1. Основные бренды на рынке паст Украины
Среди основных брендов, высоко оцененных потребителями, представлены те, которые имеют наибольшие объёмы импортных поставок.
Даже места в рейтинге ТОП-5 потребительских предпочтений почти полностью совпадают со списком ТОП-5 импортеров. Это может говорить о том, что потребители выбирают и оценивают зубную пасту, основываясь именно на том, насколько активно бренд представлен на рынке и в каналах рекламы. Таким образом, качество и цена самого продукта может отходить на второй план, учитывая в среднем низкий разброс по этим параметрам.
Диаграмма 1
ТОП-5 потребительских предпочтений брендов зубных паст в 2021 году
Источник: по данным сайта «Фавориты успеха»
Учитывая невысокий уровень развития данной отрасли в Украине, отечественные производители почти не представлены на рынке. Среди основных брендов можно выделить такие: ZUBB, Black, New Life.
Иностранные бренды в основном представлены такими большими компаниями, как Колгейт-Палмолив и Проктер енд Гембл, а также российской Сплат.
2. Общие показатели рынка, расчёт ёмкости рынка в 2021 г. (производство + импорт – экспорт)
В 2021 году ёмкость рынка зубных паст в Украине составила 11,3 тысячи тонн или 1,3 млрд. грн. Украинские компании-производители выпускают данный товар в очень малых объемах – примерно 150 т. в 2021 году. Это делает рынок зависимым от импорта, он составляет 98,6 % всего ассортимента товаров. При этом большая часть производства идет на экспорт – примерно 62% (без учета возможности реэкспорта).
Таблица 1
Емкость рынка зубных паст в Украине в 2021 году в натуральном и денежном выражении, тыс. тонн и млн. грн
|
В натуральном выражении, тыс. т |
В денежном выражении, млн. грн |
Производство |
0,1 |
18,7 |
Импорт |
11,2 |
1350,7 |
Экспорт |
0,1 |
12,1 |
Ёмкость рынка |
11,3 |
1357,3 |
Источник: Государственная служба статистики Украины, данные ВЭД, оценка Pro-Consulting
3. Анализ тенденций в условиях военного положения
В условиях военного положения и связанных с ним ограничений, а также урона, нанесенного боевыми действиями, на рынке наблюдаются такие тенденции.
Потребление продукции зубных паст осталось стабильным, поскольку данный продукт относятся к товарам гигиены первой необходимости. Сокращение потребления может быть связано только с непосредственной оккупацией территорий Украины.
В 2021 году рынок оставался импортозависимым более чем на 90%, и доля отечественной продукции, скорее всего, будет только уменьшаться. Тем не менее, в условиях военного положения это позволяет поддерживать рынок на плаву, поскольку разрушение украинских производств мало влияет на наполненность полок продукцией.
Влияние на рынок оказывает также война с россией, а это означает прекращение поставок из страны агрессора. Это приведет к сокращению объёмов импорта на 6-11%, что означает такое же сокращение ёмкости рынка и исчезновение бренда SPLAT. Скорее всего, это будет означать, что объёмы импорта из других стран незначительно повысятся.
Главной проблемой на рынке иммпортозависимых товаров в условиях военного положения является нарушение логистических цепочек. Украина находится в условиях блокады морских портов и испытывает значительные задержи и очереди на ж/д пограничных контрольных пунктах, негативно на логистические перевозки влияет так же топливный кризис. Поэтому поставки зубных паст также могут сталкиваться с трудностями, хотя это не должно привести к сокращению рынка в перспективе.
Что касается разрушений и потерь предприятий-производителей, то на момент 19 мая 2022 года не было отмечено сообщений про разрушение предприятий отрасли, однако можно предположить, что далеко не все из них уцелели и могут продолжать работу в нормальном режиме, особенно те, которые находились на территории боевых действий.
Все вышеперечисленные проблемы закономерно приводят к повышению цен на товары. В среднем цены выросли на 46,3% от начала 2022 года, а значительное понижение цены в мае 2022 года связанно с текущими скидками на данные товары на сайте Rozetka.