Украинская экономика продолжает восстанавливаться, но динамика в различных сферах остается крайне неравномерной. Ключевой проблемой на сегодня является крайне медленный рост ВВП, поскольку частный и инвестиционный спрос сдерживаются значительным негативными посткризисными эффектами. Ускорение темпов восстановления экономики, соответственно, останется ключевым пунктом повестки дня властей в предстоящие месяцы.
В то же время, риски, связанные с внешним сектором, снизились, а ситуация на валютном рынке спокойна и контролируемая. При условии отсутствия новых внешних шоков, мы ожидаем до конца 2016 г. практически полной отмены административных ограничений, введенных на валютном рынке в разгар кризиса.
Рост остается крайне слабым, а значительное ускорение во 2 полугодии 2016 года маловероятно
Восстановление украинской экономики существенно замедлилось в последние месяцы - темпы роста ключевых секторов снизились до символических уровней или снова ушли в минус. К сожалению, даже эффект низкой сравнительной базы не может обеспечить высокого роста. Промышленное производство снизилось на 3.4% г/г в июне по сравнению с ростом на 7,6% в феврале. Рост в розничной торговле в прошлом месяце составил 5.0% г/г, что является заметным замедлением после роста на 13,4% в марте. Экономике, очевидно, не хватает ни внутренних, ни внешних драйверов роста, и это станет основным вызовом для правительства и НБУ в ближайшие месяцы. Инвестиции и потребительские расходы остаются слабыми, в основном из-за стабильно слабых настроений бизнеса и населения и волны крайне высокой инфляции, которая съела реальные доходы в 2015 г. Ситуация также осложняется массовыми банкротствами банков с начала 2014 г., приведших к потере сбережений бизнеса и населения. По большому счету, экономика все еще залечивает раны, причиненные войной – ее главными долгосрочными последствиями являются сокращение инвестиций и значительная отсрочка программ модернизации производственных мощностей. В целом, слабый рост ВВП в 1 пол. свидетельствует, что для адаптации к новым реалиям экономике необходимо больше времени, чем мы изначально предполагали. Хоты мы сохраняем уверенность в том, что экономический рост может несколько ускориться во втором полугодии, мы видим серьезные риски невыполнения нашего годового прогноза роста ВВП на 1,5% в 2016 г.
Начиная с апреля, инфляция вернулась к однозначным значениям и продолжает снижаться – по результатам июня показатель составил 6.9% г/г. Быстрое замедление ИПЦ за последний год, среди прочего, четко указывает на ослабление внутреннего спроса в Украине. С учетом текущей динамики мы понижаем наш прогноз ИПЦ на конец 2016 г. до 10% с 15%. Кроме предстоящего роста тарифов на коммунальные услуги (мы оцениваем его потенциальны суммарный вклад в инфляцию на уровне 1,5-2пп), другие факторы инфляционного давления практически отсутствуют. Хотя низкий уровень инфляции способствует восстановлению реальных доходов населения, он также сигнализирует о скрытых рисках стагнации экономики. Принимая во внимание вышесказанное, мы считаем, что НБУ продолжит цикл снижения процентных ставок, а учетная ставка в конце июля будет снижена еще на 150-200 базисных пунктов (с нынешних 16,5%).
Прогноз по внешнему сектору благоприятный, но вопрос возобновления сотрудничества c МВФ остается открытым
Тенденции внешнего сектора остаются позитивными, а настроения на валютном рынке в целом оптимистичны. Дефицит текущего счета платежного баланса за 5 мес. 2016 г. составил всего 0,4 млрд. долл. – это уровень, близкий к прошлогоднему. С учетом динамики за 5 мес., мы склоняемся к мнению, что прогноз дефицита текущего счета на уровне 2,8 млрд. долл. (3,1% ВВП) в 2016 г. является пессимистичным. Финансовый счет также близок к нулю – Украине пока не удается привлечь новые иностранные инвестиции, но и массовый отток капитала из страны полностью остановился. Валютный рынок с начала июля был преимущественно спокойный: НБУ регулярно устраняет временные излишки валюты через интервенции. Кроме того, ослабление административных ограничений со стороны НБУ с начала июня также осталось практически незаметным на валютном рынке. Регулятор сократил требование обязательной продажи валюты для экспортеров с 75% до 65% и частично снял запрет на репатриацию дивидендов. В связи с этим мы ожидаем, что Национальный банк продолжит политику либерализации и снятия практически всех ограничений, введенных на пике финансового кризиса в Украине.
Возобновление программы МВФ, являющейся ключевым якорем реформ в настоящее время, – главное домашнее задание украинских властей на ближайшие недели. Пока что фонд четко говорит о том, что некоторые реформы, которые он считает необходимыми для восстановления программы кредитования, не были реализованы должным образом. Вопрос о том, смогут ли власти проявить политическую волю, чтобы правильно и быстро реагировать на замечания МВФ и разблокировать следующий транш кредита, остается открытым.
