В Украине завершается уборочная страда, урожай зерновых в этом году порадовал аграриев, однако этого недостаточно для достижения высокого уровня прибыли. Выращенную продукцию надо экономно транспортировать, без потерь сохранить и переработать, а затем ещё и удачно продать, тут без логистики не обойтись.
Стоит признать, что логистика сегодня самое слабое место для многих сельскохозяйственных предприятий. По данным компании GEFCO Украина, из-за неэффективной логистики украинские аграрии теряют примерно $20 на тонне произведенной продукции.
В нынешнем году в Украине усложнили зерновую логистику следующие проблемы:
- на дорогах установлен весовой контроль для большегрузного автотранспорта;
- высокий износ объектов транспортной инфраструктуры: старые вагоны, разбитые дороги;
- подъем тарифов на железнодорожные грузоперевозки на 15%, а также высокая стоимость перевалки;
- тарифы на услуги перевозок автомобильным транспортом выросли на 40-60%;
- увеличение автотранспортных потоков сформировало дефицит автотранспорта, что привело к увеличению очередей на сдачу зерна;
- неудовлетворительная организация работы портов и элеваторов, нарушение норм времени на погрузку и выгрузку при ограниченных возможностях;
- длительное оформление сопроводительных документов.
Чтобы разобраться, как решают данные проблемы аграрии и какие в целом перспективы развития отечественной агрологистики, представители InVenture Media Group посетили аграрную конференцию «Транспортная логистика и склад 2016», которую организовала компания "ПроАгро" в Киевском Гольф Центре 19 августа 2016 г.
Конференция объединила более 100 представителей крупных аграрных предприятий, компаний, специализирующихся на перевозках и хранении сельхозпродукции, экспертов, которые рассматривали основные тенденции и потенциал рынка грузоперевозок и хранения. В рамках проведённой. конференции «Транспортная логистика и склад», спикеры практики, имеющие большой опыт управления логистической инфраструктурой, поделились со слушателями своими знаниями и выводами.
InVenture Media Group обратилась к главным спикерам конференции в поисках ответа на следующие вопросы: какие на сегодня имеются перспективные направления для инвестиций в агрологистике и какие инвестиционные планы в сфере агрологистики ставят перед собой игроки рынка.
Александр Смокотнин, директор департамента логистики Agricom Group
«На текущий момент, одним из перспективных направлений для инвестиций в Украине, есть инвестиции в железнодорожную логистику, в транспортно-логистическую структуру на внутренней территории Украины. Это площадки, обеспеченные железнодорожными путями и подъездами. Но это после того как станет прозрачным сам механизм инвестирования в железнодорожную сеть. Поскольку это государственная монополия, то туда можно инвестировать и взамен ничего не получить. Данный механизм сейчас абсолютно не отрегулирован, но в этом есть потребность, так как ресурс исчерпан, и пропускная способность ж-д ограничена. Частные компании готовы инвестировать, но не понимают, как будут застрахованы инвестиции. Инвестирование в агрологистику очень перспективно и интересно».
Александр Смирнов, коммерческий директор компании «Зернотранс» (фото2)
«То, что касается перспективных направлений инвестирования, я думаю, на сегодня это, прежде всего, переработка. Потому что большая часть сельхозпроизводителей и аграриев продают сырье. Вот в агрологистике, нам ближе момент переработки подсолнечника. Мы очень много работаем с маслоэкстракционными заводами, и поэтому видим соотношение мощностей и сырья. Заводы могут пропустить 12 млн, из набираемых 10,2 млн, большая часть уходит на экспорт. Поэтому, самая перспективная сфера на сегодняшний день это переработка».
Относительно целесообразности инвестирования в агротехнику и специализированный автотранспорт по перевозке с-х продукции, Александр Смирнов ответил следующее: «Я всё-таки сторонник специализированных компаний: специализированных транспортных, специализированных комбайновых компаний. Для того что бы иметь свой парк, нужно быть агрохолдингом. Это могу себе позволить Кернел, или Нибулон, у них в парке около 40-45 машин. Они полностью обеспечены работой в шоковые моменты, во время сбора урожая. А потом, целый год их работа основывается на погрузочно-разгрузочных работах. С другой стороны, Укрлендфарминг, они накупили почти 1 тыс. машин и весь остальной год они ходят по рынку и не знают, куда их приткнуть. Они убыточные. Поэтому, на сегодня я не думаю что это направление перспективно».
