Анализ рынка макаронных изделий в Украине

Анализ рынка макаронных изделий в Украине

Pro-Consulting специально для InVenture представляет аналитику рынка макаронных изделий в Украине в 2019-8 мес. 2021 гг.

1. Общая характеристика рынка макаронных изделий в Украине

Макаронные изделия – это пищевой продукт, изготовляемый из пшеничной муки и воды путем смешивания, формирования изделий различной формы, и высушивания. Допускается изготовление макаронных изделий из других видов муки (как зерновых, так и не зерновых культур), добавление натуральных овощных добавок, клейковину, продукты из яиц, молока, сои и пр.

Рынок макаронных изделий связан прямой и непрямой зависимостью с рынками муки, зерна и семян зерновых изделий (мука является основным сырьем для производства макаронных изделий, а количество произведенной муки зависит от урожайности и посевной эффективности). Поэтому ключевым фактором влияния на исследуемый рынок является динамика развития отечественного рынка муки.

Диаграмма 1.1

Динамика производства пшеничной муки в Украине за 2019-2020 гг., в натуральном выражении, млн т

Анализ рынка макаронных изделий в Украине

Источник: по данным Государственной службы статистики Украины

Падение производственных объемов в 2020 году, когда рыночными экспертами отмечалась, наоборот, активизация потребления изделий из муки, может говорить о наличии теневого рынка муки и, соответственно, макаронных изделий.

В свою очередь рост цен на пшеницу также влияет на цену макаронных изделий. В условия снижения доходов населения и падения его покупательской способности в приоритет потребителя попадает дешевый продукт, что в данной случае подразумевает макароны из мягких сортов пшеницы. Маркетолог ООО «Агро-Юг-Сервис» Дмитрий Гавриляк отмечает интересную тенденцию: в Украине наблюдается корреляция спроса на макаронные изделия и цен на картофель. Со снижением цен на овощ падает уровень потребления макаронных изделий. Специалист объясняет данную закономерность тем, что в нашей стране макароны преимущественно используются в качестве гарнира, как и картофель. Соответственно, при появлении более доступного аналога происходит перераспределение спроса.

Это говорит о присутствии следующего фактора – наличие потребительского спроса, характеризующегося покупательной способностью, уровнем безработицы и численностью населения Украины. К сожалению, численность населения Украины сокращается и, согласно прогнозам государственной службы статистики Украины, к 2050 году достигнет предела в 30 млн человек. Положительная тенденция снижения уровня безработицы была прервана кризисом отечественного рынка труда вследствие распространения пандемии COVID-19 и введения из-за этого ряда жестких, а впоследствии адаптивных карантинных ограничений. Падение демографических показателей и в то же время ухудшение социальных условий населения негативно влияет на его покупательную способность и потребность в товарах, имеющих более дешевые аналоги.

Диаграмма 1.2

Динамика демографической и социальной ситуации в стране в 2016-2021 гг. (по показателям численности населения и уровню безработицы)

Анализ рынка макаронных изделий в Украине

Источник: по данным Государственной службы статистики Украины

Тем не менее, несмотря на негативную демографическую статистику, потребительские привычки постепенно меняются в пользу более здоровых продуктов, а именно макаронных изделий из твердых сортов пшеницы, цельнозерновой и безглютеновой муки, которые сравнительно недавно появились на отечественном рынке. Подобные изменения являются одним из важных драйверов рыночного развития, в первую очередь, формирования большей доли премиум-сегмента, однако они сталкиваются со следующей проблемой: недостаточность пшеницы твердых сортов для производства продукции группы А. Также к проблемам развития рынка следует отнести высокий износ оборудования отечественных предприятий, интенсивную конкуренцию промышленных предприятий с малыми производителями, недостаточность собственных дилерских сетей и дистрибьюторов, ценовую зависимость производителей макаронных изделий от ситуации на смежных рынках и политики торговых сетей, а также введения государственной политики ценообразования (поскольку продукт является частью минимальной потребительской корзины, в кризисных условиях на время действия карантинных ограничений от COVID-19 государство приняло решение об установлении граничной ценовой надбавки, как было до 2017 года).

