Презентация проекта – полезная вещь не только потому, что вы можете получить деньги за хороший рассказ о себе. Эвелин Бучацкий, управляющий партнер инкубатора EastLabs, отмечает, что представляя свою идею, команда имеет хорошую возможность проверить свой проект на слабые стороны в самой концепции. Десятки авторов писали книги о том, как правильно вести «питчи в лифте», но самым лучшим совечтиком все-таки является мнение самих инвесторов.
Основанный в прошлом году грантовый фонд GTF проанализировал заявки, которые ему подают стартапы. Экспертная коллегия фонда, в которую входят инвесторы из фондов-создателей GTF, серийные предприниматели, бизнес-ангелы и другие инвесторы, поведали о стандартных ошибках, которые допускают начинающие предприниматели при заполнении заявок, а также о важных моментах, которые многие стартаперы игнорируют.
Ниже приведен список самых распространенных ошибок при презентации проекта перед инвесторами и советы о том, как лучше подать свой проект.
Самые распространенные ошибки
1.Нет четкой информации о рынке и собственных конкурентных преимуществах. Эвелин Бучацки говорит, что многие стартапы. подающие заявки в GTF, забывают в своей презентации упомянуть, что именно выделяет их среди подобных проектов, и каковы их конкурентные преимущества на растущем рынке. Многие стартапы на вопрос о стратегии выхода на рынок отвечают только терминами SEO, SMM и AdWords. Партнер EastLabs советует предоставлять инвестору четкие и информативные данные о рынке, которые подаются в виде кейса, решающего определенную проблему конкретных потребителей.
2. Команда описана плохо. Уже несколько лет подряд на любых стартап-мероприятиях инвесторы постоянно повторяют, что команда иногда важнее самой идеи. Однако все еще встречаются стартапы, которые плохо подают свою команду, из-за чего непонятен ее уровень.Евгений Сысоев из AVentures советует уделять больше внимания не регалиям команды, а ее опыт, особенно в выбранной отрасли, и ее предпринимательская жилка. Если проект нацелен на глобальный рынок, то необходимо указать, каких экспертов не хватает команде и существуют ли уже кандидаты на вакантные должности на ранней стадии. В заявке надо доказать уникальность и перспективность проекта, и что эта команда – самая лучшая в мире. Сооснователь Jelasticлексей Алексей Скутин подчеркивает, что грант от фонда получит только каждый 20-30 проект из подавших заявки. Партнер Runa Capital Рамиль Ибрагимов соглашается со всеми приведенными наблюдениями. Часто стартапы просто забывают прописывать компетенции не только членов команды, но и конкурентов проекта.
3.Технология и ее уникальность описаны слишком слабо. В презентации важно указать, насколько «глубока» их технология и насколько проблематично скопировать их уникальное технологическое решение. Игорь Семенов, партнер TA Venture, советует сделать описание технологии простым и хорошо понятным, чтобы понять его могли неспециалисты.
4.В презентации не указана информация о демоверсии или работающем прототипе продукта.
5. Непонятно, почему пользователи захотят платить за услугу или продукт. Стартапы часто не указывают, как и кому будут продавать свой продукт и часто берут слишком нереальные модели монетизации, говорит Рамиль Ибрагимов, директор по бизнес-развитию Runa Capital. Начинающие стартапы вообще мало внимания уделяют будущему бизнесу как таковому. Директор Almaz Capital Любовь Симонова рекомендует демонстрировать инвесторам, что вы собираетесь создавать бизнес, а не просто реализовывать свою голубую мечту.
6.Проект ориентирован только на внутренний рынок.
7.Проект не дает данных о маркетинге, каналах дистрибуции.
8. В презентации часто забывают указать данные о масштабировании бизнеса, необходимых финансах, о unit economics после реализации идеи,напоминает Евгений Сысоев. Unit economics – это термин для описания прямых доходов и затрат бизнеса на единицу производимого товара.
9.В презентации не соблюден бизнес-этикет. Вадим Роговский из WannaBiz говорит, иногда попадаются слишком неформально составленные заявки. О советует уважать экспертов и себя, не позволять фамильярничать с экспертами и следить за грамотностью текста.
10.Слишком иного слов «не по делу». По мнениюИгоря Шойфота из Happy Farm, существуют три основных правила для питчинга – краткость, конкретность и оригинальность.