Оценка экономического эффекта проведения ЕВРО-2012 в Украине

Оценка экономического эффекта проведения ЕВРО-2012 в Украине

Различные оценки экономического эффекта от проведения ЕВРО-2012 в Украине вызывают неопределенность относительно целесообразности и эффективности крупных инвестиционных вложений в развитие ...

После того как Летние Олимпийские игры 1984 года в Лос-Анджелесе принесли прибыль в размере 200 млн. долл. США, проведение масштабных спортивных событий начало рассматриваться не только как престижное, но и прибыльное мероприятие. С каждым новым проводимым спортивным мероприятием, все большее число стран-претендентов выражало желание выступить организаторами. Учитывая высокую мировую популярность футбола, не исключением является и спрос на проведение футбольных чемпионатов.

Принимающие страны, должны соответствовать базовым критериям для обслуживания крупных мероприятий, в том числе располагать соответствующей инфраструктурой для принятия гостей. Как правило, обеспечение высококачественной инфраструктуры требует от развивающихся стран больших инвестиций в сравнении с развитыми странами. В среднем, для принятия масштабного спортивного мероприятия на развивающиеся страны приходится около 5 млрд. долл. США, в то время как развитые страны инвестируют не более 1 млрд. долл. США

Инвестиционные затраты стран на проведение знаковых глобальных спортивных мероприятий

 

Принимающие страны с хорошо развитой общей и спортивной инфраструктурой
Спортивное мероприятие
Год
Место проведения
Инвестиции (планируемые)
Доходы (планируемые)
Летние Олимпийские игры
1996
Атланта
0,6
5,1
2000
Сидней
2,5
6,5
Чемпионаты мира по футболу
1994
США
0,03
4,0
1998
Франция
0,5
-
2006
Германия
-
10,5
Чемпионат Европы по футболу
2008
Австрия/Швейцария
0,19
-
Принимающие страны с менее развитой общей и спортивной инфраструктурой
Летние Олимпийские игры
1992
Барселона
9,4
-
2004
Афины
7,0
-
2008
Пекин
20,0
-
Чемпионаты мира по футболу
2002
Япония/Южная Корея
6,5
24,8 / 8,9
2010
ПАР
-
6 млрд.
Чемпионат Европы по футболу
2004
Португалия
4,4
-
2012
Польша/Украина
19,0 / 14,0
-

*Matheson, V. and R.A. Baade(2003). Mega Sporting Events in Developing Nations: Playing the Way to Prosperity?

Ожидаемые выгоды от проведения спортивных чемпионатов оцениваются на основе «ex-ante» (опыта проведения прошедших событий), в то время как «Ex-post» оценка «по факту», как правило, существенно отличается.

Один из наиболее знаковых примеров – Летние Олимпийские игры 1992 г. в Барселоне, которые возродили город и повысили его привлекательность. Можно выделить ключевые факторы успеха:
1) фокус на строительстве общей инфраструктуры (транспорт, система канализации и другая городская инфраструктура), обслуживающей не только мероприятие, но и город в целом (доля инфраструктуры такого рода составляла более 60% от общих расходов);
2) региональная децентрализация, только 35% всех инвестиций было освоено в самом городе;
3) акцент на частных инвестициях для обеспечения действия рыночных сил, а не административных процедур при решении финансовых вопросов.

В результате успешного проведения соревнований, в течение первых трех лет объем туристических потоков в столицу Каталонии увеличивался ежегодно на 20%.

Второй показательный пример – Летние Олимпийские игры 2000 г. в Сиднее, успешность которого выражается в получении ожидаемых дополнительных доходов в размере 6,5 млрд. долл. США.

В тоже время, в мировой практике имеется и негативный опыт. Так, например, Чемпионат мира по футболу 1996 года в США принес чистый убыток в размере 4 млрд. дол. США. Ожидания Южной Кореи также не оправдались: новые стадионы посещает в среднем всего лишь около 3 тыс. болельщиков за игру – значительная сумма вложенных инвестиций себя не оправдывает.

В большинстве случаев, масштабные спортивные мероприятия имели позитивный PR эффект, однако экономические результаты оставались ниже ожидаемых. Так, Чемпионат мира по футболу 2006 года в Германии принес чистый доход 1,6 млрд. ЕВРО, и был значительно ниже ожидаемого уровня.

