ICU Инвестфорум: Эксперты обсудили будущее украинской экономики

ICU Инвестфорум: Эксперты обсудили будущее украинской экономики

ICU Инвестфорум «Украина: на пути в безоблачное будущее?» запомнился не только представительным «десантом», но и экономическими дискуссиями

Ряды дорогих машин у входа в гостиницу «Премьер-Палас», мужчины в элегантных костюмах, спешащие по устланной ковром лестнице на второй этаж… Ошибиться, где именно проходит инвестиционный форум «Украина: на пути в безоблачное будущее?» было невозможно. Конечно, до «мини-Давоса», как амбициозно назвала свое детище председатель совета директоров группы компаний ICU Валерия Гонтарева, этому мероприятию было далеко, но стиль Давоса - меньше докладов, больше дискуссий исключительно об экономике и финансах - был соблюден. Но утром там и правда негде было яблоку упасть. Такой аншлаг обеспечило присутствие специального гостя форума – Нуриэля Рубини, председателя совета директоров Roubini Global Economics и профессора экономики Stern School of Economics при New York University. Организаторы не прогадали: если бы не возможность вживую насладиться выступлением этого знаменитого экономиста, желающих в очередной раз послушать словоохотливого Арсения Яценюка и наиболее публичных представителей крупного бизнеса из отдельных отраслей было бы меньше. «Мы не можем жить в глобальном мире и быть свободным от него, - сказала Валерия Гонтарева, открывая форум. – Поэтому давайте сначала обсудим развитие мировой экономики и глобальных рынков капитала, а затем перейдем к перспективам устойчивого экономического роста в Украине». И действительно, многочисленным слушателям было бы сложнее определить будущее нашей страны, если бы Рубини не обозначил им будущее мира.

В поисках нужной буквы

Нуриэль Рубини, известный своим, как любят подчеркивать СМИ и эксперты, пессимизмом, а на самом деле – реализмом и здоровым скепсисом (все-таки он первым предсказал нынешний финансовый кризис!), был им верен и на этот раз. Будущее мира, которое он четко разложил по полочкам, обещает быть явно не безоблачным, как отмечено в названии форума. Разделив мир на три группы стран, Рубини нашел каждой из них свою букву, которая охарактеризовала перспективы ее экономического восстановления.

Для развитых стран он предсказал восстановление в форме U – медленное и постепенное. Ведь для членов этой группы нынешний кризис – это кризис корпоративных балансов, которые придется «подчищать» в первую очередь, а затем уже кризис суверенного сектора, делеверидж которого придется проводить уже во вторую очередь. В результате этим государствам придется переходить от фискального стимулирования к фискальной экономии (что многие из них начинают делать уже сейчас), которая не позволит экономике расти слишком быстро. Кроме того, налоговые кредиты, которые правительства временно вводили, чтобы помочь экономике расти, по словам Рубини, «украли» будущий экономический рост, который начнется после того, как эти налоговые кредиты будут отменены. Таким образом, в течение следующих нескольких лет экономика развитых стран будет расти еще медленнее, чем обычно (а их темпы роста и так не особо велики и существенно отстают от роста в развивающихся странах).

В частности, экономика США будет стагнировать несколько лет. Уже сейчас для этого есть все предпосылки – в первом квартале 2010 года она выросла на 3,7%, во втором – уже только на 1,7%. К концу года, по прогнозам знаменитого экономиста, ее темпы роста и вовсе скатятся до 1%. И даже если статистические данные не будут свидетельствовать о рецессии, в реальности такая экономическая динамика в США будет давать ощущение все той же рецессии. В ответ ФРС начнет программу стимулирования экономики — QE2 (так называемой 2-й фазы программы по выкупу активов с финансового рынка, реализация 1-й фазы программы началась в марте 2009 года). «Но ее влияние на темпы роста ВВП США будет незначительным, - говорит Нуриэль Рубини. – По нашим подсчетам, если объем QE2 составит $1 трлн., это добавит к росту ВВП в 2011 году всего 0,2%. Поэтому не исключено, что мы услышим и о QE3, и о QE4». При этом значительная часть денег неминуемо окажется на рынках развивающихся стран (в особенности в Китае, Индии и Бразилии), что приведет к новому витку валютных войн и может быть даже к началу торговых войн.

