Фонд госимущества предложил новую программу приватизации на 2010-2014 гг.

Фонд госимущества предложил новую программу приватизации на 2010-2014 гг.

×
949

Фонд госимущества предложил новую программу приватизации на 2010-2014 гг.

  • Фонд государственного имущества Украины предложил новые правила приватизации государственного имущества до 2014 г.

Фонд государственного имущества Украины представил правительству программу приватизации на 2010-14 годы. Как сообщил глава Фонда Александр Рябченко, в нынешнее приватизационное законодательство планируется внести несколько существенных изменений.

В первую очередь новая программа предполагает отказ от понятия «промышленного инвестора». «Практика показывает, что далеко не всегда можно найти инвестора, который уже работает в том же профиле, что и приватизируемое предприятие, либо является потребителем его продукции», — поясняет Александр Рябченко.

По словам главы Фонда, участниками приватизации должны быть и непрофильные, в том числе инвестиционные компании, если они готовы вкладывать деньги. Это должно будет помочь решить вопрос конкуренции во время приватизации объектов. «Нам необходимо расширение конкуренции. Сегодня конкуренция очень слабая», — констатировал Рябченко.

Использование при приватизации понятия «промышленный инвестор» ранее неоднократно приводило к скандалам вокруг конкурсов. В украинских реалиях это позволяло подгонять конкурсные условия под конкретного участника. Так, собственно говоря, приватизировалась в первый раз в 2004 году «Криворожсталь» — победу в борьбе получил консорциум «Инвестиционно-металлургический союз». В итоге эта приватизация была отменена последующим правительством и комбинат на открытом конкурсе достался индусу Лакшми Митталу.

Кроме этого, ФГИ предполагает ввести и ряд других новшеств. Так, по словам Рябченко, ФГИ предлагает проводить приватизацию объектов вместе с землей. «Мы предлагаем ввести стоимость земли, на которой находится приватизируемое предприятие, в его уставный фонд», — говорит председатель Фонда. Однако у этой инициативы, по его словам, есть ряд дискуссионных вопросов, в частности, не все инвесторы в этом заинтересованы. «Иностранные инвесторы только «за», но украинские — против, потому что они не хотят платить за предприятие больше», — объясняет Рябченко. Однако ФГИ готов реализовать такую процедуру уже при приватизации киевского завода «Маяк». «Мы выбрали этот объект, потому что там 100% принадлежит государству и при изменениях уставного фонда не будут ущемлены миноритарии», — поясняет Рябченко.

Также предполагается и особая процедура продажи малоликвидных предприятий. Их планируется продавать на так называемом «Голландском аукционе». При таком аукционе на торгах при каждом шаге стоимость предприятия не повышается, а понижается. Это должно, по замыслу Александра Рябченко, привлечь инвесторов к продаже малопривлекательных активов. «Если какие-то объекты не будут покупать на традиционных конкурсах, то мы сможем использовать такую схему», — объясняет он.

В то же время точной даты, когда будет принята новая программа с новыми принципами, руководство Фонда госимущества не называет. Сейчас документ находится на рассмотрении в Кабинете Министров, и когда там пройдет все инстанции, неизвестно. «В нынешних условиях наиболее сложно будет пройти проекту программы через Кабмин, однако после этого, думаю, парламент его примет без проблем. Случиться это может, по нашим подсчетам, уже осенью», — прогнозирует Александр Рябченко.

Скандальный «промышленный инвестор»

Кроме резонансной первой приватизации «Криворожстали», с использованием понятия «промышленный инвестор» прошла и приватизация Никопольского завода ферросплавов. Тогда к конкурсу не были допущены структуры группы «Приват» Игоря Коломойского. После чего вокруг предприятия в 2005 году разгорелся конфликт с участием не только собственников, но и правительства.

Иногда трактование термина «промышленный инвестор» доходило до полного абсурда. Так, из-за того, что на момент приватизации Криворожского железорудного комбината у ММК им. Ильича не было аналогичных горнодобывающих активов, мариупольский меткомбинат не был допущен к конкурсу, хотя данный актив был ему необходим для обеспечения сырьем при производстве стали.

Из наиболее громких скандалов, связанных с применением определения «промышленный инвестор», стоит отметить в первую очередь историю приватизации «Лугансктепловоза» в 2006 году. Тогда к конкурсу были допущены лишь две компании, подконтрольные российскому «Трансмашхолдингу». Приватизация была оспорена, а «Лугансктепловоз» вернули в собственность государства для последующей приватизации, которая состоялась в этом году.

План программы приватизации

Разработанный ФГИУ проект программы приватизации на 2010-2014 гг. позволит правительству выручить при продаже государственных активов 50-70 млрд. грн. в течение пяти лет.

