1. Анализ тенденций развития рынка бумажной посуды в Украине
Рынок бумажной посуды достаточно обширен, существуют разнообразные виды товаров, которые являются удобной альтернативой традиционной посуде из стекла, керамики или пластика.
Особенности рынка бумажной посуды в Украине:
Удобство и функциональность: потребители выбирают бумажную посуду за удобство и функциональность. Производители реагируют на этот спрос, внедряя такие функции, как жиростойкость, опции, безопасные для микроволновки, и конструкции, защищающие от протекания. Эти усовершенствования направлены на то, чтобы сделать бумажную посуду более практичной для различных видов пищи.
Доставка еды и еда на вынос: с ростом онлайн-служб доставки еды и заказов на вынос вырос спрос на бумажную посуду, которая могла бы выдерживать транспортировку и поддерживать качество еды. Для этого сегмента рынка разрабатывалась бумажная посуда с надежными крышками или контейнеры.
Расширение рынка: рынок бумажной посуды выходит за рамки традиционных секторов, таких как общепит. Бумажная посуда нашла применение в быту и используется на в разных мероприятиях на открытом воздухе, в частном секторе и офисах. Это расширение обусловлено удобством, доступностью и экологичностью бумажной посуды.
Высокая стоимость и побочные эффекты использования бумажной посуды. Некоторые производители добавляют в бумагу значительное количество флуоресцентного отбеливателя, чтобы готовая посуда выглядела белее. Высокая концентрация таких веществ может негативно сказываться на здоровье потребителей. Кроме того, отсутствие стандартов качества в скором времени может помешать расширению отрасли.
Это главные рыночные ограничения, которые могут замедлить темпы роста рынка.
Емкость рынка бумажной посуды снизилась в 2022 году в связи со снижение объемов импорта и увеличения экспортных поставок. При этом в стоимостных показателях падение рынка имело более высокий показатель.
Таблица 1
Объемы рынка бумажной посуды Украины в натуральных и денежных показателях, 2021-2022 гг., тыс. т, млн. грн.
В натуральных показателях, тыс. тонн |
||
Показатель |
2021 |
2022 |
Емкость рынка |
13,06 |
12,76 |
Темп прироста |
|
-2,3% |
В денежных показателях, млн. грн. |
||
Показатель |
2021 |
2022 |
Емкость рынка |
748,36 |
609,57 |
Темп прироста |
|
-20% |
Источник: Государственная служба статистики Украины, база ВЭД Украины, оценка Pro-consulting
Снижение темпа прироста на 20 % в стоимостных показателях также указывает на рост потребления товаров более низкой ценовой категории.
2. Производство бумажной посуды в Украине
На рынке бумажной посуды представлена продукция отечественного и зарубежного производства. Часть основных игроков рынка ведут другие виды деятельности в бумажной отрасли (например, изготовление полиграфической продукции или бумажной тары).
Динамика производства в натуральных показателях демонстрирует количество произведенной продукции за год компаниями, обладающими собственными мощностями на территории Украины.
Диаграмма 1
Динамика производства бумажной посуды в Украине, 2021-2022 гг., в натуральных показателях, тыс. тонн
Источник: Государственная служба статистики, оценка Pro-consulting
Положительная динамика показывает, что общие тенденции роста видны и компании нацелены на увеличение объемов выпускаемой продукции.
3. Внешняя торговля бумажной посуды в Украине
Диаграмма 2
Объемы экспорта бумажной посуды из Украины 2021-2022 гг., в натуральных показателях, тыс. тонн.
Источник: База ВЭД Украины, оценка Pro-consulting
Украина в довоенный период экспортировала большое количество бумажной посуды на территории стран-агрессоров. Даже за первые месяцы 2022 г., до окончательного приостановления экспорта, значительное количество продукции поступило в россию и беларусь, что позволило этим странам попасть в восьмерку крупнейших потребителей украинских товаров. Крупнейшим экспортером в 2022 году стало Соединенное Королевство.
Диаграмма 3
География экспорта бумажной посуды 2021-2022 гг., %
Источник: База ВЕД Украины, оценка Pro-consulting
4. Потребители и их предпочтения
Розничные потребители могут приобрести одноразовую посуду как товар для потребления, так и в качестве тары при покупке пищевых продуктов. В последнем случае стоимость бумажной упаковки уже входит в общую стоимость других товаров.
B2B сегмент чаще закупает бумажную посуду для собственного использования в качестве тары для своих продуктов или последующей реализации в розницу. Среди компаний, закупающих бумажную посуду для собственных нужд или перепродажи, можно выделить:
- Супермаркеты или другие специализированные магазины по продаже. Эти компании покупают продукцию производителей и экспортеров с целью дальнейшей реализации. Эта схема выгодна обеим компаниям, потому что для производителя затраты на открытие собственного физического или онлайн магазина часто экономически нецелесообразны и не перекрываются объемами реализации продукции.
- Сфера питания. Это компании, обслуживающие клиентов, предоставляя товар в виде готовых напитков или еды. Их можно разделить на несколько видов:
- Кофейни. Представляют широкий рынок, требующий больших объемов бумажной посуды, в значительной степени именно стаканчиков. Согласно данным официальной статистики, в Украине сейчас работают около 8000 кофеен (в Киеве около 2150) с общим потоком на одно заведение в объеме около 44000 клиентов ежегодно. Около 75% посетителей заказывают кофе, каждый седьмой заказывает больше одного. стакана. По оценке, потребность в стаканчиках в год составляет 350 миллионов штук.
- Заведения фаст-фудов. Многие фаст-фуды используют тару из бумаги или картона, примером служит большое количество компаний, использующих специальные коробки: для лапши, бургеров, картофеля, тарелки, чашки и другую тару для разового использования.
- Доставка и рестораны. С ростом онлайн-сервисов доставки еды и заказов на вынос бумажная посуда стала важным компонентом экосистемы доставки еды. Рестораны и заведения питания используют бумажную посуду для упаковки и доставки блюд клиентам, обеспечивая удобство и сохранность пищи.
- Прочие. Многие заведения имеют в статье затрат покупку стаканчиков или другой одноразовой посуды. К крупнейшим можно отнести офисы, больницы, учебные заведения и т.д.
5. Выводы
Исследовав рынок можно констатировать следующее:
- Рынок растущий, события в прошлом году не изменили спрос клиентов на товар, наблюдается незначительная тенденция роста.
- Клиент в отрасли, в силу общих экономических проблем, тяготеет к более дешевым аналогам товаров на рынке.
- Украинская продукция пользуется спросом на международных рынках, поэтому увеличились объемы экспорта более качественной продукции, на которую спрос внутри страны мал.
- Из-за войны международные компании боятся заходить на рынок, существующие компании уменьшили объем импорта, что создало пробел в товаре, который могут восполнить украинские производители.
- Кофейни на вынос – один из самых перспективных рынков потребления для производителей бумажной посуды.