Анализ рынка детских лагерей Украины

Анализ рынка детских лагерей Украины

Pro-Consulting специально для InVenture представляет аналитический обзор рынка детских лагерей Украины

 

1. Анализ основных тенденций развития рынка детских лагерей

Рынок детских лагерей в Украине сейчас находится в стадии реформирования и диверсификации. Предложения туристических услуг детям поступают от предприятий как частной, так и государственной форм собственности, разрабатываются программы оздоровительного, развлекательного и образовательного содержания, формируется ценовая политика компаний, концентрируется география внутреннего детского туризма (Одесская, Херсонская, Киевская, Львовская и Запорожская области).

По данным Государственной службы статистики Украины, наиболее популярными областями по показателю детской миграции из других областей являются Херсонская (53% отдыхающих детей были из других областей, 47% из Херсонской области), Запорожская – 37,1%, Одесская – 17,7%.

Основными покупателями на рынке детского туризма на сегодняшний день выступают частные лица (родители) и предприятия. Наличие на рынке не только коммерческой составляющей, но и ежегодных бюджетных средств Минсоцполитики Украины делают спрос на путевки в детские оздоровительные и санаторно-курортные лагеря стабильным и высоким.

Условно детские лагеря можно разделить на два типа. К первому типу относятся традиционные детские учреждения оздоровления и отдыха, которые работают в соответствии с Законом о детском отдыхе и оздоровлении и принимают детей на смены от 14 до 21 дней. Именно эти учреждения учитываются статистикой Министерства соцполитики Украины.

Второй тип – это проектные лагеря, которые зачастую действуют в соответствии с Законом о туризме и Законе о внешкольном образовании. Такие лагеря не имеют своей локации и организовываются на базе детских центров и клубов, спортивных учреждений, языковых школ, баз отдыха и т.д. Они предлагают смены в 7-14 дней.

В условиях карантина лагеря первого типа временно приостанавливали свою деятельность по приказу министерства, в то время как проектные лагеря самостоятельно принимали решения о работе. На данный момент никаких ограничений для функционирования лагерей нет.

В последние годы на рынке появился еще один игрок – гостиницы, организовывающие на своей территории выездные лагеря. Так, в Карпатском и Одесском регионах отели уже конкурируют между собой за большие детские группы, ведь это предполагает полную загрузку гостиницы на весь сезон. Многие базы стали достраивать объекты для организации полноценного детского отдыха - появляются закрытые площадки для игр, спортивные объекты. Появляются также «семейные» лагеря, которые предлагают отдельные программы для детей и программы для совместного досуга детей и родителей.

Большинство лагерей в Украине не имеют выхода к морю или реке/озеру. Это по большей мере относится к тематическим лагерям, представляющих образовательные/развлекательные услуги.

Диаграмма 1

Доли детских лагерей в Украине по критерию расположения

Анализ рынка детских лагерей Украины

Источник: данные https://childcamp.com.ua/, оценка Pro-Consulting

Исходя из данных Государственной службы статистики Украины по критерию «возле моря» наибольшее количество детских лагерей сосредоточено в Одесской области, затем идет Херсонская и Николаевская области, замыкает рейтинг Запорожская область. По критерию «возле реки, озера» лидирует Ивано-Франковская область, г. Киев и Киевская область. Палаточные городки в большей мере расположены в Центральном регионе и на Западе Украины. На юге удалось идентифицировать 6 палаточных лагерей – 2 в Одесской, 3 в Николаевской и 1 в Херсонской области.

Несмотря на то, что в сети можно найти сотни заведений, позиционирующих себя как детские лагеря, важно помнить, что в их работе существуют серьезные различия. Рынок детского отдыха и туризма в Украине на сегодняшний день не урегулирован, что создает массу недоразумений и проблем как для родителей, так и для самих участников рынка.

Вызовы, с которыми сталкиваются детские лагеря:

- новые законодательные нормы и стандарты, в частности в сфере питания. Для выполнения новых норм лагерям необходимо провести модернизацию основных средств, что подразумевает дополнительные материальные нагрузки. Более того, после нескольких громких случаев, связанных с отравлениями и ненадлежащими условиями пребывания, пожарами, увеличилось количество проверок;

- избыточное давление государства на бизнес, в связи с чем теневая часть рынка постепенно увеличивается;

- трансферт детей. Рост цен на железнодорожные билеты, сложности с групповым бронированием и неудовлетворительное состояние вагонов значительно усложняют процессы транспортировки.

Предпочтения потребителей детских лагерей

Рекреационные области Украины находятся на достаточно большом расстоянии от потенциальных потребителей. Поэтому дети преимущественно отдыхают в лагере в своей области. Однако постоянным спросом пользуются и такие направления, как Карпаты, Одесса, Херсон, Запорожская область (Бердянск, Кирилловка).

Если не учитывать тех, кто остается отдыхать в своем регионе, дети и их родители отдают предпочтение следующим маршрутам:

Рисунок 1

Наиболее популярные пути миграции детей на отдых

 Анализ рынка детских лагерей Украины

Источник: данные Государственной службы статистики Украины, http://www.economy.in.ua/, оценка Pro-Consulting

В связи с возрастающей популярностью детских лагерей (что обусловлено ростом доходов населения, и желанием родителей сделать ребёнка более самостоятельным), растет и количество компаний, предлагающих соответствующие услуги. Перед потребителями стоит довольно непростая задача выбора учреждения, которое сможет гарантировать безопасный отдых ребенка с образовательной и развлекательной составляющими.