Фонд госимущества обнародовал проект закона о государственной программе приватизации. Срок действия новой программы — пять лет (с 2010-го по 2014 г.). Цель программы — оптимизировать долю госсектора и обеспечить его конкурентоспособность. Авторы программы считают оптимальной долю госсектора в 25-30% валового внутреннего продукта по сравнению с нынешними 37%. Уровень капитализации государственного сектора планируется увеличить в три раза и привлечь в госбюджет 50-70 млрд. грн. Создание такого документа предусматривалось президентской программой экономических реформ на 2010-2014 гг. Пока правительство работает по плану на 2000-2002 гг.

Реализовывать программу приватизации ФГИУ планирует в три этапа. В 2010-м, до принятия закона, продажа госимущества будет осуществляться на основе действующего законодательства. До 2012-го планируется продать все объекты, приватизация которых началась до вступления в силу нового закона. В 2013-2014 гг. в планах у Кабмина — завершить приватизацию. Законопроект предусматривает различные подходы к приватизации разных категорий гособъектов. Индивидуальный подход будет применяться при продаже стратегических предприятий группы «Г» на аукционе. Правительство сможет их контролировать за счет сохранения в госсобственности контрольного пакета акций.

Для убыточных и малорентабельных предприятий групп «А», «В», «Д», «Е» и «Ж» предполагается продажа 100% уставного капитала. Объекты, которые не пользуются большим спросом, планируется продавать без оглашения цены. ФГИУ намерен снижать цены до уровня, предлагаемого рынком. При этом минимальную стоимость устанавливать не будут. Также не предусмотрено дробление пакетов акций меньше 25% уставного капитала АО. Их будут продавать на фондовом рынке. Планируется исключить непрофильные активы из состава государственных холдинговых компаний и продать все госпакеты акций менее 50%. Будут введены особые ограничения для претендентов на продаваемое госимущество из оффшорных зон и стран, внесенных в список «Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег» (FATF).

«На достижение заявленных показателей повлияют: макроэкономическая ситуация, спрос на отечественные предприятия и согласие инвесторов заходить на рынок на условиях совместного владения компанией»,— сказал «i» первый замдиректора Национального института стратегических исследований Ярослав Жалило. При этом эксперт положительно оценивает индивидуальный подход к приватизации. «При дифференцированном подходе к продаже стратегических объектов приоритетным будет не одноразовое наполнение госбюджета, а обеспечение эффективности управления»,— утверждает экономист.

А президент Центра экономического развития Александр Пасхавер полагает, что программа была создана с целью устранить все препятствия для проведения приватизации в ускоренных темпах. «Разработанная Фондом госимущества программа позволит проводить быструю приватизацию в привязке к программам модернизации отраслей»,— отметил экономист. По мнению господина Пасхавера, результативность программы приватизации зависит от того, в какой степени действия правительства будут направлены на повышение реальной эффективности экономики, а не удовлетворение имущественных интересов политических деятелей. При этом эксперт не сомневается: участники политического процесса будут использовать приватизацию в целях личного обогащения, а ее основной функцией останется наполнение госбюджета. Кроме того, по словам господина Пасхавера, теперь в процессе приватизации появился еще один влиятельный участник — Россия. «Возможно, что российские инвесторы, прикрываясь приватизацией, будут задешево скупать отечественные предприятия или же подсказывать правительству, кому из частных собственников надо предоставить преференции»,— резюмировал экономист.

Группы предприятий

Предприятия, предназначенные к приватизации, делятся на шесть групп. Группа «А» — предприятия, стоимость основных фондов которых недостаточна для формирования уставных фондов. Это отели, объекты санаторно-курортных заведений и дома отдыха, здания, сооружения и нежилые помещения, которые находятся на самостоятельном балансе.
Группа «В» — предприятия с достаточной для формирования уставных фондов ОАО стоимостью основных фондов.
Группа «Г» — имущественные комплексы предприятий или пакеты акций ОАО, которые на момент принятия решения о приватизации занимают монопольное положение на общегосударственном рынке соответствующих товаров и услуг или имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства.
Группа «Д» — объекты незавершенного строительства, законсервированные объекты.
Группа «Е» — акции (частицы, паи), принадлежащие государству в уставных фондах хозяйственных обществ (в том числе — предприятий с иностранными инвестициями), расположенных на территории страны или за ее границами.
Группа «Ж» — объекты здравоохранения, образования, культуры, искусства и прессы, физкультуры и спорта, а также объекты санаторно-курортных заведений, профилактории, дома отдыха и лагеря (кроме тех, что находятся на самостоятельных балансах).

 

По материалам издания: Дело

Комментарии

comments powered by Disqus

Разместить рекламу

Задать вопрос

×