ЕБРР – крупнейший институциональный инвестор Украины. В 2022 году Банк предварительно оценивает свои инвестиции в EUR1,5 млрд. Какая часть из них была обеспечена донорами (какие именно проекты, объем помощи)?
– Несмотря на критическую ситуацию, вызванную войной, что делает финансирование проектов более сложным и рискованным, мы сделали свой стратегический выбор с самого начала российской агрессии, продолжать инвестировать в Украину для поддержки ее реальной экономики, как частного сектора, так и критической инфраструктуры. Мы обязались инвестировать EUR3 млрд в течение 2022-2023 годов, что на 50% больше того, что было до войны. Это очень мощный сигнал нашей полной преданности поддержки храброго украинского народа в такое трагическое время. Это также наша обязанность как исторического партнера независимой Украины на протяжении 30 лет.
По состоянию на конец ноября 2022 года Банк уже оказал поддержку для экономической деятельности в стране более EUR1 млрд, и наши полные результаты за 2022 год мы объявим в начале следующего года. Половина этого была на нашем собственном балансе, другая половина состояла из щедрой поддержки наших доноров и партнеров в форме грантовых средств или гарантий распределения рисков и первых убытков.
Мы уже мобилизовали более EUR1,4 млрд. донорской поддержки. Это включает EUR1,1 млрд финансирования, которые уже обеспечены и подписаны, и еще EUR0,6 млрд взятых обязательств.
Среди доноров: Соединенные Штаты Америки, внесшие $500 млн в наш Фонд кризисного реагирования на войну в Украине; Норвегия, предоставляющая EUR200 млн в поддержку энергетической и продовольственной безопасности Украины через ЕБРР; Соединенное Королевство, предоставляющее гарантию в размере EUR54,4 млн для поддержки займа ЕБРР для "Укрэнерго"; и Канада и Германия, предоставившие гарантию в размере EUR36,5 и EUR50 млн соответственно, чтобы поддержать кредит ЕБРР в размере EUR300 млн для НАК "Нафтогаз Украины" для закупки газа к зимнему сезону, а также предоставление EUR72 млн грантового финансирования от Нидерландов для " "Укрэнерго", направленных на поддержку безотлагательных ремонтных работ национальной энергосистемы. Европейский Союз предоставил гарантии в объеме EUR66,8 млн, чтобы поддержать кредиты ЕБРР для "Укрэнерго", "Укрзализныци" и компании "Фармак". Другие доноры включают Францию (предоставляющая EUR100 млн необеспеченной гарантии для НАК "Нафтогаз" и "Укрзализныци"), Испанию (взявшая обязательство на сумму EUR100млн предоставление необеспеченной гарантии в поддержку продовольственной безопасности и муниципального сектора), Италию, Японию, Данию, Швейцарию и др.
Представители Банка заявляли о возможности сохранения в 2023 году такой же суммы инвестиций – EUR1,5 млрд, в то время как украинская сторона хотела бы увеличения этой суммы до EUR3 млрд. Насколько это реально и от чего зависит?
– Мы будем продолжать решительно поддерживать наших клиентов и критически важную инфраструктуру в 2023 году. Наши обязательства по инвестициям в Украину зависят от нескольких факторов, в том числе от готовности наших акционеров и доноров поддержать распределение риска любых новых инвестиций, наличия надежных, пригодных для поддержки проектов в Украине и будущего направления войны.
Мы тоже хотели бы видеть привлечение частного сектора. Потребности в восстановлении украинской экономики огромны, и все они не могут покрываться международными финансовыми учреждениями и многосторонними банками развития. Участие частных инвесторов имеет решающее значение.
Как изменятся направления и приоритеты финансирования в 2023 году? Насколько Банк может увеличить долю грантового финансирования, инвестиций в капитал? Как изменится доля проектов с государственным и частным сектором?
- Мы сосредоточены на поддержке реальной экономики, что дополняет бюджетную поддержку, оказываемую другими международными партнерами. С начала российской агрессии наши инвестиции устремляются на пять основных сфер: энергетическую безопасность, финансирование торговли, критически важную инфраструктуру и поддержку муниципалитетов, продовольственную безопасность и корпоративный сектор (в частности, фармацевтический).
Пока рано говорить, как изменятся приоритеты и инвестиции в 2023 году, ведь это будет зависеть от войны и многих других факторов, но мы в любом случае продолжим решительно поддерживать реальную экономику.
