На заседании 16 января Верховная Рада приняла Законы о вснесення изменений в Налоговый кодекс и другие законы (законопроекты №1210, но также и №1209-1). Напомним, что в первом чтении соответствующие законопроекты были приняты 3 декабря 2019.
По словам авторов указанные документы разработаны с целью внедрения международных стандартов налогового контроля (План действий BEPS), реформирования института финансовой ответственности и изменения процедуры администрирования налогов и сборов.
Законопроектом предусмотрены важные изменения, в частности:
- внедрение концепции налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний;
- имплементация положений 8-10 шагов Плана действий BEPS;
- введение в пределах Налогового кодекса принципа виновной ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения;
- определение требований к правильности решения контролирующих органов о наложении штрафов;
- закрепление перечня налоговых правонарушений контролирующих органов;
- определение в неисключительного перечня ущерба, которые могут испытывать плательщики налога;
- закрепление материальной ответственности органа за неправомерные действия его должностных лиц;
- реформирование пени;
- введение коллегиального рассмотрения материалов налоговой проверки;
- создание Апелляционной комиссии по вопросам рассмотрения жалоб налогоплательщиков.
Законопроект разработан с целью внедрения международных стандартов налогового контроля (План действий BEPS), реформирования института финансовой ответственности и усовершенствования процедуры администрирования налогов и сборов.
Документом вводятся следующие изменения:
1. Введение концепции налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний.
Контролируемой иностранной компанией будет считаться любое юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве или территории, признается находящейся под контролем физического лица - резидента Украины в соответствии с правилами, определенными Налоговым кодексом Украины;
2. Уточнение порядка учета процентов, выплачиваемых по кредитам, займам и другим долговым обязательствам, а именно предлагается распространить ограничения по учету таких процентов по кредитам, займам и другим долговым обязательствам, полученным как от связанных, так и несвязанных лиц. Также предлагается оставить один критерий применения указанного порядка - при условии, что общая сумма начисленных процентов превышает 30 процентов суммы финансового результата до налогообложения, финансовых расходов и суммы амортизационных отчислений по данным финансовой отчетности;
3. Уточнение определения постоянного представительства, в частности, из-за невозможности избежать требования о регистрации постоянного представительства путем дробления деятельности в Украине;
4. Введение возможности регистрации плательщиками налогов нерезидентов, осуществляющих свою деятельность через расположенное в Украине постоянное представительство без его регистрации плательщиком налогов;
5. Введение трехуровневой структуры документации для международных групп компаний, которая включает в себя документацию по трансфертному ценообразованию (локальный файл), глобальную документацию (мастер-файл) и отчет в разрезе стран (country-by-country reporting);
6. Имплементация положений 8-10 шагов Плана действий BEPS по контролю за распределением функций, рисков и нематериальных активов внутри группы компаний, совершенствование правил для операций с сырьевыми товарами путем исключения ограничения на применение исключительно биржевых котировок определенных бирж и предоставление возможности использовать котировочные цены на такие товары;
7. Уточнение критериев признания лиц связанными и внедрение штрафных санкций, пропорциональных нарушению норм законодательства;
8. Определение порядка проведения процедуры взаимного согласования, предусматривающего механизм подачи заявления на рассмотрение дела по процедуре взаимного согласования, требования к такому заявлению, порядок действий контролирующего органа и т.д.;
9. Введение концепции налогообложения приравненных к дивидендам платежей, предусматривающий корректировку по методологии, предусмотренными для контроля за трансфертным ценообразованием, при осуществлении операций с нерезидентами;
10. Введение в пределах Налогового кодекса Украины принципа виновной ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения;
11. Определение требований к правильности решения контролирующих органов о наложении штрафов, а именно предусматриваются в качестве обязательных описательной и мотивировочной частей налогового уведомления-решения;
12. Закрепление перечня налоговых правонарушений контролирующих органов, среди прочего, будут включать несоблюдение ими процедуры регистрации плательщиков налога или нарушения в сфере возмещения налога на добавленную стоимость;
13. Определение в неисключительного перечня ущерба, которые могут испытывать плательщики налога;
14. Закрепление материальной ответственности органа за неправомерные действия его должностных лиц и безвинную ответственность контролирующих органов.
15. Реформирования пени: пеню предлагается рассматривать не как штрафную санкцию, которая при их одновременном применении со штрафом приводит к двойной финансовой ответственности за одно правонарушение, а как средство дисконтирования денег во времени, то есть приведение их к реальной стоимости во времени;
16. Введение коллегиального рассмотрения материалов налоговой проверки комиссией по вопросам рассмотрения возражений и установление четкого перечня обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении материалов;
17. Создание Апелляционной комиссии по вопросам рассмотрения жалоб налогоплательщиков на решения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику.
При принятии соответствующих Законов депутаты также приняли поправки об увеличении лимитов для ФОПов.
Лилия Ротарь, партнер InVenture о том, как структурировать бизнес в условиях глобального противодействия минимизации налогообложения с использованием офшорных юрисдикций.
Источник: Liga