Государства очень похожи на людей. Социально-экономическая ситуация в современной Европе многим напоминает человека преклонного возраста. С одной стороны – мудрость, высокие демократические ценности, с другой – радикулит и боль суставов в виде рекордно высокой безработицы, снижения темпа экономического роста, долгового кризиса и социальной напряженности.
В то время, как посткризисная экономика США и стран Восточной Азии растет, Европейский Союз переживает далеко не лучшие времена. В апрельском экономическом прогнозе Еврокомиссия в 2013 году ожидает спад валового внутреннего продукта стран еврозоны на 0,4% по сравнению с предыдущим годом. Одной из причин, а быть может и последствием затянувшейся рецессии, является значительное снижение конкурентоспособности экономики ЕС. Самым ярким примером может послужить сравнение Nokia с американським Apple и южнокорейским Samsung. На протяжении многих лет безальтернативно доминирующий на рынке мобильных телефонов финский производитель остался далеко позади своих конкурентов, а недавно и вовсе был продан Microsoft за $7,2 млрд.
В Европейском Союзе ситуацию понимают. Принятая в 2010 году новая стратегия экономического развития еврозоны «Европа 2020: стратегия разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста» призвана найти новые способы достижения высокого уровня развития европейской экономики, а одним из основополагающих факторов роста руководители стран ЕС называют развитие экономики, основанное на знаниях и инновациях. Именно поэтому инвестиции каждого государства ЕС на развитие инновационного потенциала должны увеличиться до 3% ВВП, а за следующие семь лет общий объем инвестиций в инновации должен составить 22 млрд. евро. Приоритетные сферы инвестиций – медицина и фармакология, авиакосмическая промышленность, энергетика, биотехнологии и электроника. Эти сектора уже обеспечивают работой свыше 4 млн. человек, и прогнозируется, что доля рабочих мест высокой квалификации будет только расти.
Вопрос инновационного потенциала особо остро стоял для ряда стран бывшего социалистического лагеря, которые вошли в состав Европейского Союза в 2004 году. Административная регуляция, бюрократия, коррупция и дорогая система социального обслуживания были неотъемлемой частью экономики этих стран, что существенно тормозило развитие инноваций. С тех пор прошло вот уже почти десять лет. Ситуация изменилась кардинально. Проведя целый ряд экономических и социальных реформ Польша, Чехия, Венгрия и страны Прибалтики осуществили серьезный рывок, во многом догнав более развитые страны ЕС. В первую очередь следует отметить достижения Польши, где инновации стали краеугольным камнем стремления страны к устойчивому и динамическому развитию. В Польше изменили подход к высшему образованию, создали десятки научно-технологических парков, бизнес-инкубаторов, исследовательских центров и промышленных кластеров. Центр науки Коперника в Варшаве по праву можно считать одним из самых современных научных музеев-эксперементариумов в мире. Результат не заставил себя долго ждать. За последние двадцать лет уровень доходов поляков вырос более чем вдвое в реальном выражении – это лучший показатель во всей Европе, а темп экономического роста один из самых высоких в регионе Центральной и Восточной Европы.
Развитие инновационного потенциала в Украине – это одновременно и вызов, и новые возможности. Способно ли наше государство стать локомотивом экономического роста ЕС? Конечно, чтобы стать страной с инновационной, дерегулированной и динамически растущей экономикой нужно пройти длинный и нелегкий путь законодательных перемен, административных и социально-экономических реформ. Но очень важно понимать, что альтернативы просто нет. Этот вопрос актуален перед подписанием договора об Ассоциации между Украиной и ЕС. Еще более этот вопрос будет актуален в случае его подписания.
Предпосылки роста инноваций в Украине есть. Быстрым темпом развивается сфера венчурного инвестирования. Шесть из семи бизнес-инкубаторов, которые существуют в Украине, появились в течение последних двух лет. Стремительно растет число как стартапов, так и инвестиционных фондов, готовых финансировать инновационные проекты на ранней стадии становления и развития бизнеса. Следует помнить, что залог успеха создания эффективной инновационной инфраструктуры в Польше – тесное взаимодействие и доверие между инвесторами, предпринимателями, учеными и государством. Именно такое взаимодействие может и должно стать формулой успеха устойчивого экономического роста украинской экономики. И только такая Украина нужна Европейскому Союзу.