В УАИБ напоминают, что данный законопроект фактически не привносит ничего нового в законодательство, однако он делает бесконтрольной деятельность банковских фондов, которые сами определяют свою инвестиционную политику, не связываются ограничениями в инструментах для инвестирования и самостоятельно устанавливают методику расчета стоимости чистых активов.
«Принятие указанного проекта закона значительно повысит риски банковского сектора, создаст системную угрозу развития пенсионной системы, сведет на нет внедрение пенсионной реформы Украины, спровоцирует социально-экономическую дестабилизацию и политическую напряженность в стране, приведет к злоупотреблениям в таких социальных сферах, как пенсионное обеспечение, образование детей и строительство жилья»,— сказано в открытом письме Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса на имя президента Украины, премьер-министра, спикера парламента, а также глав НБУ и НКЦБФР.
По словам авторов письма, УАИБ еще в октябре 2011 г. направляла в парламент свои замечания к этому законопроекту, однако обнародованный на сайте текст законопроекта, подготовленный ко второму чтению, никоим образом не учел ни предложения ассоциации, ни замечания Главного научно-экспертного управления ВРУ.
Кроме того, что нормы этого законопроекта предлагается считать выше Конституции и Гражданского кодекса, проект носит дискриминационный характер по отношению к другим участникам рынка, поскольку предлагается норма (п. 4), согласно которой деятельность банка по управлению фондами банковского управления «не считается профессиональной деятельностью на фондовом рынке». Эта норма законопроекта является очевидным нарушением норм Гражданского кодекса и закона «О ценных бумагах и фондовом рынке», поскольку доверительное управление средствами и ценными бумагами является лицензированной и профессиональной деятельностью.
В то же время законопроект №9093 противоречит существующей системе управления активами пенсионных и инвестиционных фондов, что делает ФБУ фактически бесконтрольными. Хотя в ч. 1. ст. 4 проекта указано, что «Национальный банк Украины и Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку в пределах своих полномочий осуществляют надзор и регулирование деятельности банков-управителей ФБУ», законопроект не содержит положений относительно пределов таких полномочий. Более того, полномочий для государственных органов осуществлять функции контроля в сфере деятельности фондов банковского управления не установлены ни в одном из действующих законов.
Вопросы защиты вложенных средств, государственных гарантий, контроля за деятельностью ФБУ и ответственности указанных фондов и их должностных лиц вообще оставлены без государственного регулирования. Взамен предлагается сделать хранителем активов (ценных бумаг) фонда банковского управления сам банк-управитель ФБУ. Кроме того, вопреки всем нормам, создание ФБУ не подлежит ни согласованию, ни регистрации в государственных органах.
Но особый «восторг» профучастников рынка вызывают предложенные в законопроекте требования по диверсификации активов фондов. «Если в государственные облигации и ценные бумаги, эмитированные НБУ, разрешается инвестировать до 10% средств пенсионного и детского фондов банковского управления, то в ипотечные сертификаты, корпоративные и ипотечные облигации украинских эмитентов — до 90% стоимости чистых активов! Кроме того, средства жилищных и инвестиционных ФБУ разрешается вкладывать в сертификаты фондов операций с недвижимостью до 90%, на приобретение (прав требования) ипотечного долга до 50%, в векселя, закладные и производные инструменты до 50%»,— возмущены авторы письма. То есть фонды банковского управления превратятся в свалку токсичных активов, от которых банк не будет иметь возможности избавиться другим способом.
По материалам: Ivestfunds