Рынок стоматологических паст Украины

Рынок стоматологических паст Украины

Pro-Consulting специально для InVenture представляет аналитику рынка стоматологических паст Украины

1. Основные бренды на рынке паст Украины

Среди основных брендов, высоко оцененных потребителями, представлены те, которые имеют наибольшие объёмы импортных поставок.

Даже места в рейтинге ТОП-5 потребительских предпочтений почти полностью совпадают со списком ТОП-5 импортеров. Это может говорить о том, что потребители выбирают и оценивают зубную пасту, основываясь именно на том, насколько активно бренд представлен на рынке и в каналах рекламы. Таким образом, качество и цена самого продукта может отходить на второй план, учитывая в среднем низкий разброс по этим параметрам.

Диаграмма 1

ТОП-5 потребительских предпочтений брендов зубных паст в 2021 году

Рынок стоматологических паст Украины

Источник: по данным сайта «Фавориты успеха»

Учитывая невысокий уровень развития данной отрасли в Украине, отечественные производители почти не представлены на рынке. Среди основных брендов можно выделить такие: ZUBB, Black, New Life.

Иностранные бренды в основном представлены такими большими компаниями, как Колгейт-Палмолив и Проктер енд Гембл, а также российской Сплат.

2. Общие показатели рынка, расчёт ёмкости рынка в 2021 г. (производство + импорт – экспорт)

В 2021 году ёмкость рынка зубных паст в Украине составила 11,3 тысячи тонн или 1,3 млрд. грн. Украинские компании-производители выпускают данный товар в очень малых объемах – примерно 150 т. в 2021 году. Это делает рынок зависимым от импорта, он составляет 98,6 % всего ассортимента товаров. При этом большая часть производства идет на экспорт – примерно 62% (без учета возможности реэкспорта).

Таблица 1

Емкость рынка зубных паст в Украине в 2021 году в натуральном и денежном выражении, тыс. тонн и млн. грн

 

В натуральном выражении, тыс. т

В денежном выражении, млн. грн

Производство

0,1

18,7

Импорт

11,2

1350,7

Экспорт

0,1

12,1

Ёмкость рынка

11,3

1357,3

Источник: Государственная служба статистики Украины, данные ВЭД, оценка Pro-Consulting

3. Анализ тенденций в условиях военного положения

В условиях военного положения и связанных с ним ограничений, а также урона, нанесенного боевыми действиями, на рынке наблюдаются такие тенденции.

Потребление продукции зубных паст осталось стабильным, поскольку данный продукт относятся к товарам гигиены первой необходимости. Сокращение потребления может быть связано только с непосредственной оккупацией территорий Украины.

В 2021 году рынок оставался импортозависимым более чем на 90%, и доля отечественной продукции, скорее всего, будет только уменьшаться. Тем не менее, в условиях военного положения это позволяет поддерживать рынок на плаву, поскольку разрушение украинских производств мало влияет на наполненность полок продукцией.

Влияние на рынок оказывает также война с россией, а это означает прекращение поставок из страны агрессора. Это приведет к сокращению объёмов импорта на 6-11%, что означает такое же сокращение ёмкости рынка и исчезновение бренда SPLAT. Скорее всего, это будет означать, что объёмы импорта из других стран незначительно повысятся.

Главной проблемой на рынке иммпортозависимых товаров в условиях военного положения является нарушение логистических цепочек. Украина находится в условиях блокады морских портов и испытывает значительные задержи и очереди на ж/д пограничных контрольных пунктах, негативно на логистические перевозки влияет так же топливный кризис. Поэтому поставки зубных паст также могут сталкиваться с трудностями, хотя это не должно привести к сокращению рынка в перспективе.

Что касается разрушений и потерь предприятий-производителей, то на момент 19 мая 2022 года не было отмечено сообщений про разрушение предприятий отрасли, однако можно предположить, что далеко не все из них уцелели и могут продолжать работу в нормальном режиме, особенно те, которые находились на территории боевых действий.

Все вышеперечисленные проблемы закономерно приводят к повышению цен на товары. В среднем цены выросли на 46,3% от начала 2022 года, а значительное понижение цены в мае 2022 года связанно с текущими скидками на данные товары на сайте Rozetka.

Читайте также