Существенные расхождения в оценках можно объяснить разными методологическими ошибками при подсчете доходов и расходов во времени. К тому же экономическое влияние обычно оценивают на валовой основе, хотя чистое влияние должно быть намного меньше. Например, расходы туристов часто оценивают как выигрыш, не учитывая того, что концентрация туристов в нескольких принимающих городах может снизить общий уровень туристов по стране. К тому же массовый характер мероприятия с одной стороны привлекает дополнительных туристов в одни региону страны, а с другой вытесняет постоянных туристов из других регионов (эффект вытеснения). Дефицит рабочей силы может спровоцировать поток временных рабочих, и выгода может оказаться за пределами региона. Также стоит отметить, что эффект от капитальных инвестиций часто оценивается без учета альтернативной стоимости капитала.

Экономическое влияние следует оценивать исходя из структуры расходов. Они состоят из прямых и непрямых инвестиционных расходов. Прямые оказывают экономический эффект во время проведения соревнований, непрямые – инвестиции в инфраструктуру – смогут проявить себя позже во время дальнейшей эксплуатации инфраструктуры.

Перед проведением анализа влияния проведения чемпионата ЕВРО 2012 на экономику Украины следуют рассмотреть более детально опыт и показатели стран-предшественниц Украины, принимавших ЕВРО-2004 и 2008.

Сравнительная характеристика Чемпионатов ЕВРО 2008 и ЕВРО 2012

 

Показатели
ЕВРО 2008 (Австрия-Швейцария)
ЕВРО 2012 (Украина-Польша)
Общие затраты
1,5 млрд. долл. США
 
Количество туристов, чел
2,55 млн.
2,62 млн.
Расходы туристов
343 млн. ЕВРО
1 млрд. ЕВРО
Средняя посещаемость матчей чемпионата, чел
31 тыс.
45 тыс.

 

* По данным UEFA

Австрия
По Ex Ante оценкам, после проведения ЕВРО-2008 ожидалось:
1. Генерация добавочной стоимости в размере 641 млн. ЕВРО за исключением вторичных инвестиций, из которых 541 млн. ЕВРО (84,5%) были вложены в 2008 году.
2. Создание 11800 дополнительных рабочих мест, из которых 88,2% в год проведения чемпионата.
Несмотря на значительное влияние такого события на общий имидж страны, существенного роста экономики не последовало. Влияние футбольного чемпионата осталось заметным лишь в некоторых отдельных отраслях и секторах, что составляет 0,21% от валовой добавленной стоимости.

 Оценка эффекта от проведения ЕВРО 2008 в Австрии

 

 
Доходы использования стадионов
Доходы бюджета
Доходы туризма
Всего
Влияние на добавочную стоимость (€ млн)
Прямой эффект ДС
72,40
38,46
345,85
456,71
Множитель эффект ДС
38,86
18,72
216,60
274,18
Эффект вытеснения
0,00
0,00
-90,09
-90,09
Общий эффект
111,26
57,18
472,36
640,80
Влияние на занятость (число человек в год в эквиваленте "полный рабочий день")
Прямое влияние
1154
514
9185
10853
Непрямое влияние
384
240
1665
2289
Индуцированный эффект
104
37
641
782
Вытеснение
0
0
-2143
-2143
Общий эффект
1642
791
9348
11781
Влияние на оборот (€ млн)
Прямое влияние
130,36
32,92
645,47
808,75
Эффект с мультипликатором
69,97
16,41
404,34
490,72
Эффект вытеснения
0
0
-167,25
-167,25
Общий эффект
200,33
49,33
882,56
1132,22

 

* По данным SpEA, 2008.

Во время проведения чемпионата ЕВРО-2008 планировалось принять около 1,205,047 туристов, при этом общее количество проведенных ночей туристами в стране оценивалось в 2,219,636.

Была также подсчитана выгода для футбольных фанатов австрийского происхождения, которым не потребовалось брать на себя затраты на поездку, жилье и прочее. В целом экономия для местных футбольных фанов была оценена в 8,1 млн. ЕВРО (за исключением оценки «комфорта» и возможности участия в мероприятии без отрыва от работы).

Одним из важных проектов, относящихся к дополнительным и вторичным инвестициям в Австрии - строительство метрополитен в Вене. Реализация проекта, оценочной стоимостью 700 млн. ЕВРО, была ускорена, тем самым был увеличен показатель NPV (на 25 млн. ЕВРО в год).