Потенциальные потребители в основном обращают внимание на:

- условия проживания и питания;

- программу активностей лагеря;

- местоположения лагеря и условия транспортировки;

- наличие всех необходимых документов;

- наличие медицинской службы;

- наличие соглашения со страховой компанией;

- срок существования лагеря;

- квалификацию сотрудников лагеря.

Анализируя сильные и слабые стороны операторов рынка, было выявлено, что лагеря стараются предоставлять максимальное количество мероприятий в рамках ценовой политики и объёма бюджета. Однако, стремясь предоставить множество развлекательных программ, лагеря ориентируются на количество, а не на содержание, что снижает качество услуг.

3. Выводы и перспективы развития рынка детских лагерей в Украине

В 2021 году ожидается оживление рынка детских лагерей по сравнению с 2020 годом, когда их деятельность частично была ограничена введением карантинных ограничений. Благодаря сокращению смен и функционированию частных лагерей рыночный спад был не критичным.

Диаграмма 2

Прогноз ёмкости рынка детских лагерей в Украине с выделение регионов с доступом к морю, тыс. детей

Источник: данные Государственной службы статистики Украины, оценка Pro-Consulting

В будущем ожидается рост требований к детским лагерям со стороны родителей по таким критериям:

- в связи с пандемией коронавируса (и прогнозами о новых волнах заболеваний на 2021 г), родители будут тщательно знакомится с критериями, которые касаются безопасности ребёнка – это наличие квалифицированного медперсонала, возможность быстрого проведения теста на вирус, наличие изолятора (обсерватора), наличие оборудования и средств для оказания первой медицинской помощи.

- наличие регулярной связи с ребенком (в том числе видеосвязь);

- чистота в номерах лагеря и на его территории;

- достаточный объем питания;

- комфортность точки питания;

- постоянное наличие специализированной охраны в лагере;

- квалификация и дружелюбность администрации на территории лагеря;

- квалификация сопровождающего детей в/из лагеря;

- доступность необходимой информации о лагере (имеется ввиду любая информация о лагере, об условиях, питании и др.).

Наибольшей популярностью будут пользоваться детские лагеря с комбинированным направление (спорт и творчество) с перевесом в сторону спортивных программ, так как родители отправляют ребёнка с целью оздоровления. Поэтому отсутствие таких элементарных объектов инфраструктуры, как стадион, волейбольные, баскетбольные площадки, теннисные корты (даже при насыщенной творческой программе) будут снижать конкурентоспособность детского лагеря.

Родители, при изучении программы лагеря ориентируются на интересы ребёнка, поэтому на развитие рынка влияют тренды в возрастной категории 6-17 лет. К примеру, среди мальчиков пользуется популярностью стрельба из лука/арбалета, пейнтбол, картинг (для более старших), видеоигры. Для девочек интересные программы – блогерство, талант шоу, вокал и др.

На рынке развивается тенденция с гибким графиком смен, то есть родители могут привести ребёнка на желаемое количество дней, даже на 3-4 дня, провести выходные, и забрать ребёнка. Организация смен в ранние периоды по невысокой цене также будет набирать обороты, так как это способ расширения аудитории потребителей за счет населения с уровнем дохода ниже среднего. Такие смены могут длиться 7 дней и помогут компенсировать недостаток спроса в первый месяц лета.

Также наблюдается гонка среди операторов по внедрению новых мероприятий в программу лагеря:

- вейкбординг (катание на доске прикреплённой тросом к катеру),

- парусный спорт,

- Kids & Robots (курсы робототехники и моделирования с использованием Lego),

- картинг (катание на небольших гоночных машинах),

- зип-лайн (или спуск по канату над землёй),

- тэг-регби (бесконтактный американский футбол),

- пейнтбол – тактическая игра (перестрелки шариками с краской с помощью пневматики),

- собственные полноценные аквапарки, пляжные кинотеатры на лаунж-мешках, приглашение звёзд;

- автогородок (где ребёнок может попробовать проехаться на автомобиле),

- сап- и виндсерфинг (плав на доске с помощью весла / плав на доске с парусом),

каякинг, дайвинг,

- страйкбол (похож на пейнтбол, только в шариках нет краски – игра на честность и доверие),

- скай-парк (прыжки с возвышенности на резинке),

- стрельба,

- арчер-таг – тактическая игра (перестрелки с помощью лука),

- квест-комнаты, тактические игры на местности.

На рынке набирают популярность и занимают свою нишу языковые лагеря, создаются специализированные, тематические лагеря – IT, робототехника, киностудии и другие. В будущем ожидается рост популярности семейных лагерей, в которых ребенок находится вместе с родителями. Это лагерь, в котором есть отдельная программа для детей и программа для совместного досуга детей и родителей. То есть, на рынке есть ниша – это родители, которые не посещали никогда детских лагерей, они боятся отдавать на длительны срок детей без присмотра. Данная ниша сейчас не большая, однако популярность таких заведений растёт.

Читайте также