Что касается увеличения доли грантов и инвестиций, это зависит от наших акционеров и доноров, поскольку все наши инвестиции осуществляются на основе частичной гарантии или распределения рисков с донорами. Мы видели очень мощную поддержку международного сообщества для быстрой и эффективной мобилизации средств для Украины или предоставления гарантий для уменьшения наших инвестиционных рисков. Любое дополнительное грантовое финансирование, гарантии или другие формы финансовой поддержки будут решаться ими.
Украинские компании жалуются, что стандартные процедуры выделения средств и закупок в проектах Банка слишком длинны для военного времени? Целесообразно ли их изменить и как это можно сделать?
- Мы поддерживаем страны, в которых работаем, и клиентов как в хорошие, так и в трудные времена. ЕБРР имеет строгие требования при рассмотрении новых инвестиций для обеспечения прозрачности и надежной банковской деятельности. Каждый из проектов Банка проходит тщательную строгую оценку перед тем, как он будет подписан и профинансирован. Это включает в себя надлежащую проверку репутации, финансов, закупок и экологическую экспертизу. Несмотря на то, что этот процесс требует времени, он минимизирует риски при осуществлении финансируемых операций Банком и гарантирует, что у наших проектов есть гарантии "золотого стандарта". Банк придерживается этого принципа и, поддерживая Украину, мы не идем на компромисс с качеством. Это в интересах всех и является законным требованием наших акционеров, которые несут ответственность за использование денег своих налогоплательщиков. Эти стандарты очень схожи для всех международных учреждений.
Но эти стандарты несовместимы с пониманием срочности и большей гибкостью. В ЕБРР мы ценим свою способность быстро реагировать на потребности наших клиентов. Мы демонстрируем это каждый день через мобилизацию наших команд, которые преданы делу в Украине. Мы существенно оптимизировали наши внутренние процессы, создав специальную структуру для финансирования наших проектов в Украине, что позволяет ускорить внутреннюю проверку и утверждение. Недавний пример: прошел всего месяц между моим визитом в Киев в середине октября, когда российская бомбардировка электроэнергетической инфраструктуры резко усилилась, и решением нашего Совета было принято увеличить наше финансирование "Укрэнерго" на EUR300 млн, направленных на аварийный ремонт.
– Как банк будет решать проблему страхования военных рисков в коммерческих проектах?
- ЕБРР не может предоставить инструменты страхования как таковые, но мы работаем с другими учреждениями, чтобы разработать продукт страхования от войны, в частности потому, что это поможет вернуть прямые иностранные инвестиции в страну и может ускорить усилия по восстановлению.
– С какими муниципалитетами вы продолжаете работу? Какие новые программы планируются по Киеву, Днепру и Львову? Какие еще города (особенно восток и юг) получат помощь в 2023 году, какие направления их функционирования будут касаться?
– Поддержка муниципалитетов является одним из ключевых приоритетов нашей поддержки в Украине. Недавно мы подписали соглашение о техническом сотрудничестве с городом Мариуполь для проведения оценки убытков и потребностей, которое ляжет в основу подготовки реконструкции города. Мы ведем переговоры с другими муниципалитетами, включая недавно деоккупированные территории, и готовы их поддержать. В общей сложности мы работаем с 19 муниципалитетами по всей стране. Сейчас в центре нашего внимания финансирование ликвидности, но где это возможно, мы также продолжаем поддерживать приоритетные инвестиции.
– Каково состояние кредитного портфеля, выданного до войны? Какая часть его не обслуживается или обслуживается с задержкой? Какие пути решения этой проблемы будет предлагать банк (реструктуризация, секьюритизация, списание, факторинг)? Что Вы думаете об идее НБУ и Валерии Гонтаревой по созданию спецфонда для работы с военными NPL?
- Наши корпоративные клиенты пострадали от войны и работают с пониженной мощностью из-за ограниченной логистики (в частности, экспортеров), повреждения их активов, снижения местного спроса и нехватки персонала. С начала войны ЕБРР применял конструктивный подход к управлению своим портфелем, обеспечивая отсрочку и реструктуризацию параллельно с новым финансированием для поддержания краткосрочной ликвидности и критически важных операций.
Мы знаем, что украинские банки и партнеры разрабатывают механизм для преодоления ожидаемого резкого роста проблемных кредитов, вызванного абсолютно непровоцированной агрессией России против Украины. ЕБРР не принимает участия в этих усилиях, и наша основная цель состоит в том, чтобы закрыть дефицит капитала в украинских банках, для содействия эффективно-функционирующему банковскому сектору и избежания любых задержек по восстановлению страны.