В Евросоюзе через наиболее болезненный период предстоит пройти пяти государствам – Испании, Греции и Ирландии, где ВВП сокращается, и Италии с Португалией, где ВВП растет очень вяло. Им придется решать не только проблему фискального и долгового кризиса, но и проблемы с внешней конкурентоспособностью, возникнувшие из-за того, что на протяжении последних лет зарплаты в этих странах росли быстрее проихзводительности труда, а валюта укреплялась. Теперь в качестве лечения им придется потуже затянуть бюджетный ремень, что, возможно, в краткосрочном периоде и вызовет уменьшение темпов роста ВВП и дефляцию, но взамен восстановит доверие кредиторов. Если же им не удастся этого сделать и затем выйти хотя бы на умеренный экономический рост в течение последующих пяти лет, то тогда даже может пойти речь о выходе этих государств из зоны евро.

Для второй группы стран – развивающихся экономик с хорошими финансовыми показателями – Нуриэль Рубини пообещал быстрое экономическое восстановление в форме буквы V. От затяжных экономических проблем страны, вроде Китая, Бразилии и ряда государств Латинской Америки, спасло то, что у них кризис имел чисто экономический характер и не поразил банковский сектор. И теперь уже в первой половине следующего года они продемонстрируют существенный который немного замедлится во второй половине года из-за того, что предприятия перестанут набивать склады запасами, как вначале года, а начнут их тратить. Правда, с быстрым экономическим ростом в этих регионах может начаться и быстрый рост цен и даже возникнуть очередной «мыльный пузырь».

Наиболее непредсказуемо будущее третьей группы государств – развивающихся экономик, которые вошли в кризис с разнообразнейшими дисбалансами – бюджетным и торговым дефицитом, несовпадением сроков погашения долговых обязательств и времени поступления доходов и другими диспропорциями. Среди «потерпевших» с такими симптомами – Центральная и Восточная Европа, в том числе и Украина. Восстановление этих экономик будет определяться тем, насколько успешно они проведут внутренние реформы, а также тем, как поведет себя глобальная экономика, от которой они сильно зависят. Поэтому этим странам нужно активно «взяться за свое здоровье» - обеспечить гибкость обменного курса национальной валюты и позволить ей девальвировать, «подчистить» финансовую систему, привлекать иностранный капитал и ускорить проведение реформ, которые в будущем обеспечат им быстрый и устойчивый рост, мало уязвимый для внешних шоков.

Реанимация и интенсивная терапия

Тему реформ и ассоциации с «лечением больных» подхватили и выступавшие после Нуриэля Рубини спикеры. Первыми вышли отечественные политики-экономисты и эксперты-иностранцы, чья деятельность связана непосредственно с Украиной. Их мнения относительно реформ заметно разошлись. Так, Арсений Яценюк заявил, что проводить реформы в кризис – все равно что «заставлять больного бегать в тренажерном зале – он умрет». Большинство с ним не согласилось, считая, что без проведения реформ сегодня повторение кризиса в Украине завтра неизбежно. Выступающие даже очертили круг необходимых реформ. Во-первых, как отметили глава Совета НБУ Петр Порошенко и бывший министр финансов Виктора Пинзенык, требуется сокращение бюджетного дефицита за счет расходов, а не доходов, и тем более заимствований. Во-вторых, как подчеркнул Рикардо Джуччи, руководитель Немецкой консультационной группы по вопросам экономических реформ в Украине, нужны реформы в банковском секторе, в том числе направленные на защиту прав кредитных учреждений и на возобновление кредитования.