Краткосрочный вклад ЕВРО-2008 в валовую добавленную стоимость в размере 0,21% в основном связан с инвестициями в инфраструктуру, дополнительным спросом в туристическом секторе. Этот эффект имел место лишь в определенный период времени. В долгосрочной же перспективе актуальным было влияние на общий имидж страны и рекламные кампании. Кроме того инвестиции в инфраструктуру стадиона увеличили общую стоимость активов, а также повысили показатели его функциональности.

Доходы «медиа и рекламы» во время ЕВРО 2008 по данным «TNS SPORT» оценены в 113 млн. ЕВРО (для ТВ) и 290 млн. ЕВРО (включая новости и печатные СМИ).

 Экономический эффект по отраслям (оценка Ex Ante)

 
Строительство
Отели и рестораны
Торговля
Другие виды деятельности
Добавочная стоимость (€ млн)
Прямой эффект
72,78
243,56
80,70
59,71
Мультипликативный эффект
39,06
157,14
47,17
30,78
Эффект вытеснения
0,00
-64,47
-19,62
-6,01
Общий эффект
111,84
336,23
108,25
84,48
Новые рабочие места (в эквиваленте "полный рабочий день")
Прямой эффект
1159
6444
2332
916
Непрямой эффект
387
1242
333
329
Индуцированный эффект
104
436
162
79
Эффект вытеснения
0
-1534
-467
-143
Общий эффект
1650
6588
2360
1181
Оборот (€ млн)
Прямой эффект
130,73
459,96
143,41
74,65
Мультипликативный эффект
70,16
297,13
84,02
39,41
Эффект вытеснения
0,00
-119,68
-36,42
-11,15
Общий эффект
200,89
637,41
191,01
102,91

  

Швейцария.

Оценка эффекта (Ex Ante) от проведения ЕВРО 2008 в Швейцарии 

 
Инвестиции / расходы (€ млн)
Оборот (€ млн)
Добавочная стоимость (€ млн)
Рабочие
(полный рабочий день)
Стадионы
15,18
23,1
11,88
190
Бюджет
63,36
95,7
70,62
920
 
Min
Max
Min
Max
Min
Max
Min
Max
Туризм
108,9
135,96
165,00
206,58
85,8
106,26
1890
2360
Реклама и медиа
 
 
20,46
27,06
11,88
15,84
210
280
Телекоммуникации
 
 
7,26
9,24
3,3
3,96
-
-
Всего
 
 
311,52
361,68
183,48
208,56
3210
3750

 

* По данным Rütter + Partner / ITW estimates

Ожидаемая наполняемость стадиона туристами  составила 91%.

Выгода государства в виде налоговых поступлений (подоходный налог и НДС) по оценкам экспертов должна была составить от 14,5 до 16 млн. ЕВРО. Кроме того индуцированная зарплата должна была создать дополнительный поток социальных страховых взносов, который был оценен в 19,8 млн. ЕВРО. По мнению экспертов, туристы привнесли значительный объем денежной массы в финансовую систему Швейцарию, который составил по разным оценкам от 89-116 млн. ЕВРО.

Безымянный-2.jpg

Эффект влияния чемпионата по футболу ЕВРО-2008 в отраслевом разрезе в Швейцарии 

1. Строительство и реконструкция стадионов: швейцарская доля в этом сегменте составила только 10% или 143 млн. евро, основные инвестиции пришлись на Австрию. Количество рабочих мест увеличилось на 2200 человек, при этом «новыми» можно считать лишь часть из них, так как остальные заполнялись за счет уже работающих.
2. Туристический сектор: более 1,8 млн. туристов оставались хотя бы на одну ночь, а их общие расходы составили в среднем 340 млн. Евро. Прямая и непрямая добавленная стоимость составила до 326 млн. Евро, а количество новых рабочих мест - 8600 человек.
3. Медиа и PR: сгенерировали оборот порядка 60 млн. ЕВРО. Добавленная стоимость при этом составила 35 млн. ЕВРО. Было создано до 670 новых рабочих мест.

Кроме количественных изменений, ЕВРО также повлек за собой и нематериальный эффект. В первую очередь, речь идет о повышении статуса городов и страны, что стало аргументом для потока туристов в этот регион в будущем периоде и выбора Швейцарии как объекта для инвестирования.

Следует также отметить, что спортивные мероприятия оказали краткосрочный эффект (особенно в сфере туризма), после завершения чемпионата наблюдалось закрытие новосозданных рабочих мест. Однако гостиничный бизнес сам по себе получил положительный эффект, в большинстве случаев стал более рентабельным.

