Switch to English
Вход
Инвестиционные предложения
Новости
Аналитика
инвестировать Найти инвестора

Александр Лавриненко, генеральный директор агрохолдинга «Валары»

За последние пять лет сельское хозяйство как бизнес стало очень востребованным. Все увидели очевидную перспективу развития в рамках данного направления — в этом сегменте можно зарабатывать хорошие деньги, но только на больших объемах. И это стало двигателем с/х бизнеса — он двигался вперед, наращивал объемы, развиваясь как качественно, так и количественно. Статистика последних лет показывает: увеличилось производство, выросла урожайность, улучшилось качество продукции, появились культуры, которых никогда не было в Украине. Заработали рыночные механизмы. Но самое главное — доступным оказался выход на мировой рынок.

На протяжении последних пяти лет Украина все больше ориентируется на внешние рынки в своем с/х производстве. Экспортный потенциал Украины гораздо выше, чем у России. Кормить полмира зерновой группой — это реально. Спрос на экспортную позицию в Украине потянул и производство. Производители ощутили присутствие реального мирового покупателя, готового платить достойные деньги.

Я считаю, что настало время задуматься о единой аграрной политике. Ее существование помогло бы не только аграриям, но и самому государству находить решения в таких непростых ситуациях, как например сегодняшняя, когда при редкой позитивной мировой конъюнктуре на с/х продукцию украинский рынок фактически закрыт. «Кто не идет вперед — идет назад», — говорил когда-то В. Г. Белинский, а сейчас мы действительно идем назад, останавливаемся в развитии. Многие игроки сельхозрынка реинвестируют практически всю свою прибыль в развитие материальной базы, увеличение площадей и развитие с/х технологий. В эти понятия входят и качество обработки почвы, и средства защиты растений, и современные удобрения, и высокопроизводительная экономичная техника. Выполнение этого перечня является обязательным условием для повышения количества и качества урожая. Сегодня же с/х производитель теряет время, а это не только потеря денег, но и экономический дисбаланс.

В Украине существуют лишь отдельные фрагменты аграрной политики. Но ведь это, как конструктор: когда он разобран — это просто набор деталей. Они интересные, из них что-то можно построить, но что — пока никто не знает. У одного в руках конструкция может получиться целостная, а у другого — бесполезный набор соединенных деталей. Государственная политика в области с/х бизнеса, на мой взгляд, должна включать две составляющие. Первое — различные приемы и инструменты, направленные непосредственно на стимулирование развития с/х производства. Второе — меры, направленные на развитие и совершенствование социальной сферы села.

Начну со второго. Развитие современного высокоэффективного с/х производства подразумевает все меньшее использование грубой рабочей силы. Уже не 30-е годы, не 50-е и даже не 80-е прошлого века. Сегодня интенсивное производство развивается за счет технологий и высокопроизводительной техники и подразумевает работу минимума людей. Соответственно, последние должны быть высокими профессионалами. Если в США 100 га обрабатывают 0,5 чел., а в сезон привлекаются до 1,5 чел., то у нас на 100 га работают до 10 чел. О какой рентабельности, эффективности и конкурентоспособности может идти речь, если у нас такое соотношение! К примеру, раньше на пять коров нужна была одна доярка, сегодня же современные технологии и оборудование позволяют одному человеку обслуживать более 100 голов. В украинских селах живет большое количество людей, и низкая профессиональная квалификация будет востребована все меньше и меньше.

В этой связи одной из главных задач государственной аграрной политики является разрешение социального вопроса. К примеру, развитие профучилищ для поднятия уровня квалификации молодежи на селе, создание новых рабочих мест в других отраслях и городах. А оставшуюся часть, не занятую в с/х производстве, нужно обеспечить возможностью иметь доход. И это задача государства. Некоторую часть денег для реализации данных программ можно брать как раз у с/х производителей, если правильно перераспределить налоги, которые мы сейчас платим. Часть налогов (или средств до налогов) должна идти на социальную сферу в тех населенных пунктах, где находится производство, и должна оставаться на селе.