Основные тенденции рынка:

Рост потребления макаронных изделий в условиях снижения доходов населения. Макаронные изделия относятся к товарам первой необходимости, однако затягивание кризиса и дальнейшее падение покупательной способности потребителей может привести к тому, что они будут сокращать свои расходы, в том числе и за счет экономии на продуктах питания. В таких условиях краткосрочно возрастет спрос на продукцию низкого ценового сегмента. Однако, текущая динамика производства говорит о том, что доля продукции среднего сегмента, преимущественно из твердых сортов, будет оставаться доминирующей.

Увеличение спроса на макароны из твердых сортов пшеницы. Росту их популярности способствует позиционирование макарон из твердых сортов как одного из продуктов для здорового питания.

Обострение конкуренции и появление новых ниш на рынке макаронных изделий. Отрасль характеризуется высоким уровнем конкуренции, которая будет расти и далее за счет теневого сектора, традиционно активизирующегося в период кризисов, а также из-за выхода из рынка крупных игроков на ряду с открытием новых производственных линий существующими. Производители активно реагируют на появление спроса в новых сегментах, в частности на изделия без глютена, из цельнозерновой муки, мультизлаковых макарон, а также продукцию для азиатской кухни.

Рост цен на сырье. В 2021 году цена на пшеницу выросла на 8%. Мука, затраты на которую в себестоимости производства макарон составляют до 80%, подорожала на 15%. В 2021 году рост цен продолжился.

2. Сырьевая база, технология производства, государственное регулирование рынка

Основное сырье для производства макаронных изделий – мука и вода. Также возможно применение обогащающих (яйца, яичный порошок, меланж, сухое молоко) и вкусовых (овощные/фруктовые пасты, пюре и порошки) добавок.

В Украине присутствует выращивание основных зерновых культур, мука из которых используется для изготовления макаронных изделий. Также в достаточном количестве имеются и продукты, используемые в качестве добавок.

Таблица

Потенциальна сырьевая база производства макаронных изделий, 2020 г., в натуральном выражении

Сырье

Объемы производства в натуральном выражении, 2020 г.

Основа

Мука пшеничная и пшенично-ржаная

1,5 млн т (3 млн т с учетом теневого сегмента)

Мука кукурузная

61 тыс. т

Мука рисовая

10 тыс. т

Мука гречневая

533,6 т

Обогащающие добавки

Яйца

8,7 млн шт.

Сухое молоко

5,2 тыс. т

Яичный порошок

13,5 тыс. т*

Вкусовые добавки

Томатная паста

125 тыс. т

Овощи и смеси овощей

17 тыс. т

Источник: по данным Государственной службы статистики Украины

Характерной особенностью современного макаронного производства на предприятиях малой и средней мощности является широкое использование текущих линий, соединяющих в единый комплекс
все технологические операции, начиная от пуска сырья в производство и заканчивая отправкой на склад готовой продукции, что упаковывается в разнообразную тару.

Технология производства макаронных изделий включает в себя несколько фаз и этапов: формовку сырьевой базы, замес теста для макарон, формовку и сжатие (прессование), разрезание на отдельные части готовой макаронной ленты, сушку и охлаждение, контроль качества и упаковки.

Государственное регулирование рынка на данный момент обеспечивается введением новых стандартов ДСТУ в 2020 году (ДСТУ 7043:2020. Изделия макаронные. Общие технические условия) и временным государственным контролем цен (на время карантинных ограничений) на основе соответствующего Меморандума. Контроль цен подразумевает недопущение повышения цены выше за уровень цен по состоянию на 1 февраля 2021 года. 

