Есть ли жизнь после IPO?

Есть ли жизнь после IPO?

Ученые INSEAD и Wharton смогли доказать, что компании, прошедшие процедуру IPO, теряют часть своей инновационной жилки. Что же происходит?

Широкий интерес инвесторов к IPO Twitter может активизировать внимание первых на новых IT-стартапах. Однако самим компаниям не стоит так активно стремиться выйти на биржу. Ученые из двух авторитетных бизнес-школ, INSEAD и Wharton, доказали, что IPO и поглощение более крупными компаниями приводят к тому, что команды проектов теряют темпы генерирования новых идей. Виккас Аггарвал и Дэвид Сю исследовали более полутысячи стартпов из США в сфере биотехнологий, которые привлекали венчурные инвестиции, и выяснили несколько моментов:

1. После IPO стартап теряет количество и качество инноваций. Ученые измеряли количество инноваций как число поданных патентных заявок, а качество – используя количество ссылок на патенты компании в заявках других компаний.

2. Если стартап продает часть своих акций более крупной компании вместо выхода на IPO, то количество инноваций растет, тогда как их качество падает. То есть компания подает большее количество патентных заявок, но другие новаторы ссылаются на них гораздо реже. Рост количества идей ученые объясняют желанием топ-менеджеров впечатлить новых акционеров.

3. Если новым владельцем стартапа становится публичная компания, то падает качество патентов. Также оно падает, если покупатель акций уже имеет похожие технологические решения (если они оказываются слишком похожими, то в приобретенной компании начинаются жесткие меры сокращения расходов).

Для всего этого есть несколько вполне очевидных причин. После проведения IPO на компанию обращают внимание одновременно и инвесторы, и регуляторы, и аналитики. Компания хочет порадовать всех сразу, потому отказывает от наиболее рискованных проектов в пользу менее прибыльных, но более надежных и быстро окупаемых. По словам Аггарвала, терпимость к провалам существенно снижается. К тому же, привлеченные в рамках размещения средства используются на внедрение той самой уникальной идеи, которая так увлекла инвесторов, тогда как новые эксперименты и идеи остаются за бортом.

Откуда же тогда берутся публичные компании, которые в течение многих лет остаются ведущими новаторами (например, Google и Apple)? По мнению авторов исследования, IPO не обязательно должно тормозить развитие стартапа.  В наибольшей опасности находятся те компании, которые выходят на IPO, имея много проектов на ранней стадии развития.  Обычно страдают как раз такие проекты. Однако, беря в пример тех же нынешних IT-гигантов, можно заметить, что самые гениальные технологические решения создавались еще до выхода на IPO, когда еще не существовало ограничений для компании.

Если вы хотите изобретать новые продукты и после выхода на IPO, то вот что советуют Аггарвал и Сю:

1) Попытаться в качестве инвесторов привлечь частную компанию. В свою очередь, покупателю лучше не спешить включать стартап в свою структуру и сохранять его независимость и уникальность как можно дольше.

2) Искать не покупателя, а партнера. В сегменте биотехнологий крупные компании могут инвестировать в развитие исследований более мелких фирм, чтобы потом иметь право торговать результатами этих исследований.

3) Привлекать инвестиции от частных инвестиционных фондов. Когда основатели пожелают выйти из бизнеса, то свою долю продать лучше частному инвестору. И не гоняться за большими и быстрыми деньгами, как бы это ни было заманчиво.

Читайте также