Выгодно ли инвестировать в частную медицину?

Выгодно ли инвестировать в частную медицину?

Неля Онищенко, ведущий маркетинговый аналитик компании MOST о том, почему частная медицина является одним из наиболее перспективных инвестиционных направлений

Частная медицина – это довольно разносторонний бизнес, каждая сторона которого имеет свою специфику.

Исходя из анализа по выданным медицинским лицензиям в 2020 г., с введением карантинных ограничений, самыми популярными направлениями являлись стоматология, на которую приходилось более 38% выданных лицензий и деятельность учреждений и клиник широкого профиля, с долей в 16,8%.

Диаграмма 1. Сегментация выданных лицензий после введения карантина, в разрезе наиболее популярных направлений деятельности, %Источник: данные Министерства здравоохранения Украины, оценка MOST

*во временном промежутке с 01.03.2020г по 31.12.2020г

Сам по себе рынок медицинских услуг на протяжении последних лет характеризовался трендом в нововведениях и развитии: внедрение медицинской реформы, подписание деклараций с семейными врачами, развитие медицинского туризма и страхования, рост осознанности населения относительно своего здоровья. Среди других тенденций, которые имели влияние на рынок частной медицины в 2019-2020 гг. и остаются актуальными сейчас:

  • Укрупнение частных игроков рынка. Происходит за счет расширения профиля и внедрения новых направлений, масштабирование сетей. Расширение крупных и сетевых игроков также происходит путём открытия новых клиник или поглощения действующих. К примеру, в конце 2019 года сеть клиник «Добробут» поглотила клиники «Борис», что привело к усилению ее позиций на рынке.
  • Рост весомости частного сегмента. На протяжении 2018-2019 гг. наблюдался рост количества потребителей, которые готовы платить больше за качественные медицинские услуги и дополнительный сервис. В 2020 г., из-за роста нагрузки на государственные больницы и нехватки там мест, для многих пациентов частные клинки также были и вынужденной мерой.
  • Рост популярности страховой медицины и медицинского туризма. Вспомогательными движущими факторами для частного сегмента является развитие медицинского страхования и туризма (как внешнего, так и внутреннего). На протяжении 2017-2019 гг., ежегодный прирост количества иностранных граждан, приезжающих с целью получения медицинских услуг, в среднем составлял 9%. Тем не менее, в 2020 г. из-за карантинных ограничений и закрытых границ, поток туристов, в том числе в медицине, резко сократился. Что касается страховой медицины - сейчас не более 9% украинцев имеют медицинскую страховку, однако это количество постоянно растет - в 2018 году значение составляло 8%, а в 2016 – 6,5%.
  • Продолжение экспансии крупных городов частным сегментом. Киев по-прежнему является ключевым рынком для частной медицины. В то же время, новые медицинские центры и клиники часто открываются в Одессе, Харькове, Львове, Днепре и крупных областных центрах – из-за ориентации на население со средним и выше уровнем дохода. Однако, даже в этих крупных городах рынок еще слабо заполнен. В ближайшие несколько лет уже действующие игроки продолжат укреплять свои позиции.
  • Снижение частоты врачебных консультаций. В среднем в Украине в 2019 году, чуть меньше 40% взрослого населения обращались за амбулаторной помощью в связи с болезнью, тогда как в 2018 г. этот процент составлял 33,3%. Снижение показателей в 2018 году по отношению к предыдущему году связано со стартом медицинской реформы и началом перехода от «участковых» врачей к «семейным» - семейная медицина еще не функционировала, а «участковая» уже уходила. Тем не менее, количество людей, которые ни разу за год не посещали врача, или не посещали его во время болезни по причине нехватки средств, как и количество сторонников самолечения, уменьшается с каждым годом: их доля с 80% в 2012 г. сократилась к почти 70% в 2019 г. В 2020 г. ситуация осложнилась из-за распространения пандемии COVID-19 и карантинных ограничений: плановые визиты и операции были либо отменены, либо перенесены. К тому же, даже после ослабления ограничений, люди без критичной необходимости не хотели посещать места большого скопления людей, в частности медицинские учреждения.

Диаграмма 2. Динамика посещений врачей, частота консультаций (количество обращений 1 пациента в год), в 2017-2019 гг.

  

Источник: данные Национальной службы здоровья Украины, опроса «Индекс здоровья – 2019»

  • Рост лояльности потребителей к государственному сегменту. Медицинская реформа послужила толчком в развитии государственного сегмента рынка, и, как следствие, повышение лояльности к нему. К примеру, если раньше пациенты в возрасте до 35 лет предпочитали обращаться в частные клиники, то после подписания декларации они, прежде всего, обращаются к семейным врачам. Для частного сегмента (в первую очередь медицинских центров) это отразилось снижением количества потенциальных клиентов.
  • Увеличение стоимости медицинских услуг. В частном сегменте увеличение стоимости медицинских услуг наблюдается в среднем на 10% ежегодно. Из-за ситуации с COVID-19 многие частные центры были вынуждены поднять цены еще на 10-20%, поскольку приходилось доплачивать персоналу за риск. На фоне внутренней экономической ситуации и снижения платежеспособности населения, стоимость медицинских услуг является ключевым сдерживающим фактором развития частного сегмента. Ведь в государственном сегменте, для пациентов у которых есть подписанная декларация, большинство базовых медицинских услуг являются бесплатными, хотя за специализированные пока необходимо доплачивать.
  • Отток и старение медицинского персонала. По состоянию на сентябрь 2020 года, в Украине насчитывалось 50 тысяч врачей пенсионного возраста, которых уже в ближайшее время не будет кем заменить. Сейчас нехватка врачей оценивается в 8000 человек, и с каждым днем увеличивается. В категории младшего медицинского персонала дефицит еще более острый и оценивается в 80-100 тыс. человек. Рынок частной медицины имеет и другую проблему - «теневой заработок» в государственном сегменте: более 70% доходов врачи в государственных больницах получают «в конверте». Для того, чтобы иметь высококвалифицированного специалиста в своем штате, частным центрам довольно часто приходится идти на уступки. Так, 60-70% врачей, работающих в частных клиниках, параллельно работают и в государственных.  