Сохраняет ли ЕБРР интерес к вхождению в капитал государственного Сбербанка и готов ли он участвовать в докапитализации Райффайзен Банка и УкрСиббанка, если это потребуется? Почему, по вашему мнению, наличие ЕБРР на других МФО в капитале Мегабанка не спасло его от банкротства?
- ЕБРР будет рассматривать возможность предоставления банкам новых инструментов привлечения капитала, когда и если им это потребуется, чтобы вернуться к росту и активному финансированию реальной экономики, в том числе вместе с нашими партнерами в Raiffeisen и BNP. Когда ситуация позволит и государство вернется к стратегии приватизации Сбербанка, мы возобновим наш диалог с властями по поводу роли ЕБРР в уменьшении доли государства в банковском секторе.
Мы не можем комментировать отдельную операцию с частным клиентом, поскольку это чувствительный коммерческий вопрос.
Как ЕБРР оценивает свои убытки от начавшейся Россией агрессии? Как планирует их компенсировать? Будет ли судиться с Россией?
– Конечно, война повлияет на наши финансовые результаты в этом году. Мы еще не знаем точно в какой степени.
Тем не менее, Банк достаточно капитализирован, чтобы справиться с этим влиянием. В прошлом месяце Fitch подтвердило ЕБРР рейтинг "ААА" со стабильным прогнозом, отметив, что благодаря хорошо управляемым резервам капитала, ЕБРР компенсировал значительный ущерб в связи с войной, ведущей Россией против Украины, сохраняя при этом "отличный" коэффициент достаточности капитала по критериям Fitch.
Какую Банк видит свою роль в Координационной платформе по восстановлению Украины, которая сейчас создается?
– ЕБРР является крупнейшим институциональным инвестором в Украине, и после вторжения в Украину Банк созвал регулярные неформальные многосторонние координационные встречи с другими банками развития и ЕС для обмена наработками, и мы готовы участвовать в более официальной координационной платформе. Мы считаем, что международные институты, правительства и украинские власти должны работать вместе, чтобы продвигать реформы и создавать прочные институциональные рамки, которые будут способствовать предстоящим усилиям по восстановлению.
В то же время, не стоит забывать о роли частного сектора. Восстановление экономики Украины не может быть результатом работы двусторонних или многосторонних доноров и международных институций. Очень важно, чтобы мы привлекали игроков частного сектора и координировали наши усилия.
– Россия остается акционером ЕБРР. Насколько это правильно с вашей точки зрения?
– В начале апреля правление Банка приняло решение приостановить доступ России и Беларуси к финансам и экспертным знаниям ЕБРР "бессрочно".
Это означает, что ни в одной из этих стран не может быть никакого нового финансирования проектов или мер технического сотрудничества. Кроме того, Банк пользуется всеми правами по приостановке или отмене дальнейших выплат по существующим проектам.
Мы закрыли офисы в Москве и Минске.
Относительно статуса России как акционера ЕБРР (с долей в капитале чуть больше 4%) – это вопрос для всех наших акционеров, и его следует рассматривать во всех международных учреждениях, а не узко в отдельных. Но вполне понятно, что присутствие России не мешает ЕБРР сделать четкое и недвусмысленное заявление о решительном осуждении жестокой и незаконной агрессии России против Украины, а также оказать масштабную и конкретную поддержку украинской экономике и народу, в некотором смысле уникально. В конце концов, для храброго украинского народа это важнее управленческих вопросов, какими бы важными они ни были.
– При поддержке ЕБРР в этом году в Украине начала работу Chapter Zero Ukraine&Caucasus. Как изменились требования относительно "экологичности" проектов на фоне военных действий?
- Банк обязался полностью привести свою деятельность в соответствие с целями Парижского соглашения до конца 2022 года. Таким образом, каждая инвестиция ЕБРР тщательно проверяется, чтобы убедиться, что она отвечает этой цели. Наши экологические (в том числе климатические) стандарты не изменились. Нам пришлось найти новые способы применения этих стандартов, проявить осмотрительность в сложных ситуациях и быстро действовать. Но мы настроены на то, чтобы, поддерживая Украину, мы не пошли на компромисс по качеству.
Запуск Chapter Zero в Украине является хорошим примером того, как помогая украинцам удовлетворить их насущные потребности, мы также помогаем им построить институты и политику, которые станут основой более экологической и лучшей Украины в будущем.