Что касается планов компании: «На сегодня мы ждем сентября, октября, когда Верховная Рада примет закон, который определит будущее автопромышленности. Если его примут, как закон об ограничении – это один путь развития, будут приоритетны легкие транспортные средства. Если ограничение будет касаться нагрузки на оси – это другой сценарий. Поэтому, на сегодня очень сложно без этого закона что-то прогнозировать», ответил Александр Смирнов.
Татьяна Лымарь, заместитель директора «ТЭП «Вертикаль»
В своем докладе на тему "Особенности транспортной логистики предприятий", Татьяна Лымарь подчеркнула, то что инфраструктура внутреннего рынка Украины заметно отстает от реальных потребностей. Спикер отметила, что ключевой задачей повышения эффективности процесса перевозок является дальнейшее развитие отрасли зернохранения и модернизация железнодорожных путей. Ведь главным условием востребованности определенного вида транспорта является его близость к зернохранилищам и возможность одним транспортом доставить груз до пункта назначения. Указывая на стремительное развитие портовых мощностей Украины, докладчик сказала интересную фразу «Где-то все дороги идут в Рим, а у нас в порт», при этом она посоветовала обратить внимание на речной (морской) транспорт, как самый перспективный вид транспортировки сельхозпродукции.
Кроме того, Татьяна Лымарь перечислила критерии, которые следует учитывать потребителю при выборе как перевозчика, так и элеватора для хранения сельхозпродукции. Главным в выборе должно быть наличие сертификата соответствия. Свои советы спикер, подтверждала примерами из практики компаний работы компании Вертикаль.
Игорь Проценко, начальник отдела элеваторного производства, руководитель инвестиционных проектов «Астарта-Киев»
«Сейчас в агрологистике важен переход на единые стандарты по перевозке зерна автотранспортом. Что касается перспективных инвестиционных направлений в агрологистике, то тут конечно однозначного универсального решения нет. Для каждого отдельного объекта, для каждого отдельного случая свой рецепт, у одних важно совершенствовать и модернизировать приём сельхозпродукции от производителей, у других недостаточные мощности по переработке поздних культур, у кого слабое место, например, сушка. Многим мешает несовершенство железнодорожных грузоперевозок. Что касается планов компании Астарта-Киев - это усиление сегментов по вагонам ,мы хотим уйти от того что есть сейчас... Нас интересуют объекты логистической инфраструктуры в Винницкой, Полтавской и Харьковской областях, южные регионы Украины совсем не рассматриваются».
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОДАЖЕ ЗЕРНОВЫХ ТЕРМИНАЛОВ И ЭЛЕВАТОРОВ:
Терминал по хранению, подработке и отгрузке на речные суда зерна и продуктов переработки
Продажа специализированного терминала по хранению, подработке и отгрузке на речные суда зерна и продуктов переработки в Новой Каховке
Основные активы:
- Земельный участок 2,17 га (долгосрочная аренда)
- Собственный причал (обслуживание судов осадкой до 4,5 м)
- Производственные мощности по перевалке / отгрузке зерна - 1 000 тонн/сутки
- Напольные склады хранения – 16 000 тонн
- Зерноочистка - 80 т/час
- Сертифицированная лаборатория
- Автомобильные разгрузчики, автовесы (80 тонн) и другое оборудование
- Комплекс вспомогательной недвижимости
Элеваторный комплекс с причалом
Предлагается к продаже элеваторный комплекс для хранения и перегрузки зерновых культур расположенный в г. Херсон.
Основные активы:
- Земельный участок (3,0 га наземной и 0,5 га водной площади).
- Склады напольного хранения (15 000 - 20 000 тонн).
- Причал - 60 м.
- Сопутствующие здания и сооружения, коммуникации, законсервированная ж/д ветка, незавершенное строительство склада на 8 тыс. тонн
InVenture Investment Group оказывает услуги подбора работающих элеваторов и терминалов под критерии инвестора, а также земельных участков под развитие портовой инфраструктуры и строительства новых логистических мощностей. Контакты: +380 67 713 65 71 / [email protected]