Агрохолдинги заинтересовались картофелем

Агрохолдинги заинтересовались картофелем

Только 1/10 часть произведенного в Украине картофеля поступает в продажу. Но резкое подорожание продукции может изменить ситуацию

В Украине картофель называют вторым хлебом, поскольку традиционно он всегда был доступен отечественному потребителю и потеснил из его тарелки многие крупы. Между тем, 90% этой культуры все еще выращивается населением, и лишь около 11% произведенного в стране картофеля поступает в продажу.

До недавних пор причина крылась в высокой себестоимости этой культуры, неумении ее хранить и отсутствии необходимых для этого мощностей, а также низких ценах. Теперь все может измениться. В течение последних двух лет стоимость картофеля активно растет, рентабельность увеличивается на глазах, равно, как и интерес к его производству со стороны крупных агрохолдингов.

Отсеять лишнее

Ежегодно в нашей стране выращивается 18-20 млн. тонн картофеля. 15% урожая пропадает из-за отсутствия условий хранения, львиная доля уходит на корм скоту и домашним животным, еще часть — на посев. Остаток используется для переработки и потребления и делится на два вида. Первый выращивается населением для собственных нужд и не попадает на рынок. Второй — коммерческий, поставленный на продажу специализированными хозяйствами, аграрными холдингами и частично тем же населением. Его объем составляет всего около 2,7 млн. тонн в год, хотя потребность рынка колеблется в пределах 6,5-7 млн. тонн. Примечательно, что картофель, который импортируется в Украину из Египта, Польши и других стран, занимает не более 1,5% рынка.

Специализированные производства обеспечивают 45% картофеля, который поступает в продажу. По словам Алексея Симиренко, управляющего агропромышленного кооператива «Симиренко», у компаний, выращивающих эту культуру на Полесье, уровень рентабельности достигает 200%. С таким же показателем работают компании в центральных областях и на Подолье. «В этом году производство в профессиональных хозяйствах, по нашим оценкам, выросло на 20%. Если бы не погода, рост составил бы 35-40%. Производство у населения снизилось на 3%», — говорит Андрей Ярмак, руководитель проекта «АПК-Информ: овощи и фрукты».

Ценовое пюре

Крупные агрохолдинги до недавних пор картофелем интересовались мало, и отводили под него не более 2% своих посевных площадей. Рентабельность производства не превышала 25%, что на фоне показателей специализированных хозяйств — сущий мизер. Но уже в текущем году многие из них засадили картофелем более чем 10% посевной площади.

Причиной стало подорожание этого продукта, которое наблюдалось в прошлом сезоне из-за неблагоприятных погодных условий и повторилось в конце этого лета. В августе цены на картофель выросли приблизительно на 30%, до 4 грн. за кг. Оптовая цена клубнеплодов нового урожая составляла 3 грн. за кг, на городских рынках — 6 грн. за кг. Некоторые специалисты объясняют это паникой, посеянной СМИ: мол, услышав о тенденции подорожания, люди мешками скупали картофель, который очень быстро сгнил, и потребителям пришлось отправиться на рынок за очередной порцией запасов.

Еще одна версия — небывалый спрос на украинский картофель со стороны России, где в этом году неурожай. Поступившие в конце августа заявки от российских трейдеров якобы вдвое превышали прошлогодние объемы. По прогнозам Андрея Ярмака, в октябре картофель подешевеет, в ноябре цены стабилизируются, а в декабре он вновь подорожает. С такими темпами картофель может занять место в списке высокодоходной сельскохозяйственной продукции.

По материалам: Инвестгазета

Читайте также