Каждый день мы сталкиваемся с просьбами о помощи как социальных, так и несоциальных субъектов, находящихся на селе. Государственного бюджета катастрофически не хватает на решение проблем сельхозтерриторий. Мы это понимаем и стараемся максимально помогать, однако 100% от запрашиваемой помощи везде не заплатишь. Мы стараемся оказать помощь в полном объеме или частично всем, кто в ней нуждается. Здесь стоит вспомнить, что эти деньги мы платим помимо налогов. Разрешение ситуации я вижу в правильном перераспределении на уровне налоговых отчислений. Сельские и районные главы должны понимать, что чем лучше они будут стимулировать бизнес и давать возможность с/х производителю работать на селе, тем больше отчислений будет в их местные бюджеты. Безусловно, здесь нужен жесткий контроль и правильная, понятная система.

Вторая часть (вернее, она первая) — это создание условий для комфортной работы с/х производителей. Я говорю о различных формах субсидирования, оказания помощи, снижения ставок привлеченных денег, права быть первоочередными арендаторами, первоочередной возможности покупки земли (в случае отмены моратория), предоставлении различных льгот. Можно обсуждать различные схемы — от американской до европейской. В Америке нет прямых субсидий на гектар земли, как в Европе, но там есть иная схема. Хочешь получать гарантированные деньги — работаешь с государством. Весь урожай продаешь государству по фиксированной цене (а она может быть и ниже или выше рыночной), но зато ты получаешь финансирование в течение всего года: на этапе обработки земли, сева и сбора урожая. Хочешь идти «в рынок» — несешь на себе все риски.

В Украине до сих пор нет специализированного сельхозбанка — одного из главных элементов аграрной политики. Сегодня банки финансируют сельское хозяйство на общих условиях, а это неправильно. Украине, как сельскохозяйственной стране, аграрный банк просто необходим. И быть он должен исключительно государственным, чтобы работать на низких ставках (не выше 10% годовых) и длительных сроках. В этом году кредитование с/х производителей выглядит примерно так: производитель, рассчитывая на рентабельность 50%, получает не более 25% (что случилось со многими в этом году) при средней банковской ставке в 26%. Таким образом, вся прибыль достается банку. О каком развитии идет речь?

Сегодня мы работаем со многими банками и главная сложность в том, что они не понимают, что такое сельское хозяйство. Для них это очень высокие риски. Они перестраховываются в 200% залога. Сегодня кредитование с/х производства под залог посевов — норма в мировой практике. У нас же инвестиционные кредиты не рассматриваются более чем на три года. А три года для сельского хозяйства — ничего. Если я беру кредит под покупку техники, строительство новых ферм, у меня должно быть минимум 10, а то и 25 лет. Для выхода на проектную мощность новой фермы необходимо определенное время. У нас же нет этого времени.

В с/х хозяйстве очень важно развитие агротехнологий, без них прогресс невозможен. У нас очень мало собственных разработок, которые учитывали бы все наши климатические условия, специфику грунтов — эта наука в Украине сегодня почти утрачена. В развитых странах с/х наука и исследования почти не инвестируется из государственного бюджета — все осуществляется за счет самих производителей. Но им предоставляют такую возможность! Деньги идут на науку, а наука дает результат (улучшаются технологии, качество производства) — отдача выше, растет доходность с/х производства, и деньги вновь реинвестируются в науку. И так по спирали вверх! Развитые страны в этом вопросе нас опередили уж на 30–50 лет. Сегодня мы пользуемся всем западным — семенами, технологиями, удобрениями, средствами защиты, техникой — и в растениеводстве, и в животноводстве. А ведь многое из этого мы можем делать сами. Производить семена по всем культурам, элементы техники, предназначенной для обработки почвы, проводить сортовую работу — это нам по силам уже сейчас. Я считаю, что Россия должна нашими сортами пользоваться, а не наоборот, потому что Украина — житница, мы в этом вопросе должны быть продвинутее. Этот вопрос является фундаментом общей аграрной государственной политики и им стоит заниматься уже сегодня.

Вместо вывода…
Мы должны понимать, что сегодняшнее производство продукта на земле — высокотехнологично. Украина обладает высоким потенциалом для того, чтобы занять лидирующие позиции на мировом рынке. Необходимо лишь создать правильные условия и механизмы, чтобы с/х производитель смог инвестировать свои деньги не только в собственное развитие, но и в развитие всей аграрной сферы страны.

По материалам: Статус

Читайте также

Заполните, пожалуйста, ваши контактные данные, чтобы получать ежемесячную рассылку!
Обратный звонок
Спасибо! Мы с вами свяжемся.