Сумма, которую выручила Mail.Ru Group при проведении IPO в начале ноября, до сих пор не дает покоя ее конкурентам. И здесь есть богатая пища для размышлений, ведь российский интернет-холдинг, совладельцем которого является Алишер Усманов, привлек колоссальную сумму - $912,04 млн. Примечательно, что проекты, входящие в портфель Mail.Ru Group, изначально создавались как стартапы, а создатели почтового портала Mail.ru, сетей «Одноклассники» и «ВКонтакте» или ICQ, могли только мечтать о тех суммах, которые получили в результате продажи своих детищ.
Украинские разработчики пока не доросли до таких масштабов и сумм, а успешные проекты, привлекшие венчурных инвесторов, можно пересчитать по пальцам. Главную причину этого участники рынка усматривают в недостатке предпринимательского опыта у отечественных разработчиков. Инвесторы уверяют, что сделок с проектами на ранних стадиях развития в Украине мало именно из-за недостатка серьезных идей в связке с пониманием их бизнес-составляющей и того, как их реализовать. Да и далеко не все стартапы имеют шансы «выстрелить» в будущем - из 100 проектов венчурный капиталист может выбрать только один, и чтобы найти этого единственного, ему приходится изрядно попотеть, изучая сотни предложений по инвестированию. Сетуют эксперты и на отсутствие такого элементарного понятия, как защита интеллектуальной собственности - у многих отечественных исследователей зачастую нет средств не только для патентования за рубежом, но и в Украине. Среди прочих называется проблема неразвитости рынка венчурного инвестирования. Причем она связана с отсутствием инициатив со стороны государства по стимулированию и облегчению такого инвестирования в украинские IT-проекты. Не можем мы пока похвастаться и наличием достаточного количества самих инвесторов.
Не в идее счастье? «Идей очень много, но уникальных проектов очень мало, - рассказывает Богдан Купич, вице-президент по развитию бизнеса KM Core. - Есть идеи, которые теоретически могут быть на 100% успешными в Украине, но это пока только идеи. Выдвинувшие эти идеи не знают, как найти финансирование, как продвигать свой продукт и чего ищут потенциальные инвесторы. Нам такие проекты малоинтересны». Большинство венчурных инвесторов разделяют точку зрения г-на Купича. «Это должны быть не проекты, а компании. Инвесторы вкладываются в бизнесы, а не в проекты. Проектов у компании может быть много, а компания одна. Это наиболее важный критерий. Если расшифровать понятие «компания», то станет ясно, что за ним стоят очень четкие составляющие: люди, продукты и рынок. Без правильного соотношения этих трех элементов компаний не бывает», - считает Эдуард Шендерович, управляющий директор венчурного фонда Kite Ventures, который за два года существования инвестировал в десяток компаний, из которых две в Германии, одна в Англии, а остальные в России. Большинство разработчиков мыслят только продуктом, упуская такие важные моменты, как рынок, на котором придется оперировать, его объем и темпы роста, конкурентный ландшафт, полноценная команда, совокупно обладающая компетенциями, позволяющими создать бизнес с устойчивым конкурентным преимуществом, стратегия выхода на рынок и маркетинговая стратегия, бизнес-модель и другие важные факторы, считает Павел Левчук, директор компании Vivex Invest, являющейся инвестором таких проектов, как Mapia.ua, Address.ua и др.
Между тем у основателя и главы правления Aventures Capital Андрея Колодюка на этот счет свое мнение. Он считает, что не стоит требовать от стартапа стратегию и бизнес-план. При этом приводит в пример создателей Microsoft и Facebook, которые над такими показателями, как доходность и EBITDA, на стадии создания проектов не задумывались. Сам же Колодюк занимается только теми проектами, в которые верит. «Мне не нравятся проекты, которые гарантируют сроки продажи, доходность. С финансовой точки зрения, безусловно, это шанс заработать денег. Но с другой стороны, я понимаю, что мои возможности не резиновые, и усилия должны быть сконцентрированы на тех проектах, которые станут прорывными в долгосрочной перспективе. Я занимаюсь проектами, которых еще нет на рынке. Да, это большой риск, так как этого рынка в будущем может и не быть. Но если я верю, и моя интуиция подсказывает, что таки да, я инвестирую», - резюмирует глава Aventures Capital. Инвестор поделился информацией о том, куда инвестирует сегодня. Последние два года он занимается проектом, который позволяет объединять опыт и возможности онлайна и телевидения. Ключевая идея – перенести опыт интернет-пользования на ТВ и сделать это доступным для украинцев. Колодюк верит в то, что его продукт будет востребован на территории СНГ и Восточной Европы уже через несколько лет. «Идея была моя, инвестиции тоже. Разработка похожих проектов обходится в сумму от $500 тыс. до $1 млн., поскольку здесь разрабатывается не только софт, но и «железо». В январе я начну поиск инвесторов под следующую стадию инвестирования проекта», - поделился Андрей Колодюк. Причем в этом случае он выступает в двух ипостасях: как инвестор и как разработчик. У основателя Aventures Capital есть и опыт продажи стартапа. К слову, это единственный украинский проект, который был продан известному американскому венчурному фонду. Несколько лет назад он продал 50% компании «Украинский софтверный консорциум» венчурному фонду DFJ Nexus, аффилированному с известным в мире венчурным инвестором Тимом Дрейпером из фонда Draper Fisher Jurvetson. Тогда Колодюк выручил в два с половиной раза больше, чем вложил.