3. Сегментация и структурирование рынка

Высокая доля импортной продукции в структуре рынка макаронных изделий связана с их широким ассортиментом в разных ценовых сегментах. Так, ввиду растущего спроса на здоровую и, в частности, безглютеновую продукцию, в Украину ввозятся преимущественно виды макаронных изделий из твердых сортов пшеницы или же смеси твердых и мягких сортов. Отдельную нишу занимают продукты из «непшеничного» сырья: гороховой, гречневой, рисовой, кукурузной, нутовой и др. муки.

Диаграмма 3

Сегментация рынка по происхождению продукции, в натуральном выражении, %

Анализ рынка макаронных изделий в Украине

Источник: по данным Государственной службы статистики Украины, Таможенной службы Украины, оценка Pro-Consulting

К низкому ценовому сегменту относятся макаронные изделия из мягких сортов пшеницы (класс В). Данная продукция часто продается на вес и в больших упаковках, что обеспечивает ее экономичность. Средний ценовой сегмент – это макароны «Экстра» (класс А), преимущественно из твердых сортов пшеницы. Самый весомый сегмент ввиду наличия широкого ассортимента и конкурирующих игроков, как производителей, так и импортеров. В высоком ценовом сегменте представлены импортные товары, выделяющиеся уникальной характеристикой: необычный состав (чернила каракатицы и пр.), общая полезность.

4. Выводы и прогнозные тенденции развития рынка

Рынок макаронных изделий сейчас переживает этап развития: расширяется ассортимент продукции, формируются новые потребительские запросы и привычки, открывается больше возможностей для экспериментов. Некоторые операторы подхватывают новые тренды, выпуская уникальные продукты, другие – остаются верны традиционной продукции.

Рост емкости среднего ценового сегмента. Преимущественно это связано с падением производства (согласно данным Государственной службы статистики Украины). Если же смотреть в разрезе ценовых сегментов, то можно увидеть увеличение производственных объемом в данном секторе среди основных операторов как из-за притока импортной продукции, так и увеличения доли отечественной.

Наличие потребительского спроса. Так, потребление макарон из мягких сортов пшеницы остается на том же уровне на фоне последствий пандемии COVID-19, падении покупательской способности из-за снижения доходов населения. Данный продукт считается дешевым вариантом гарнира, который, к тому же, можно закупить для долгосрочного пользования ввиду его длительного срока годности. В тоже время макароны из твердых сортов пшеницы имеют совсем другое позиционирование, а именно качественный продукт для сбалансированного здорового рациона. Более того, в эту категорию также входят различные макаронные изделия из нетрадиционных в нашем регионе видов муки: нутовой, гречневой, рисовой, чечевичной, кукурузной и пр. Все они по своей сути являются безглютеновыми, что дает возможность употреблять макаронные изделия людям, придерживающимся диетического питания и, как правило, не употребляющим макароны из-за противопоказаний. На фоне развития диетической культуры, повышения осведомленности населения в вопросах здоровья формируется спрос на соответствующую продукцию, открывающий производителям возможность расширить ассортиментную линейку и привлечь новые категории потребителей. Следует отметить, что ранее потребность в такого рода продукции покрывалась преимущественно за счет импорта, однако сейчас большинство отечественных производителей также пытаются занять свою долю в данной нише. Это способствует появлению на рынке нового вида спроса, который сформирован рыночными трендами, а не первой необходимостью (макароны по своей сути являются продуктом первой необходимости, поэтому спрос на них можно отнести к постоянным, поскольку люди всегда нуждаются в продуктах питания.

Многопрофильность. Большинство производителей стараются охватить несколько ценовых сегментов и выпускают продукцию под разными торговыми марками отдельно для низкого и среднего сегментов. Потребности же высокого ценового сегмента по-прежнему закрываются импортной продукцией. Однако и в среднем ценовом сегменте доля импорта также остается значительной: потребители ассоциируют отечественный продукт с сырьем более низкого качества и предпочитают иностранные марки. Для привлечения внимания такого рода потребителей торговые марки отечественных производителей часто подаются на иностранном языке, а в их позиционировании фигурируют отсылки к итальянским технологиям производства.

 

Читайте также