1. Тенденции рынка подсолнечного масла Украины в 2018-5 мес. 2020 гг.
С каждым годом в Украине наблюдается рост производства подсолнечного масла, что связано с высоким и стабильным спросом на мировом рынке. В 2020 году рынок начал активно развиваться, что связано с ростом экспортных цен. Экспортные котировки для украинского сырого подсолнечного масла на базисе FOB Черноморск росли на протяжении всего мая 2020, и за последнюю неделю мая достигли 4-хмесячного максимума – котировки масла прибавили $15-20 за тонну (достигали 750 дол/т). Рост цен на подсолнечное масло основан как на внешних, так и внутренних факторах. На мировом рынке продолжается укрепление цен на нефть, вслед за этим растут и цены на растительные масла».
На внутреннем рынке цены предложения подсолнечного масла поддерживаются за счет ограниченного предложения. Аграрии придерживают продажи подсолнечника, как отмечают украинские трейдеры и указывают на постоянный рост закупочных цен — и на сырье, и на масло. Переработчики готовы платить премию за объем и качество, так как предложение подсолнечника очень сдержанное.
Таким образом, цены на подсолнечное масло выросли, и экспортёры данного продукта резко активизировались – украинские производители экспортировали в апреле 2020 г. исторически рекордный объем подсолнечного масла — 717 тыс. т.
Стоит отметить, что доля масел и жиров в общем экспорте продуктов питания в Украине выросла до 34%. В течение мая 2020 года Украина экспортировала масел и жиров на сумму $2,7 млрд, в основном в Азию и ЕС.
В Украине постоянно модернизируется агропромышленный комплекс. Инвестиции в научные разработки, постоянное обновление техники повышает рентабельность производства основных сельскохозяйственных культур. В 2019 году, за оценкой Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства, собрали 14,45 тыс. тонн подсолнечника, что на 1,9% больше, чем в 2018 году. Производство выросло за счет увеличения урожайности на 8,2%. В то же время площадь под посевами сократилась на 1,8%.
Диаграмма 1
Динамика выращивания подсолнечника в Украине в 2015-2019 гг.
Источник: данные Государственной службы статистики Украины, Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйств
Украина является лидером на мировом рынке как выращивания подсолнечника, так и на рынке производства подсолнечного масла. Производство в 2018/19 МГ составило 6,36 млн тонн. или 32,2% всего мирового производства. После Украины идет Россия с объемом 4,85 млн тонн и ЕС – 3,7 млн тонн.
На развитие сегмента переработки подсолнечного масла в Украине влияет ряд факторов:
- спрос на подсолнечное масло на мировом рынке. Несмотря на то, что Украина является наибольшим в мире производителем, почти 95% продукции экспортируется за границу. Основной экспорт приходится на Индию, Китай, Ирак и Нидерланды.
- зависимость от рынка Индии. В последние 2 года, доля Индии в структуре экспорта составляла от 34% до 44%. Поэтому, если Индия поменяет налоговые условия или снизит потребление масла, это может иметь влияние и на производство в Украине.
- значительная доля подсолнечного масла экспортируется как сырье и в упаковку разливается уже в странах – экспортерах. Таким образом, нет узнаваемости украинского масла среди жителей других стран.
- с развитием трендов здорового питания, в Украине наблюдается тенденция к снижению потребления подсолнечного масла.
2. Внешняя торговля Украины подсолнечным маслом
Наблюдается рост экспорта как рафинированного, так и нерафинированного масла, что связано с ростом спроса на растительные жиры на мировом рынке и стабилизацией цен на нефть и нефтепродукты.
Наибольший объём экспорта занимает нерафинированное масло наливом, так как иностранные производители поставщики стремятся получать дополнительную выгоду от последующей переработки подсолнечного масла.
Темпы роста объёмов экспорта рафинированного масла опережают темпы роста нерафинированного масла, что связано с постоянным повышением качества украинского производства и уменьшением доли наибольших покупателей украинского подсолнечного масла (растёт количество новых импортёров и увеличивается доля мелких импортёров, которые не имеют собственных мощностей для рафинации и прочей переработки сырого масла.
Уменьшается доля нерафинированного масла наливом, что обусловлено повышением качества украинского производства и уменьшением доли наибольших покупателей украинского подсолнечного масла.
Заметно уменьшение доли Индии в экспорте подсолнечного масла, что является результатом политики правительства Индии развития внутреннего рынка соевого и рапсового масла.
Лидером потребления украинского рафинированного масла в 2020 году является ОАЭ, наибольшая доля поставок (от всех поставок рафинированного масла в ОАЭ) принадлежит компании Дельта Вилмар Украина.
Малайзия уменьшила долю импорта подсолнечного рафинированного масла, что связано с уменьшением продаж пальмового масла в Индию. Торговые отношения между Индией и Малайзией обострились осенью 2019 года после заявлений малазийского руководства по кашмирской проблеме. С тех пор индийские промышленники неоднократно прекращали и возобновляли покупки пальмового масла, одной из ключевых статей экспорта Малайзии. В декабре прошлого года поправки к индийскому закону о гражданстве лишь обострили взаимоотношения двух стран в политической и торговых сферах. 19 мая 2020 года индийские компании в очередной раз возобновили импорт этого товара из Малайзии.
Иордания постоянно наращивает импорт подсолнечного рафинированного масла из Украины и России.
Импорт подсолнечного масла занимает ничтожную долю в структуре внешней торговли подсолнечным маслом – 0,00089%. Товар предназначен для населения с высокими доходами, однако подсолнечное масло пользуется малым спросом у такой категории населения (данная категория приобретает более полезное масло – оливковое, кунжутное и др.
