подписки. Клиент вносит небольшой платеж каждый месяц, до тех пор, пока пользуется сервисом.

Самая распространенная ошибка – это то, что многие думают, что наше решение это «игла» и мы подсаживаем на нее клиента. Но это в корне не правильно. «Подсесть на иглу» — это заплатить $5 тыс. один раз за программу учета, потому что выкинуть ее уже будет очень сложно и обидно. Владельцы таких программ знают это и могут диктовать вам любые условия. А с нашим решением клиент в любой момент может отказаться от услуг, просто перестав платить за подписку. Он может сделать экспорт всех своих данных и перейти к конкуренту. Именно поэтому мы заинтересованы в предоставлении максимально качественного сервиса.

Внедряя Poster, клиент получает полноценную систему автоматизации своего предприятия. Полный складской, управленческий, товарный учет. Снижает воровство в своем заведении, экономит колоссальное количество времени на составление и анализ отчетов и, главное, видит всю картину целиком. Теперь ничто от него не скроется, а значит, он сможет принимать более правильные и эффективные решения, тем самым увеличив свою прибыль. Это и есть основная цель Poster.

В Украине свершено огромный потенциальный рынок. В декабре 2014 Верховная Рада приняла закон об обязательной фискализации (установка электронных кассовых аппаратов – прим. ред.) предпринимателей 2-й и 3-й группы налогообложения. А таких в нашей стране ни много ни мало полтора миллиона. Конечно, не все из них попадают под этот закон, но, тем не менее, это внушительная цифра. И пока мы являемся самой дешевой альтернативой по автоматизации.

На данный момент я не знаю ни одной компании в Украине, которая реализовала бы печать фискальных чеков на iPad. Мы были первыми в СНГ и пока остаемся единственными в Украине. Есть несколько компаний в России, которые пытаются это сделать, но они не сильно спешат продавать. Появилось уже достаточно аналогов в Европе, но в силу особенностей подхода в ресторанном бизнесе они не обладают таким функционалом, как мы. Просто в Европе он не так необходим. Основное наше конкурентное преимущество — скорость и простота внедрения и, естественно, стоимость, что в наши дни достаточно важно.

Что касается инвестиций, то в 2013 году мы получили финансирование от 908.vc. К сожалению, по условиям договора, я не имею права разглашать информацию об этой сделке. Деньги мы привлекли для создания первой рабочей версии. Мы выполнили успешно обязанности по договору и к концу срока Poster уже использовали два клиента.

Других инвесторов мы пока не привлекали – обходились своими силами. За эти два года мы вложили примерно $200 тыс. Инвестиции еще не окупились, но мы уже практически вышли на самоокупаемость.

Как раз сейчас мы ищем инвестора, который помог бы нам выйти на перспективный польский рынок. Деньги будут потрачены, прежде всего, на адаптацию продукта под этот рынок и стимулирование продаж. Мы ищем инвестора, который был бы заинтересован в этом рынке и имел опыт работы с ним.

В ближайший год мы планируем, как я уже говорил, выйти на рынок Польши. Совсем скоро мы запустим спецпроект с ПриватБанком, над которым работаем уже полгода. Скоро собираемся порадовать клиентов экраном на кухню и дополнительными отчеты, которые позволят более эффективно вести продажи и дадут более точную картину о том, где можно еще сэкономить, а на чем экономить точно не стоит. Этот сервис особенно необходим сейчас, когда мы видим временную стагнацию рынка ресторанных услуг.

В Украине вообще наступили сложные времена. Нам довольно сложно судить об изменениях в инвестиционной сфере, не могу сказать, что мы очень активно ищем инвестиции или искали их раньше. В целом по рынку и по отзывам знакомых в других компания могу сказать, что сейчас очень мало украинских инвесторов продолжают вкладывать в проекты. Но, с другой стороны, раньше их тоже было не так много, и чек инвестиций был достаточно небольшой. Обычно у фондов, которые вкладывались в проекты, были российские корни, но и они сейчас делают это очень аккуратно, а кто-то вообще резко сменил вектор. На рынке, в основном, остались иностранные инвесторы, вкладывающие деньги в компании, которые собираются выйти на европейский рынок, но у них тоже энтузиазм поутих в последнее время.

Сейчас военный конфликт и сложная экономическая ситуация не играют бизнесу на руку. В таких условиях сложно развивать и начинать бизнес. Сложно, но возможно. Я бы даже сказал, необходимо. Это прекрасное время для оптимизации издержек и начала чего-то нового. Если вы сидите и ждете идеального времени для начала бизнеса — его не будет. Всегда будут сложности, проблемы, какой-то кризис. Вопрос лишь в желании. Перефразирую Чака Паланика: «Вопрос о том насколько тяжело начинать бизнес зачастую сводится к вопросу о том, как сильно человек хочет это сделать».

Запомните: у вас не будет второй жизни. Не будет лучшей возможности для того, чтобы начать бизнес. Будет непросто. Ваши клиенты не сидят и не ждут, когда вы выпустите продукт, чтобы прийти и отдать вам деньги. Свой стартап — это тяжелый и кропотливый труд, который все равно нужно будет выполнить рано или поздно. И никто кроме вас этого не сделает. Но это то, что дает вам заряд бодрости и заставляет вставать вас по утрам. Чувство, сравнимое разве что с чувством любви. Не теряйте время впустую. Пробуйте и экспериментируйте.

 

Интервью подготовила Мила Лернер / InVenture Investment Group

Комментарии

comments powered by Disqus

Разместить рекламу

Задать вопрос

×