1. Тенденции на рынке
Фарфоровую посуду производят из глины, каолина, кварца с помощью особой технологии обжига. Она отличается стойкостью к повреждениям, непористой структурой, способностью сохранять тепло и термостойкостью. Фарфоровую посуду называют вечной, ведь она десятками лет сохраняет свои свойства и не стареет. К недостаткам ее использования относят возможность затемнения глазури, если посуду хранить под прямым солнечным светом.
Таблица 1
Динамика емкости рынка фарфоровой посуды в Украине в 2019-2022 гг., в натуральном выражении, тыс. тонн
|
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Емкость, тонн |
10629,0 |
8250,5 |
9308,6 |
4035,1 |
Темп прироста, % |
|
-22% |
13% |
-57% |
Источник: оценка Pro-Consulting
На рынок фарфоровой посуды оказывает влияние ряд факторов. Среди основных следует отметить следующие.
- Экономические факторы: Уровень дохода потребителей, изменения в экономике влияют на спрос на фарфоровую посуду. В экономических кризисных периодах потребители часто склонны снижать свои расходы на предметы не первой необходимости.
- Демографические факторы: спрос на фарфоровую посуду изменяется в зависимости от демографической составляющей, к которой можно отнести численность населения, возрастную структуру и структуру семьи. К примеру, рост количества молодых семей, обустраивающих свой быт, может привести к увеличению спроса на фарфоровую посуду.
- Изменения в стиле жизни и модных тенденциях: Данные факторы влияют на формирование потребительских предпочтений и спроса на фарфоровую посуду. Данный фактор также может привести к изменению вкусов и предпочтений потребителей и вызвать снижение спроса на фарфоровую посуду. Например, некоторые потребители могут отдавать предпочтение более практичным и легким в уходе материалам, таким как стекло или пластик. Поэтому производителям посуды важно следить за трендами на рынке и быть гибкими к изменениям формы и дизайна продукции.
- Культурные факторы: Культурные обычаи и традиции, связанные с питанием и подачей блюд, влияют на спрос на определенный тип посуды. Например, в некоторых культурах фарфоровая посуда считается символом роскоши и используется во время особых событий или праздников.
- Конкуренция с другими материалами: Рынок посуды является конкурентным, и фарфоровая посуда соперничает с другими материалами, такими как стекло, фаянс, керамика и другие. Конкуренция влияет на цены и рыночную долю фарфоровой посуды.
- Высокие затраты на производство: Производство фарфоровой посуды является затратным процессом. Это может повышать стоимость производства и конечную цену для потребителей.
- Сезонность спроса: Спрос на фарфоровую посуду зависит от сезона, и связан с особыми событиями и праздниками. Это может создавать колебания в спросе и производстве.
2. Производство на рынке
В 1990-х годах в Украине действовало около 30 фарфоровых заводов, что составляло важную составляющую промышленности Полесья. В то время они производили тысячи различных видов изделий, включая уникальные предметы с украинскими национальными мотивами. Однако с обретением независимости в Украине рынок заполонила импортная посуда из Польши, Италии, Германии и Китая, что привело к снижению спроса на отечественную продукцию. Многие заводы, не получив государственной поддержки, вынуждены были закрыться, что повлекло за собой ухудшение экономической ситуации в зависимых от них населенных пунктах.
По состоянию на 2007 год украинская отрасль фарфоро-фаянсового производства уменьшилась до 11 предприятий, из которых основной объем продукции составляли Житомирщина (46,2%), Сумская область (32%) и Хмельницкая область (17,5%). Тем не менее, вступление во Всемирную торговую организацию и экономический кризис 2008 года привели к дополнительным вызовам для этой отрасли. С 2009 по 2012 год количество фарфоровых заводов сократилось до трех, а к 2021 году только один из них остался активным, но его деятельность также была приостановлена из-за банкротства. Объемы производства фарфоровой посуды в Украине в 2021 г. составляли 554,4 тыс. т, в 2022 году производство сократилось на 37 %.
