Власти Ивано-Франковской области намерены провести кастинг инвесторов, готовых построить на ее территории четыре мусороперерабатывающих завода и три мусоросортировочных станции. Чиновники утверждают, что реализуют этот проект за четыре года, поскольку имеют в активе около десятка подобных предложений от различных бизнесменов.
Потенциальных претендентов смущает лишь отсутствие в области крупных транспортных компаний, способных обеспечить будущие предприятия необходимым количеством сырья.
Ивано-Франковская область тонет в отходах. Сейчас на ее территории функционируют 26 полигонов и свалок, суммарная площадь которых составляет около 83 га. Ресурс большинства из них давно исчерпан, из-за чего растет число несанкционированных свалок (сейчас их более 1 тыс.). Создавать же новые полигоны ТБО не позволяют отсутствие необходимых для этого бюджетных средств и протесты жителей населенных пунктов, по соседству с которыми могут появиться подобные объекты.
Разрешить проблему чиновники намерены при помощи частных инвесторов. Им предложили профинансировать строительство на территории области четырех мусороперерабатывающих заводов мощностью 100 тыс. т в месяц каждый, способных утилизировать в том числе и крупную бытовую технику. Предприятия планируется разместить в селах Рыбное Тисменицкого района (стоимость реализации проекта — 90 млн грн.) и Лоева Надворнянского района (65 млн грн.), городах Калуше (110 млн грн.) и Коломые (90 млн грн.).
Еще около 21 млн грн. инвесторы должны вложить в строительство трех мусоросортировочных станций в Долинском, Галицком и Тлумацком районах, которые станут промежуточным звеном на пути отходов от места сбора к месту утилизации.
Воплотить свои задумки в жизнь чиновники планируют за четыре года. Об этом говорится в утвержденной на последней сессии областного совета региональной программе обращения с твердыми бытовыми отходами на 2012–2016 гг. "За два последних года к руководителям ряда населенных пунктов области поступило больше десятка предложений от бизнесменов, желающих построить мусороперерабатывающий завод. Так что проблем с поиском инвесторов мы не ждем, программа будет реализована в указанные сроки", — утверждают в областном совете.
Привлекательность мусорного бизнеса неоспорима. Помимо платы за утилизацию ТБО владельцы заводов могут получать дополнительные доходы от продажи продуктов сортировки (вторсырье), собственной переработки (выпуск стройматериалов, пластиковых пакетов и т. п.), работы созданных по соседству с заводом теплиц, для обогрева которых используется получаемое при сжигании мусора тепло.
Но реализации проектов может помешать отсутствие в регионе крупных транспортных компаний, которые в состоянии внедрить систему раздельного сбора мусора и обеспечить новые предприятия сырьем. Сейчас на территории области работают 45 коммунальных и частных перевозчиков, суммарный автопарк которых составляет всего около 100 мусоровозов.
Большая часть автомобилей морально и физически устарели, но на закупку новой техники у перевозчиков нет средств. С ними заключены долгосрочные договоры, разорвать которые, дабы вывести на рынок новые компании, проблематично.
По материалам: ДеПо