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016П |
Индикаторы экономических циклов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Реальный ВВП, г/г |
2,3% |
-14,8% |
4,1% |
5,2% |
0,2% |
0,2% |
-6,8% |
-9,9% |
1,5% |
Потребление домохозяйств, г/г |
11,8% |
-14,9% |
7,1% |
15,7% |
11,7% |
7,7% |
-9,6% |
-20,2% |
0,5% |
Инвестиции в основной капитал, г/г |
1,6% |
-50,5% |
3,9% |
7,1% |
0,9% |
-6,7% |
-23,0% |
-9,3% |
2,0% |
Промышленное производство, г/г |
-5,2% |
-21,9% |
11,2% |
8,0% |
-0,7% |
-4,3% |
-10,1% |
-13,0% |
2,0% |
Номинальный ВВП, млрд. грн. |
948 |
913 |
1 079 |
1 300 |
1 405 |
1 465 |
1 567 |
1 979 |
2 351 |
Номинальный ВВП, млрд. долл. |
180 |
117 |
136 |
163 |
176 |
183 |
132 |
91 |
90 |
ВВП на душу населения, долл. |
3 891 |
2 550 |
2 972 |
3 580 |
3 865 |
4 030 |
2 904 |
1 996 |
1 991 |
Индекс потребительских цен (к. п.) |
22,3% |
12,3% |
9,1% |
4,6% |
-0,2% |
0,5% |
24,9% |
43,3% |
15,1% |
Индекс потребительских цен (средний) |
25,2% |
15,9% |
9,4% |
8,0% |
0,6% |
-0,3% |
12,1% |
48,7% |
19,5% |
Безработица (методология МОТ, среднее) |
6,9% |
9,6% |
8,9% |
8,7% |
8,2% |
7,8% |
9,7% |
9,1% |
8,6% |
Платежный баланс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Баланс текущего счета, млрд. долл. |
-12,8 |
-1,7 |
-3,0 |
-10,2 |
-14,3 |
-16,5 |
-5,3 |
-0,2 |
-2,8 |
% ВВП |
-7,1% |
-1,5% |
-2,2% |
-6,3% |
-8,1% |
-9,0% |
-4,0% |
-0,2% |
-3,1% |
Баланс финансового счета, млрд. долл. |
9,7 |
-12,0 |
8,0 |
7,8 |
10,1 |
18,5 |
-8,0 |
0,1 |
1,8 |
% ВВП |
5,4% |
-10,2% |
5,9% |
4,8% |
5,8% |
10,1% |
-6,1% |
0,1% |
2,0% |
Прямые иностранные инвестиции, млрд. долл. |
9,9 |
4,7 |
5,8 |
7,0 |
6,6 |
3,4 |
0,3 |
2,5 |
2,5 |
% ВВП |
5,5% |
4,0% |
4,2% |
4,3% |
3,8% |
1,8% |
0,2% |
2,8% |
2,8% |
Валовые резервы НБУ, млрд. долл. |
31,5 |
26,5 |
34,6 |
31,8 |
24,5 |
20,4 |
7,5 |
13,3 |
17,8 |
Монетарная политика и банковская система |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Монетарная база, млрд. грн. |
187 |
226 |
240 |
255 |
307 |
333 |
333 |
336 |
346 |
Монетарная база, г/г |
32% |
16% |
6% |
6% |
20% |
8% |
8% |
1% |
3% |
Монетарная масса (М3), млрд. грн. |
515 |
598 |
683 |
773 |
909 |
957 |
957 |
994 |
1 044 |
Монетарная масса, г/г |
30% |
23% |
14% |
13% |
18% |
5% |
5% |
3% |
5% |
Денежный мультипликатор (М3/МБ) |
2,8 |
2,6 |
2,8 |
3,0 |
3,0 |
2,9 |
2,9 |
3,0 |
3,0 |
Банковские кредиты, г/г |
72% |
1% |
10% |
2% |
12% |
13% |
13% |
3% |
4% |
Банковские депозиты, г/г |
28% |
26% |
18% |
16% |
18% |
0% |
0% |
4% |
17% |
Кредиты/депозиты |
205% |
175% |
162% |
143% |
135% |
152% |
152% |
137% |
122% |
Обменный курс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Официальный курс грн./долл. (кон. периода) |
7,70 |
7,99 |
7,96 |
7,99 |
7,99 |
7,99 |
15,77 |
24,00 |
26,00 |
Официальный курс грн./долл. (средний) |
5,27 |
7,79 |
7,94 |
7,97 |
7,99 |
7,99 |
11,89 |
21,84 |
26,00 |
Бюджет и государственный долг |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доходы гос. бюджета, млрд. грн. |
231,7 |
209,7 |
240,6 |
314,6 |
346,0 |
339,2 |
357,0 |
534,6 |
611,0 |
% ВВП |
24,4% |
23,0% |
22,3% |
24,2% |
24,6% |
23,2% |
22,8% |
27,0% |
26,0% |
Расходы гос. бюджета, млрд. грн. |
244,2 |
245,2 |
304,9 |
338,1 |
399,4 |
403,9 |
435,0 |
579,8 |
679,0 |
% ВВП |
25,8% |
26,8% |
28,3% |
26,0% |
28,4% |
27,6% |
27,8% |
29,3% |
28,9% |
Дефицит гос. бюджета, млрд. грн. |
-12,5 |
-35,5 |
-64,3 |
-23,6 |
-53,4 |
-64,7 |
-78,0 |
-45,2 |
-68,0 |
% ВВП |
-1,3% |
-3,9% |
-6,0% |
-1,8% |
-3,8% |
-4,4% |
-5,0% |
-2,3% |
-2,9% |
Государственный долг, млрд. грн. |
189 |
318 |
432 |
473 |
516 |
584 |
1 101 |
1 572 |
1 939 |
% ВВП |
20,0% |
34,8% |
40,1% |
36,4% |
36,7% |
39,9% |
70,3% |
79,4% |
82,5% |