Благодаря новому закону, нерезиденты смогут покупать украинские активы через свои счета в ценных бумагах в иностранных банках – глобальных кастодианах. Такими международными банками, которые смогли бы стать депозитариями – номинальными держателями украинских бумаг, являются ВNP Paribas, BNY Mellon, Citibank, Deutsche Bank, HSBC и JP Morgan.
Один из авторов закона, нардеп Павел Ризаненко, напомнил, что ранее иностранному инвестору для покупки украинских ценных бумаг необходимо было открыть счет в локальном депозитарии – украинском юрлице. К сожалению, это иногда приводило к тому, что такие ценные бумаги просто исчезали, из-за чего не раз поднимались скандалы – самый недавний был в позапрошлом году. Закономерно, что глобальные инвесторы доверяют только своим держателям ценных бумаг.
Руководитель отдела брокерского обслуживания клиентов группы ICU Евгения Грищенко добавляет, что закон не только повышает доверие к отечественному рынку, но и существенно облегчает инвесторам покупку украинских активов. По опыту инвестгруппы, процедура оформления всей необходимой документации для нерезидентов длится до трех месяцев. Кроме этого, директору компании-инвестора необходимо лично приехать в Украину и пройти верификацию.
Теперь же, как утверждают в Нацдепозитарии, отменено требование обязательного приезда иностранного инвестора в Украину, а идентификация собственника ценных бумаг будет проводиться депозитарным учреждением на основе документов, полученных от номинального держателя.
Иностранный кастодиан сможет работать в Украине только при условии соответствия требованиям НКЦБФР. Суть работы посредника заключается в том, что он открывает у себя счет в ценных бумагах для клиента, а затем проводит от своего имени операции на украинском рынке, для чего ему необходимо открыть счет в ценных бумагах в украинском депозитарном учреждении.
Новый инструмент позволит зарубежным инвесторам покупать облигации внутреннего займа. Безусловный плюс в этом видит и заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии, Мария Вепко. Она подчеркивает, что иностранцы получат доступ к гривневому долгу, который для государства менее рискованный, чем валютный.