Анализ рынка халвы в Украине

Анализ рынка халвы в Украине

Pro-Consulting специально для InVenture представляет аналитику рынка рынка халвы в Украине, 2021 год – 1 квартал 2024 года

1.    Анализ тенденций развития рынка халвы в Украине

Халва и восточные сладости – это разнообразные десерты, популярные во многих странах, в частности на Ближнем Востоке и Центральной Азии. Халва производится из семян (подсолнечника или кунжута), орехов, муки и сахара, часто с добавлением шоколада или изюма, и может быть как твердой, так и мягкой по консистенции. Восточные сладости охватывают такие продукты как рахат-лукум (десерт из сахара и крахмала) и нуга (сладкое сочетание сахара, меда и орехов). Это лакомство отличается своим уникальным вкусом и часто используется в традиционных праздниках и торжествах.    

Основные факторы влияния на рынок восточных сладостей:    

  • Объем производства зависит от доступности и цен на сырье и энергоресурсы. В Украине достаточно сырья для изготовления халвы и других сладостей, но рост цен на электроэнергию (на 40% за два года) повышает себестоимость продукции.
  • Миграция и снижение покупательной способности из-за конфликта уменьшили общее потребление продуктов. Однако спрос на низко- и среднеценовые продукты, такие как халва, возобновляется на 10-15% от уровня 2022 года.
  • Импорт восточных сладостей составляет около 1% рынка и включает уникальные виды товаров. Экспорт составляет более 20% производства. Валютная выручка может увеличить рынок, но проблемы с логистикой могут ограничить как экспорт, так и внутреннее производство.

На рынке исследуемой продукции наблюдается уменьшение емкости рынка в 2022 г., что связано с началом полномасштабного вторжения. Как следствие, объемы производства и экспорта стали меньше, чем в 2021 г. Однако с 2023 г. на рынке наблюдается тенденция роста объемов производства, что влияет на увеличение емкости.

Таблица 1

Емкость рынка исследуемой продукции 2021-1 кв. 2024 гг, в денежном выражении, млн грн

Показатели

2021

2022

2023

1 кв. 2023

1 кв. 2024

Емкость рынка, млн грн

1456,96

1440,09

1568,59

422,97

462,10

Прирост, %

 

-1,16%

8,92%

 

5,60%

Источник: оценка Pro-Consulting
 
Основные тенденции и проблемы на рынке халвы и восточных сладостей:

  • Расширение ассортимента: Производители добавляют новые ингредиенты и формы упаковки, например халву в виде конфет.
  • Специализированные магазины: Появляются новые магазины и отделы в супермаркетах, предлагающих восточные сладости.
  • Онлайн-продажи: Онлайн-покупки продуктов питания выросли на 63% в 2023 году. Восточные сладости доступны через интернет магазины и маркетплейсы.
  • Конкуренция: Специфический сладкий вкус может отталкивать часть потребителей, выбирающих более простые продукты.
  • Снижение потребления: Из-за инфляции и уменьшения населения общее потребление снизилось, но восточные сладости остаются стабильными.
  • Энергетические расходы: Высокие затраты на электроэнергию из-за проблем с энергосистемой повышают себестоимость продукции.

2. Производство восточных сладостей в Украине

В 2022 г. объемы производства незначительно снизились, относительно 2021 г., основные причины: нарушение логистических цепей, нестабильная работа многих предприятий в начале полномасштабного вторжения, непосредственные потери в результате боевых действий. Производство уменьшилось за счет уменьшения спроса на внутреннем рынке и усложнения поставок продукции на экспорт.

Диаграмма 1

Динамика производства халвы и восточных сладостей в Украине, 2021 – 1 кв. 2024 г., в натуральном выражении, тыс. тонн

Анализ рынка халвы в Украине

Источник: оценка Pro-Consulting

3. Внешняя торговля халвы в Украине

В течение 2021 – 1 кв. 2024 г. Украина экспортировала широкий ассортимент восточных сладостей. Наибольшую долю в структуре экспорта в течение всех лет составляла халва – около 90%.

В 2022 г. объемы экспорта халвы и восточных сладостей значительно уменьшились, что связано с началом полномасштабного вторжения и, как следствие, снижением объемов производства. В 2023 г. показатели выросли, что указывает на приспособление рынка к экономическим и политическим обстоятельствам в стране.

Диаграмма 2

География экспорта халвы и восточных сладостей из Украины, 1 кв. 2024 гг., в натуральном выражении, %

Анализ рынка халвы в Украине

Источник: оценка Pro-Consulting

Основную часть продукции за 2021 – 1 кв. 2024 гг. было експортировано в Румынию, Молдову и Азербайджан. За 1 кв. 2024 г. Германия заняла второе место среди стран-экспортеров.

В 2022-2023 гг. объемы импорта продукции уменьшились примерно на 14% от показателей 2021 г., что объясняется началом полномасштабного вторжения, усложнением логистики и частичным прекращением торговых отношений с отдельными странами. В І кв. 2024 наблюдалось значительное падение импорта по сравнению с аналогичным показателем 2023 из-за отсутствия поставок товаров основными импортерами.

4. Потребители и их предпочтения

Основными потребителями халвы и восточных сладостей являются женщины, дети и пожилые люди, которые выбирают продукцию, как альтернативу шоколаду и обычным кондитерским изделиям. Возрастная группа потребителей – люди всех возрастов.

В зависимости от ценовой категории продукции, потребителями могут выступать люди разного уровня достатка. Потребители массмаркета и продукции ТМ торговых сетей, представленные низким и средним диапазоном цен, являются люди с низким и средним достатком, которые любят сладости и выбирают продукты, доступные для них. Для таких потребителей стоимость стоит на первом месте, поэтому для них интересна продукция со скидками и акционные товары.
Потребителями товаров высокого ценового диапазона являются лица с высоким и выше высокого уровня дохода. Такие потребители выбирают продукцию, отличающуюся интересной подачей (упаковка, оформление, привлекательный внешний вид) и вкусом (дополнительные наполнители, как экзотические орехи, шоколад и т.д.). Такие потребители имеют сформированные вкусовые привычки, часто выбирают ТМ, которую знают и любят, однако готовы к покупке новинки при хорошей подаче товары или рекламы.

5. Выводы

В 2022 году рынок восточных сладостей, как и других пищевых продуктов, подвергся падению из-за полномасштабного вторжения. Однако в 2023 году наблюдалось постепенное обновление объемов производства и рынка в целом. Потребности украинского рынка почти полностью удовлетворяются отечественным производством, а импорт ограничивается не производимыми в Украине продуктами (например, тахина халва). Халва доминирует на рынке, занимая более 70%.

Восточные сладости в Украине имеют потенциал для дальнейшего развития благодаря растущему спросу на натуральные и вегетарианские продукты. Ожидаются следующие тенденции:

  • Расширение ассортимента и новые технологии: Производители расширяют ассортимент, внедряя новые ингредиенты и технологии, в том числе продукты с суперфудами, уменьшением сахара и заменой полезными ингредиентами.
  • Увеличение экспорта: Украинские производители активно выходят на международные рынки, в частности в Европу и Ближний Восток, благодаря высокому качеству и конкурентным ценам на продукцию.

 

Этот материал является частью исследования, проведённого специалистами компании Pro-Consulting. Для получения более подробной информации посетите официальный сайт компании pro-consulting.ua.

Pro-Consulting – украинская консалтинговая компания, лидер в сфере аналитики, маркетинговых исследований рынков, разработки стратегий, экспортного и финансового консалтинга; консультант по привлечению грантов.
+38 (044) 233-34-32
[email protected]

Читайте также