В ходе исследования влияния Европейских футбольных чемпионатов была замечена тенденция: все больше женщин начинают принимать участие в масштабных спортивных мероприятиях. В футбольной индустрии уже поняли, что женщины обладают достаточно большим коммерческим потенциалом. Женщины - болельщицы склонны покупать сувениры и футбольную символику чаще и в больших количествах, нежели мужчины-болельщики.

В основном женщины, которые смотрят футбол на стадионах, тратятся на футболки, раскраску лица, и еду. Те, кто предпочитает смотреть футбол дома, больше расходуют на футболки команд, походы по магазинам, футбольные журналы, поездки в спорт-бары.

По предварительным оценкам экспертов, женщины потратили во время ЕВРО 2008 более 140 млн. ЕВРО – об этом говорит экономическое исследование компании «MasterCard». Кроме того эксперты компании оценили, что расходы женщин (учитывая все социальные особенности европейских стран) занимают приблизительно 10% в общей структуре расходов, а в некоторых странах, таких как Германия или Швеция, эта достигла отметки в 30%.
Согласно оценке ex-post совокупный экономический эффект чемпионата ЕВРО-2008 в Австрии и Швейцарии составил 470 млн. ЕВРО.

Португалия

Португалия получила право принимать ЕВРО-2004 в 1999 году. На тот момент страну откровенно называли самой бедной среди стран Западной Европы. Несмотря на такой статус, было подготовлено 10 стадионов: 7 из них построены с нуля, а 3 – модернизированы.

Общие инвестиции в подготовку составили около 650 млн. ЕВРО. Из которых только четверть была покрыта за счет государственных средств, остальное оплатили владельцы стадионов: локальные инвесторы или футбольные команды, базирующиеся на них. Еще 4 млрд. ЕВРО были потрачены на постройку дорог к стадионам, модернизацию аэропортов и железных дорог, обновление гостиниц.

Предварительные оценки экономического влияния предполагали дополнительный доход в размере 244 млн. ЕВРО для экономики Португалии в долгосрочной перспективе. Однако окончательную оценку экономического эффекта затруднялись назвать - говорилось лишь о позитивном PR влиянии спортивного мероприятия.
Португальский банк «BPI», оценив затраты на проведение чемпионата, прогнозировал увеличение ВВП на 0,2% каждый год в период 2000-2003 и 0,25% в 2004 г. The Bank of Portugal» оценил рост экономики на 0,75% в 2004 г. (после падения на 1,2% годом ранее). В тоже время американский инвестиционный банк «Morgan Stanley» придерживался мнения о несущественном влиянии ЕВРО-2004 на экономику страны.
Исследование, проведенное в 2004 г. во время Чемпионата Европы по футболу, показало, что основные расходы посетителей мероприятия пришлись на питание, билеты, проживание в отелях и транспорт.

Украина

Украина получила право принимать ЕВРО-2012 вместе с Польшей в 2007 году. Кроме так называемого «нанесения на карту» Украина рассчитывала получить и экономическую выгоду от мероприятия, но пока все идет не так гладко.

На реконструкцию и строительство четырех стадионов было затрачено около 900 млн. долл. США, а на инфраструктуру около 4,5 млрд. долл. США. Затраты на обслуживающий персонал составили 55 млн. долл. США. На подготовку к Евро 2012 из бюджета было выделено порядка 5 млрд. долл. США.
По сообщению вице-премьера Украины объем инвестиций в ЕВРО-2012 с украинской стороны составил 5,5 млрд. долл. США. Также, по словам Бориса Колесникова около 50 млн. долл. США ушло на подготовку к ЕВРО, что является безвозвратными затратами. По подсчетам экспертов, общий объем с учетом частных инвестиций составил порядка 14 млрд. долл. США.

 Основные статьи инвестиционных затрат на подготовку Украины к ЕВРО 2012 

Объект инвестирования
Инвестиции
НСК «Олимпийский»
4,8 млрд. грн
«Арена Львов»
2,9 млрд. грн
«Металлист» (Харьков)
0,76 млрд. грн
Аэровокзалы и терминалы
10,5  млрд. грн
Реконструкция и строительство дорог
18,2  млрд. грн
ВСЕГО
37,16  млрд. грн

 

Украина относится к странам со слабо развитой инфраструктурой. Поэтому одними из ключевых факторов успеха, при проведении масштабных спортивных мероприятий были следующие:
1. Общие расходы должны быть четко сфокусированы на финансировании общей инфраструктуры.
2. Для всех инфраструктурных инвестиций следует привлекать ресурсы частных инвесторов.