Кроме вышеперечисленных критериев, венчурный проект должен давать отдачу на вложенные инвестиции в пять и более раз. Однако не каждый такой проект бывает успешным – многие терпят неудачу, что характерно для модели венчурного инвестирования и что отличает ее от привлечения частного капитала. Идеально, чтобы отдача на инвестиции превышала их в 10 раз. Кроме того, проект должен быть конкурентоспособным и инновационным на данном рынке. Виктория Тигипко, управляющий директор венчурного фонда TA Venture, рассказала, что ее компания ориентирована на проекты в онлайн-режиме, мобильные приложения, социальные сети, рассчитанные на русскоязычную аудиторию. И рассматриваются прежде всего те компании, которые попадают в сферу интересов фонда. «Но возможны и исключения. Если проект и команда интересны, мы также можем его рассматривать», - подчеркнула г-жа Тигипко.
Тормоз развития В настоящее время в Украине насчитывается более 10 фондов венчурного инвестирования, специализирующихся на hi-tech. По оценке президента Украинской ассоциации по связям с инвесторами Татьяны Махно, капитал под их управлением в общей сложности составляет несколько сот миллионов долларов. Причем за кризисные годы количество сделок возросло. Это связывают с тем, что многие инвесторы, которые вкладывали в недвижимость, заинтересовались сферой IT. Среди наиболее успешных афишируемых сделок можно назвать привлечение компанией Viewdle в октябре 2010 года $10 млн. инвестиций от крупнейшей в мире сети магазинов бытовой электроники Best Buy, американского оператора связи Qualcomm и партнерского фонда BlackBerry. В мае текущего года после покупки TopRealty.org.ua стартовал портал Address.ua. Среди инвесторов проекта - eVenture Capital Partners, Vivex Capital Group и профильный инвестор из Украины. Еще раньше, в 2009 году, eVenture Capital Partners приобрел долю в уставном капитале проекта Mapia.ua (10%).
Возможности и потенциал в Украине есть, но настоящие бриллианты найти очень сложно. 50% инвестиций в стартапы поступают из венчурных фондов, 50% вкладывают так называемые бизнес-ангелы — частные инвесторы, вкладывающие деньги в инновационные проекты на этапе создания предприятия в обмен на возврат вложений и долю в капитале. Причем бизнес-ангелы инвестируют на ранних стадиях, и у них порядка 80% проектов отсеиваются вследствие их же банкротства. Если деньги вкладывает фонд, то из 10 проинвестированных проектов пять могут быть проблемными, два-три - интересными и один может «выстрелить» и окупить все инвестиции, поделилась статистикой Виктория Тигипко. «Хороший предприниматель всегда найдет инвестора. Чаще всего эти люди точно знают, с кем они хотели бы работать и по каким причинам. Если не они, то знают их знакомые. Люди часто знакомятся на конференциях», - отметил Эдуард Шендерович. С ним соглашается и Денис Довгополый, президент GrowthUP Incubator, который считает, что для того чтобы искать инвесторов, надо быть вовлеченным в предпринимательское сообщество. Посещение разнообразных мероприятий позволит сформировать круг знакомств, через которые можно выходить на инвесторов. Основное мероприятие в Украине - Startup Crash Test, которое ежемесячно посещают от 100 до 500 предпринимателей и инвесторов. Кроме этого, конференции IDCEE и IForum стали площадками, где собирается эта же целевая аудитория. Обучающими программами для предпринимателей занимаются специальные инкубаторы для стартапов. Одним из таковых является GrowthUP Incubator, созданный Денисом Довгополым в текущем году.
Будущее венчурного инвестирования в hi-tech во многом зависит от украинских IT-предпринимателей, поскольку именно они формируют инвестиционную привлекательность Украины как венчурной площадки. Чем больше полезных и привлекательных продуктов они создадут в ближайшие два-три года, тем больше венчурных инвесторов будут официально приходить в нашу страну.
Чего хотят инвесторы?
