Как сообщает газета "Экономические известия", вчера в рамках проекта TACIS была представлена «Программа поддержки угольного сектора» в Украине, которая, в частности, содержит списки необходимых мероприятий по приватизации и закрытию шахт, а также решению социальных и экологических проблем в отрасли. В целом рекомендации европейских консультантов созвучны с ключевыми положениями программы экономических реформ Виктора Януковича на период до 2014 г. Как известно, президентский план предусматривал полную приватизацию всех жизнеспособных предприятий угольной отрасли и закрытие неприбыльных шахт, а также либерализацию рынка угля и механизмов ценообразования.
Однако отличительной чертой деятельности нынешнего правительства в энергетическом секторе является полное расхождение между декларациями и реальными действиями. Речь, в частности, идет о передаче в аренду концерну ДТЭК государственной компании «Добропольеуголь», а также о процессах вхождения донецкой частной энергетической группы на условиях частно-государственного партнерства в госкомпании «Ровенькиантрацит» и «Свердловантрацит», которые находятся в четверке крупнейших угледобывающих предприятий страны.
С точки зрения национальных интересов Украины подобная кооперация вызывает недоумение, так как перечисленные государственные угольные предприятия являются экономически эффективными, перспективными, и могли бы быть вполне привлекательными для инвесторов в случае надлежащей подготовки и проведения правительством открытых международных приватизационных конкурсов. Достаточно сказать, что себестоимость добычи угля на шахтах «Свердловантрацит» на сегодня составляет 274 грн. за тонну, что сопоставимо с аналогичным показателем частных «Шахта «Комсомолец Донбасса» и «Павлоградуголь», которые принадлежат ДТЭК. Себестоимость угля на «Ровенькиантрацит» и «Добропольеуголь» равна соответственно 343 и 396 грн. за тонну, что ниже, чем у частных «Краснодонуголь» или «Красноармейско-Западная №1».
Практика проникновения частного бизнеса в государственные шахты не сочетается и с предложенной Украине «Программой поддержки угольного сектора», которая ссылается на мировой рыночный опыт и одно из положений которой гласит: «Не позволять внесение частных инвестиций в государственные шахты до их приватизации».
«Мы против этого, поскольку присутствие какого-либо частного инвестора в государственной компании затрудняет вхождение в нее других инвесторов в ходе приватизации»,- сказал «і» руководитель проекта Войтек Млоджиевский. В то же время эксперт не исключает возможность эффективного использования механизма долгосрочной концессии как альтернативы приватизации.
«Есть страны, которые вообще предпочитают сдавать объекты в долговременную концессию. Нужно смотреть условия контракта, он вполне может быть выписан так, что аренда будет содержать в себе все позитивные стороны приватизации»,- считает господин Млоджиевский.
Европейские эксперты считают целесообразным разбить государственные угольные компании на отдельные пулы по 10 шахт в каждом. За эффективную приватизацию каждого такого пула должен отвечать отдельный «приватизатор» в лице опытных международных банков и консалтинговых компаний. При этом рекомендуется осуществить в максимально быстрые сроки пилотную приватизацию 7-10 шахт, которая позволит выявить наиболее проблемные места в процессе.
Еще одно ключевое положение программы - введение для будущих частных собственников шахт рентных платежей за пользование недрами в размере 2-7% от цены угля.
В Минэнергоугля согласны с предложением разработчиков программы о закрытии первых 29 нерентабельных государственных шахт в период с 2011 по 2015 гг. Решение о выводе из эксплуатации первых пяти из них Кабмин должен принять уже на этой неделе. В то же время рекомендации европейцев относительно дополнительного закрытия еще 27-39 шахт после 2013 г. пока понимания у отечественных чиновников не нашли.