 Сам по себе медицинский бизнес в Украине является довольно специфическим, ведь главным конкурентом здесь выступает государство. Несмотря на то, что на частный приходится 97% всех операторов рынка, в денежном эквиваленте его объем оценивается лишь в 25-30%.

Рассмотрим несколько вариантов инвестирования в частную медицину – частный медицинский центр, стоматологическая клиника и медицинский кабинет

Если говорить о больших медицинских центрах, то это большие капиталовложения, специфика спроса и конкуренция с государством. Согласно опросам, с коммунальными или государственными заведениями взаимодействует более 95% людей. Конкурировать с государством сложно из-за разницы в расходах (государство оплачивает коммунальные и другие платежи), «тени в заработной плате» специалистам, а также «лояльной ценовой политики».  

Особенностью рынка частных медицинских центров является их концентрация в больших городах с высокой платежеспособностью населения. Согласно статистике, около 40% частного сегмента находится в Киеве и ему принадлежит более 50% рынка столицы, тогда как в населенных пунктах численностью жителей до 100 тыс. - меньше 10%. По оценке самих операторов рынка, до 15% платежеспособного городского населения еще не охвачено услугами частной медицины.  

В каком городе какое медицинское учреждение будет востребовано зависит от многих факторов. В первую очередь нужно смотреть на уровень монополизации по городам и направлениям со стороны государства, а также представленность на рынке других частных центров. 

Выход в регионы не всегда является перспективным и целесообразным решением, ведь даже если клиника известная на всю Украину, практика показывает, что ее филиалы не всегда так же популярны. И это является одним из критериев специфичного спроса – люди из региональных городов едут в столичные медицинские заведения не сколько из-за имени клиники, сколько из-за врачей и их большого опыта работы. В то время, региональные филиалы имеют местный персонал.   

Но не все так однозначно: большое значение имеет и направление работы клиники.

С другой стороны, наблюдается жесткое дистанцирование частного сегмента, от государственного. Для того, чтобы привлечь своего клиента, частные центры в первую очередь делают акцент на качество услуг, высококвалифицированный персонал и личный комфорт пациента. Чтобы выдержать конкуренцию между собой, клиники занимаются повышением эффективности работы, закупкой высококачественного оборудования и маркетинговым продвижением.  

Стоматологический центр или частный медицинский кабинет являются более доступными формами для инвестирования, поскольку требуют меньше начальных инвестиций. К тому же, здесь также ниже потребность в наёмном персонале и коммерческой площади. Довольно часто врач сам открывает свой собственной кабинет для консультаций и диагностики. А в случае необходимости операционного вмешательства, практикуется аренда операционных в больших мед. центрах.

Цены в таких частных стоматологиях и мед. кабинетах выше, по сравнению с государственным сегментом, но все же остаются приемлемыми и посильными для населения.

В Украине более 95% стоматологических клиник являются частными. Больше всего их находится во Львовской области и Киеве. Самая меньшая нагрузка на 1 клинику в Ивано-Франковской, Львовской и Хмельницкой областях – до 2-х тыс. человек на 1 стоматологию, тогда как самая большая – в Донецкой, Луганской, Херсонской, Кировоградской и Черниговской областях – более 4,5 тыс. чел.

 Диаграмма 3. ТОП-10 регионов Украины в количественной структуре стоматологий по результатам 2020 г.Источник: данные Государственной службы статистики Украины, оценка MOST

Самый высокий коэффициент субъектов, прекративших свою деятельность в стоматологии имеют Луганская, Винницкая, Донецкая и Кировоградская области. 

Сами медицинские кабинеты, как отдельный сегмент частной медицины, а также небольшие семейные клиники, начали активно развиваться после 2017 г. и толчком для этого стали медицинская реформа, вместе с популяризацией сервисов Doc.ua и Helsi.me, которые не только предоставляли потенциальному пациенту возможность записаться на приём к врачу, но и стали своеобразной площадкой для продвижения врачей и небольших клиник.

Рынок частной медицины в Украине довольно разногранный, и принимая решение об инвестировании в данный сегмент стоить брать во внимание формат клиники, направление деятельности, специфику конкуренции, а также учитывать тенденции развития. Исходя из анализа, сейчас менее всего целесообразно инвестировать в большие медицинские центры: в 2020 г. многие центры закрылись, а те, которые остались, имели значительный спад в спросе из-за карантинных ограничений, отмены плановых операций и закрытия границ (снижения показателей в медицинском туристическом потоке). Действующие операторы направили все силы в то, чтобы остаться на рынке или укрепить свои позиции.

Стоматологические клиники и небольшие медицинские кабинеты меньше поддались влиянию карантинных ограничений и остаются актуальным направлением с точки зрения инвестиций. Но и здесь есть свои особенности в конкуренции, спросе и продвижении.

Помимо рассмотренных вариантов перспективным направлениям для инвестирования также могут стать небольшие центры диагностики: из-за пандемии COVID-19 общее состояние здоровья многих людей ухудшилось и в следствии чего спрос на диагностику вырос.

Автор: Неля Онищенко, ведущий маркетинговый аналитик компании MOST

Читайте также