После выступления экономистов и перерыва на кофе публика в зале заметно поредела, благодаря чему атмосфера в нем установилась более расслабленная. Именно в такой приятной обстановке к микрофонам вышли три представителя реального сектора, пересыпавшие свои эмоциональные речи шутками на серьезные темы. К людям от бизнеса - Якову Грибову, члену совета директоров компании Nemiroff, Виталию Антонову, президенту ОАО «Концерн «Галнафтогаз», и Владимиру Лавренчуку, предправления Райффайзен Банка Аваль - присоединилась и принимающая сторона в лице Валерии Гонтаревой. Она заменила не пришедших представителей ДТЭК, которые, как пошутила хозяйка мероприятия, не смогли пропустить матч ФК «Шахтер» с ФК «Арсенал». Как оказалось, бизнесмены смотрят в будущее Украины гораздо более оптимистично, чем Нуриэль Рубини и остальные их спикеры-предшественники. К примеру, Владимир Лавренчук заявил, что кризис уже миновал: «Приток средств в банки в этом году вырос на 20%. Визуально выражаясь, банкам уже некуда купюры складывать, и они уменьшают процентные ставки по депозитам, чтобы приостановить этот приток. Так что я считаю, что кризис уже закончился». В таких же красках говорил и Яков Грибов, предсказавший Украине длительную фазу медленного роста и отметивший, что «то, что нам похлопали сверху по головке: «Тратьте столько, сколько зарабатывает, берите в долг столько, сколько сможете отдать, и зарабатывайте реальные деньги!», это не кризис». Жизнерадостность бизнесменов немного «прикрутила» Валерия Гонтарева, принявшая сторону Нуриэля Рубини. Она отметила, что «проблема не пропала – только изменился ее ракурс, поскольку в процессе делевериджа частный сектор «свернул» свои долги, но взамен свои долги «развернул» госсектор».

Наибольшее оживление воцарилось в зале в момент, когда речь зашла о слияниях и поглощениях в Украине. На этой же теме иссяк и оптимизм бизнесменов, которые нарисовали довольно мрачную картинку того, почему нам активный процесс M&A в ближайшем будущем не грозит. Громкими аплодисментами была встречена меткая реплика Грибова о том, почему M&A в нашей стране будут происходить только между самими локальными компаниями и местными компаниями и российскими: «Купить у украинца дешево – тяжело, а покупать дорого – не имеет смысла». Владимир Лавренчук добавил, касаясь темы слияний и поглощений в своей отрасли следующее: если бы в Украине была качественно прописана процедура банкротства банковских учреждений, то банки в итоге встали бы перед выбором: или закрываться, или капитализироваться, или консолидироваться. А без адекватных правил ликвидации финучреждений их слияния и поглощения будут стопориться и дальше.

Наконец, наиболее стойкие слушатели, досидевшие до финальной части форума, окунулись в сугубо финансовую дискуссию. Много острых вопросов было обращено к президенту «ВТБ Капитала» Юрию Соловьеву, поскольку тема «только ли русские идут» волновала всех. А заместитель председателя правления Морган Стенли Банка в России Михаил Соловьев порекомендовал Украине, во-первых, отказаться от фиксированного валютного курса в пользу плавающего, что помогло бы опустить процентные ставки, и, во-вторых, создать четкий механизм рефинансирования финучреждений, вместо того чтобы проводить это в ручном режиме. Ведь украинские банки должны знать, в каких случаях они могут претендовать на рефинансирование и на каких условиях, и уже от этого отталкиваться в своей деятельности.

Зашла речь и о том, во что стоит инвестировать, а во что нет: в гривню и российский рубль – да, в доллар – нет, в украинские евробонды – да, но ненадолго... И чем больше практичных рекомендаций давали финансисты, тем становилось яснее: несмотря на небольшое число людей в зале к концу восьмого часа форума, мероприятие удалось.

Читайте также