Относительно первого пункта вопросов не возникает. Более 90% расходов относится к общей инфраструктуре, но быстрого возврата таких инвестиций ждать не стоит. Как известно, сроки окупаемости аэропортов, дорог и прочих объектов достигают до 50 лет. Однако не стоит считать эти инвестиции безвозвратно потерянными – они начнут постепенно возвращаться в будущем.

В отношении второго пункта ситуация критичнее. Основной из причин отсутствия запланированного объема частных инвестиций является нестабильность политической ситуации, высокая коррупция и отсутствие единства чиновников в политике государственно-частного партнерства.

Еще в 2007 г. Верховной Радой Украины был принят законопроект, которые определял план подготовки к Евро в 2012. Бюджет проекта составлял 25 млрд. дол. США (25% от ВВП Украины в 2006 г.), а планируемый уровень частных инвестиций в нем составлял – 80%. Планируемая отдача инвестиций по плану составляла 5%. Но даже при таком варианте эксперты говорили о возможной чистой выгоде в размере 1 млрд. грн. и оценивали проект как рискованный, неспособный оказать значительное влияние на экономику в целом.

Что касается практики реализации проекта, то целевые ориентиры по факту оказались фантастичными. За первые 3 года после принятия проекта ничего не сдвинулось с места, а в начале 2010 г. пошли разговоры о провале подготовки к ЕВРО. Частные инвестиции даже близко не приблизились к желаемому уровню. Несмотря на то, что все-таки были некоторые объекты финансировались за счет частных инвестиций (среди них стадион в Харькове, киевский аэропорт), большинство объектов по состоянию на 2010 г. находилось в замороженном состоянии.

Когда же в 2010 г. о возможном провале подготовки к ЕВРО-2012 заговорили всерьез, то, из-за нехватки временных ресурсов, было принято решение о пренебрежении частными инвестициями. Основное финансирование шло из существующих бюджетных средств (которые, формируются у нас в т.ч. за счет внешних заимствований). Кроме того, ввиду лимита времени, Украина отказалась от проведения тендеров, что само собой свидетельствует о значительных коррупционных действиях со стороны организаторов и как результат перерасход бюджетных средств и их нецелевое использование.

Относительно инвестиций в строительство и модернизацию стадионов и прочей специальной инфраструктуры в Украине ситуация сравнительно лучше. В отличие от Японии и Южной Кореи (не окупаемость стадионов и как следствие их низкая наполняемость из-за дорогих билетов) в Украине есть потенциал в этой области. В Украине достаточно сильный профессиональный футбол - команды регулярно участвуют в европейских соревнованиях. Уровень наполняемости украинских стадионов остается высоким и без масштабных футбольных мероприятий. В сезоне 2011/12 стадионы во время проведения матчей украинских клубов посетили:

  • «Шахтер» - 37 тыс. ч.
  • «Динамо» - 21 тыс. ч.
  • «Металлист» - 26 тыс. ч.
  • «Карпаты» -15 тыс. ч.

Туризм – одна из основных отраслей, которая достаточно сильно ощутит на себе эффект от ЕВРО-2012.
По данным правительства Украины количество туристов, посетивших страну во время ЕВРО-2012 составило 1,8 млн. человек. При этом каждый потратил в среднем 400 дол. США. Таким образом, доходы составили около 720 млн. долл. США.

В Украине существует острый контраст между туристическим потенциалом и его использованием, поэтому ЕВРО может быть использовано как стимул к увеличению потока туристов в будущем. Все страны, принимающие ЕВРО раньше, делали большую ставку на увеличение потока туристов в страну в перспективе и эти ожидания оправдывались.

Прогнозируется, что от проведения ЕВРО-2012 наибольше выиграет туристический бизнес Львова. Поток туристов во Львов резко увеличился, за первые 10 дней Львов посетили 150 тыс. туристов. Поступления в бюджет составили 150-160 млн. грн.

На сегодняшний день имидж Украины трудно назвать позитивным, особенно после обвинений украинского правительства в ущемлении прав человека. Политическая изоляция Украины, антиукраинские проморолики будут негативно сказываться на развитии туристического потенциала.