3. Анализ потребления на рынке подсолнечного масла
Особенность потребления подсолнечного масла в Украине в отличие от других стран, заключается в том, что спрос на подсолнечное масло зависит от цен на животные жиры (в основном свиное сало), так как в Украине конкуренцию по цене другие виды растительных жиров составить не способны.
В апреле 2017 года сало в Украине стоило 44,6 грн/кг. По данным Государственной службы статистики в первой половине 2018 года рост цен на животные жиры составил около 52,9%. В 2019 году рост цен был на уровне общего индекса инфляции по стране 4-5%.
Таблица 1
Среднедушевое годовое потребление подсолнечного масла в Украине в 2017-2020 маркетинговых годах, кг/чел
2017/2018 | 2018/2019 | 2019/2020 | |
Фонд потребления подсолнечного масла, тыс. т | 385 | 421 | 415 |
Население, тыс. чел. | 42270 | 42028 | 42028 |
Потребление на душу населения, кг/чел | 9,1 | 10,0 | 9,9 |
Источник: данные Экономического дискуссионного клуба, ассоциация «Укролияпром», оценка Pro-Consulting
Соседние страны, в которых подсолнечное масло является основным пищевым растительным маслом – это Румыния (В Румынии потребляется ежегодно около 200 тыс тонн подсолнечного масла (или 10,2 кг/чел в год) – потребление подсолнечного масла в структуре всех жиров составляет около 90%), и Россия (1,65 млн т (или 11,2 кг/чел) и Молдова (потребление около 22 тыс т подсолнечного масла или около 6,2 кг/чел в год).
4. Выводы и рекомендации
Украина является лидером на мировом рынке как выращивания подсолнечника, так и на рынке производства подсолнечного масла. Аграрные компании постоянно инвестируют в развитие технологий, тем самым увеличивается урожайность подсолнечника, а также качество производимого подсолнечного масла.
Объёмы производства подсолнечного масла постоянно растут из-за стабильно высокого спроса на внешних рынках. Росту спроса способствуют повышение экспортных пошлин в Индонезии и торговые конфликты Китая и США.
Годовое потребление подсолнечного масла (от урожая до урожая) составляет около 400 тыс тонн. Украина по среднедушевому потреблению подсолнечного масла занимает высокое положение в рейтинге среди соседних стран (Украина около 10 кг/чел в год, наивысшее в России – 11,2 кг/чел в год).
Внутреннее потребление подсолнечного масла, практически на 100% состоит из отечественной продукции. Импортная продукция предназначена лишь для населения с высокими доходами в качестве нового продукта (также импортируется высокоолеиновое и органическое масло).
Производители активно сотрудничают с крупными продуктовыми ретейлерами, а доминирование в разных регионах зависит от расположения производителя и доли производителя и доминирующей в этом регионе сети супермаркета. Также стоит отметить, что производители кооперируются с ретейлерами и выпускают подсолнечное масло под ТМ определённой сети супермаркета.
Анализ конкурентной среды на рынке рафинированного и нерафинированного масел демонстрирует, что оба сегмента рынка являются конкурентными – большое количество участников; также рынок обладает высокой интенсивностью конкуренции (однако на рынке рафинированного масла интенсивность конкуренции ниже в сравнении с рынком нерафинированного подсолнечного масла) – отсутствие значительных разниц между долями власти компаний.
Во втором квартале 2020 года цены на подсолнечное масло показали резкий прирост, что является драйвером для выхода новых игроков.
В ходе исследования было выявлено, что особенность потребления подсолнечного масла в Украине в отличие от других стран, заключается в том, что спрос на подсолнечное масло зависит от цен на животные жиры (в основном свиное сало), так как в Украине конкуренцию по цене другие виды растительных жиров составить не способны.
Для нового игрока на рынке стоит рассмотреть 2 направления развития на рынке подсолнечного масла:
1. Производство традиционного для рынка подсолнечного масла, с цеализации на внутреннем рынке, и за границей. Основными критериями будут– себестоимость производства, и объёмы поставки. В таком случае, нужно больше ориентироваться на экспортные рынки, так как в Украине нужно вести серьёзную конкурентную борьбу с лидерами отрасли (затраты на рекламу, поиск крупных сетей и заключение с ними долгосрочных отношений (на начальных этапах придётся идти на уступки в цене, и объёмах поставки))
2. Производство высокоолеинового и органического масла. Данное направление рынка в Украине находится на этапе формирования. Потребители не знакомы с продуктом, это подтверждается тем, что крупнейший производитель подсолнечного масла в данном сегменте экспортирует 75% продукции на внешние рынки.
Так как направление высокоолеинового и органического масла только начали свое развитие, новому игроку будет проще найти целевую аудиторию, и в дальнейшем продвигать идеи здорового питания среди потенциальных потребителей.
Развитие данного направление затруднено тем, что в Украине сформировалось отношение к подсолнечному маслу – как к вредному продукту, который содержит транс-жиры, и потребление которого не приемлемо для ведения здорового образа жизни. Категория населения, которая ведёт здоровый образ жизни, имеет стереотип о более высокой пользе оливкового, рапсового, кокосового и других масел.
В таком случае, для развития отрасли необходимо выделять финансовые ресурсы на активную рекламу высокоолеинового масла – это поможет проинформировать аудиторию о том, что высокоолеиновое масло имеет преимущества, в сравнении с другими растительными маслами (рекордное содержание витамина Е, олеиновой кислоты, полиненасыщенных кислот Омега-3 и т.д.).