Денис Довгополый, президент GrowthUP Incubator
Проблема привлечения венчурных инвестиций в украинские стартапы заключается в малом количестве опытных предпринимателей и недостатке опыта у большинства владельцев бизнеса. Рынок слишком маленький пока, чтобы иметь возможность обеспечить хороший возврат на инвестицию. Должна быть опытная команда, наличие серьезной проблемы у пользователя, которую решает проект, сильная многокомпонентная бизнес-модель.
Максим Школьник, руководитель проекта Adress.ua
Во-первых, должна быть слаженная команда с сильной мотивацией, во-вторых, большой потенциальный рынок, в-третьих, решение проектом проблемы не на 10%, а в разы лучше аналогов, в-четвертых, подтвержденная (проверенная на рынке) бизнес-модель и, наконец-то, существенная технологическая новизна (не обязательно для copycats). Причем в 99% случаев приоритетны критерии именно в приведенном выше порядке, в отличие от традиционного заблуждения «у меня есть мегаидея? и это самое главное».
Павел Левчук, директор компании Vivex Invest
Любой венчурный инвестор ищет команду с продуктом, которая его создала и/или вышла на рынок, обладающий следующими характеристиками: емкий, платежеспособный, быстрорастущий. Украина весьма молода и как государство, и как венчурная площадка. Нам нужно еще многое сделать, чтобы повысить свои позиции. Важно то, что интеллектуальный капитал нашей страны довольно высок.
Андрей Колодюк, основатель и глава правления Aventures Capital
Вопрос о том, какие требования предъявляют инвесторы к стартапам, ярко раскрыт в фильме «Социальная сеть», где создатель Facebook говорит: «Я не знаю, каким будет Facebook в будущем, я вообще ничего не понимаю, но я делаю то, что чувствую, что нужно делать». Вот это ответ для инвесторов. Требовать от стартапера стратегию или финансовый план, не имеет смысла. Если инвесторы ожидают, что им дадут бизнес-план, особенно с финансовой частью, значит, они пришли с других рынков, где работают такие правила. Если вы хотите напугать стартапера, конечно, можно задать вопрос о том, какая доходность ожидается. На крайний случай, получить ответ из области «мы ожидаем». Если бы Билл Гейтс на момент создания Microsoft видел стратегию, все в мире было бы по-другому. Facebook давали деньги не под бизнес-план. Основным фактором для инвестиций стали вера основателя в проект (для меня лично это основной критерий) и востребованность проекта людьми.
Эдуард Шендерович, управляющий директор Kite Ventures
Основная проблема украинских инвесторов — это квалификация людей, которые пытаются получить инвестиции. В основном, это ненастоящие предприниматели. Кто-то услышал, что в интернете можно заработать, кто-то проработал несколько лет в компьютерной компании. Кто-то еще, по чистой случайности, нашел интересную идею, но до конца не знает, как ее реализовать. Кроме людей, наиболее важными являются страновые риски. Это как политическая нестабильность в Украине, так и юридические преграды, например, отсутствие должной правовой базы.Виктория Тигипко, управляющий директор венчурного фонда TA VentureИнвестор в первую очередь оценивает две вещи: продукт, который должен быть интересен, и команду, которая этот проект может реализовать. В команде должны быть специалисты не только по технологическим вопросам, но и по менеджменту, финансам и маркетингу. В этих сферах создателям стартапов сегодня катастрофически не хватает знаний. Задача инвестора — помочь предпринимателям «закрыть» эти вопросы. Только в таком случае можно говорить об успешных инвестициях.
Богдан Купич, вице-президент по развитию бизнеса компании KM Core
Для нас самое важное в проекте – это команда профессионалов, в частности, менеджмент компании, который сможет довести ее продажи от $1 млн. до $10 млн. в год. Желательно, конечно, чтобы компания вышла на продажи в $100 млн. в год. Перейти от стартапа к компании, которая имеет оборот $10 млн. в год – это одно. А построить компанию, которая зарабатывает в десятки раз больше и является международной - это другое. Очень важно, когда есть идея, которую можно коммерциализировать. В общем, в Украине ограничен управленческий ресурс. Даже знание английского языка, так необходимое стартаперам, также в большинстве случаев проблематично.
Татьяна Махно, президент Украинской ассоциации по связям с инвесторами, директор ABCD Ldt
Главными препятствиями, возникающими на пути поступления венчурных инвестиций, являются нехватка квалифицированных кадров как для инновационных компаний, так и для венчурных фондов, и дефицит среди специалистов в области менеджмента по развитию бизнеса, способных построить компанию с нуля и сделать ее успешной на международном рынке. Также сказывается отсутствие развитой венчурной инфраструктуры. Основное условие для развития венчурных фондов — доступ к источникам финансирования инвестиций и наличие перспективных для рынка инновационных бизнес-идей.
По материалам: Инвестгазета