В тоже время, можно ожидать, что позитивные отзывы об Украине футбольных болельщиков, прибывших в Украину, в некоторой степени нивелируют негативное представление об Украине. Но и в этом нет уверенности. К примеру, французские болельщики, расположившиеся в Донецке, были неприятно удивлены, столкнувшись с мошенничеством со стороны гостиниц (порой заранее бронированные гостиницы даже не существовали), сильно разбитые дороги на некоторых участках и т.д.

Даже собственные наблюдения дают основание полагать, что европейцы были поражены украинским приемом. Так направляясь на полуфинал из Киева в Донецк, в Кременчуге сломался автобус, перепуганные испанцы и поляки не могли понять, что делать. Сотрудники автобусного перевозчика просто отмораживались, когда гости объясняли, что не успевают на матч. Благо, украинские болельщики оперативно среагировали, заказали маршрутное такси и таки смоги выбить у перевозчика половину стоимости билетов. Другой пример - наши дороги, просто стоит взглянуть на фото - по пути на финальный матч ЕВРО 2012, г. Киев, ул. Терещенковская (напротив ресторана «Опанас»).

yama.jpg

Что касается, Польши, то страна инвестировала в подготовку ЕВРО-2012 около 20 млрд. долл. США. По прогнозам польских экспертов, эффект от инвестирования скажется на росте ВВП на 2,1%. По мнению экспертов, эффект от ЕВРО-2012 для Украины за 2008-2012 год составит более 2,8% ВВП (уровня ВВП 2011 года). Украине стоит ожидать длительного эффекта от долгосрочных инвестиций, который будет проявляться в увеличении ВВП в последующие годы. Основу роста ВВП должны будут составить рост производительности инфраструктуры, улучшение имиджа страны среди туристов и инвесторов, улучшение транзитной привлекательности страны.

UEFA уже заявило об ожидании большей прибыли от ЕВРО-2012, чем от ЕВРО-2008. Согласно их оценок, прибыль ожидается в размере 1 млрд. 335 млн. ЕВРО из которых: 840 млн. ЕВРО - продажа прав на трансляцию, 290 млн. ЕВРО — продажа коммерческих прав, 125 млн. ЕВРО - продажа билетов, 100 млн. ЕВРО — продажа пакетов корпоративного гостеприимства.

Финансово-экономические показатели проведения Евро 2012 в Украине и Польше 

Украина
Показатели
Польша
5 млрд. долл. США (данные Мининфраструктуры) /
14 млрд. долл. США (данные экспертов)
Общие затраты на чемпионат
19 млрд. долл. США
9-18%
Общие расходы, в % от ВВП
6,4%
890 млн. долл. США
Инвестиции на сооружение стадионов
1,4 млрд. долл. США
550 млн. долл. США (Олимпийский, Киев)
Инвестиции на сооружение основного стадиона
535 млн. долл. США (Национальный, Варшава)
1,8 млн.
Поток туристов в период проведения чемпионата
820 тыс.
792 млн. ЕВРО
Финансовые траты туристов в период чемпионата
250 млн. ЕВРО
7 млн.
Количество туристов, которые пересекли границу в период чемпионата
2,3 млн.
1,4 млн.
Количество посетителей матчей
650 тыс.
750 тыс.
Количество официально зарегистрированных фанов
596 тыс.

 

* По данным: UEFA, Министерства инфраструктуры Украины, Райффайзен Банк Аваль, Инвестиционного портала InVenture – www.inventure.com.ua

Одной из причин убытков инвесторов от ЕВРО называют отсутствие бизнес-плана развития инфраструктуры и качественной рекламы Украины. Из всех расходов сразу может окупиться лишь одна треть. Остальное будет окупаться уже после ЕВРО-2012 по мере эксплуатации объектов, а также от повышения имиджа страны.

В общем эффект от подготовки и проведения ЕВРО-2012 определенно будет положительным для Украины. Только будет ли это выражаться в материальной выгоде – вопрос сложный. Украина не сможет полностью использовать потенциал ЕВРО для толчка к развитию. А учитывая, что ЕВРО, как правило, не в силах повлиять на дальнейшее развитие экономики, это крупное мероприятие может не только не оправдать ожидания, а и оказаться достаточно дорогим удовольствием для экономики Украины.

Однако полезные уроки из ЕВРО-2012 Украина все-таки вынесет. Во-первых, кроме «нанесения на карту», произошел сильный рывок в инфраструктуре, чего без ЕВРО пришлось бы ждать десятки лет. Во-вторых, Украина была выставлена на жесткий суд европейских стандартов, что дало ей возможность оценить себя с другими странами.

Читайте также