3. Внешняя торговля
Украинский фарфор был представлен на международном рынке, однако в последние годы объемы экспорта имели нисходящую тенденцию, что обусловлено как снижением внутреннего производства, так и высокой конкуренцией на мировом рынке. В 2022 году Украина экспортировала всего 9,6 тонн фарфоровых изделий.
Объем импорта в 2022 году также снизился, отмечалось падение почти в два раза. Военный конфликт и связанная с ним нестабильность привели к уменьшению потребительского спроса. Значительная часть украинцев покинули страну, магазины временно приостанавливали свою деятельность, таким образом на рынке сократились как спрос, так и предложение. Население, оставшееся в Украине, существенно сократило свои расходы на товары, не являющиеся первостепенной необходимостью, к числу которых относится и фарфоровая посуда.
Диаграмма 3
Динамика импорта фарфоровой посуды в Украину в 2019-2022 гг., в натуральном выражении, тыс. тонн
Источник: данные Государственной таможенной службы, оценка Pro-Consulting
К самым популярным странам-импортерам фарфоровой посуды в Украине относятся Китай, Турция и Польша. После начала полномасштабной войны Украина не импортировала посуду из россии. Поставки, которые были в 2022 году, прошли еще в январе-феврале. Импортером посуды из рф выступала компания «Юск Украина». Стоит отметить, что Датская транснациональная корпорация JYSK приняла решение полностью разорвать бизнес с россией. В целом импорт из россии в течение исследуемых лет был незначительным и занимал менее 1% (в 2020 году 0,6%, а в 2021 – 0,3%).
4. Потребление на рынке
По результатам опросов, розничные потребители предпочитают белую фарфоровую посуду, а также естественные цвета (бежевые, песочные, коричневые). Относительно формы изделия большинство (55%) предпочитает стандартную.
Диаграмма 4
Предпочтения потребителей по цвету фарфоровой посуды, %
Источник: результаты опроса, оценка Pro-Consulting
Чаще всего потребители выбирают такие бренды как Luminarc, English Home, BergHOFF, JYSK, IKEA, Fissman и другие. Они относятся к среднему и высокому ценовому сегменту.
Фарфоровая посуда занимает значительную часть среди всей посуды у украинцев. Кроме фарфора, респонденты предпочитают такие материалы, как стекло, стеклокерамика и металл.
Покупка новой посуды в сегменте В2С происходит не часто, преимущественно раз в два года. Это объясняет, почему низкая цена не является решающим фактором для покупки.
В сегменте В2В основными потребителями фарфоровой посуды являются рестораны и кафе, где посуда обновляется раз в несколько месяцев для пополнения необходимого количества и замены разбитых или поврежденных предметов (трещины, сколы, потеря цвета).
5. Выводы
Современный рынок посуды предлагает широкое разнообразие изделий из разных материалов, цветов и дизайна, доступных в разных ценовых сегментах. Фарфоровая посуда составляет 25% от общего объема рынка.
В последние годы наблюдается увеличение популярности фарфоровой посуды среднего ценового сегмента. Самыми популярными товарными группами являются посуда для напитков и сервировки, самый распространенный цвет изделий – белый.
Украинская фарфоро-фаянсовая отрасль испытала серьезные трудности после провозглашения независимости из-за высокой конкуренции со стороны импортных товаров и экономического кризиса. Многие заводы были вынуждены закрыться, что привело к значительному уменьшению производства фарфора.
Сегодня рынок фарфоровой посуды в Украине зависит от импорта. Больше всего товара ввозится из таких стран, как Китай, Турция и Польша.
Наиболее распространенной формой среди фарфоровых тарелок является круглая. Самыми популярными размерами диаметры 16-20 см и 21-25 см. Фарфоровые чашки предпочтительно имеют круглую или конусообразную форму, наиболее популярные емкостью от 200 до 240 мл. На рынке наиболее популярны столовые и чайные сервизы на 6 персон.
Самыми распространенными каналами сбыта фарфоровой посуды являются магазины в торговых центрах и онлайн-магазины. При выборе места для покупки потреители больше внимания обращают на удобное расположение торговой точки и широкий ассортимент продукции. При выборе фарфоровой посуды важную роль играют качество, дизайн и форма изделия.