2012 год отметился разговорами и пересудами гораздо больше, чем действием, хотя и был достаточно сложным как для государства в целом, так и для рынка недвижимости. Ожиданий и опасений в уходящем году тоже было предостаточно. Евро-2012 нес за собой надежду на развитие всей страны и инфраструктуры, на приток иностранных инвестиций во все сферы экономики Украины. А выборы вызывали справедливые опасения и пессимистичные настроения.
В конечном итоге большинство надежд не оправдалось, а вот опасения как раз подтвердились. Приток инвестиций при проведении Евро-2012 оказался гораздо меньше ожидаемого, а реализованные масштабные проекты и построенные объекты – терминалы авиа и ж/д, гостиницы высокого уровня, переоборудованные в хостелы и мини-гостиницы квартиры и дома – все это не принесло предполагаемого дохода. Прошедшие выборы на ситуацию в стране повлияли не лучшим образом, раскачивая лодку еще сильнее и «нанося удары» по рынку недвижимости в частности.
Можно выделить следующие тенденции 2012 года на рынке строительства и недвижимости:
1) В уходящем году новых проектов было начато непозволительно мало, все внимание сосредотачивалось на доработке старых;
2) Некоторые проекты, будучи остановленными из-за кризиса и замороженными впоследствии, выставили на продажу как «недострои», не оправдав ожиданий того, что на рынке появятся масштабные, конкурентоспособные проекты, каких страна еще не видела.
3) Уровень спроса на рынке был значительно ниже уровня предложения, особенно в сегменте коммерческой недвижимости. Собственники площадей должны были делать значительные уступки в цене, а при покупке больших площадей либо целой части объекта шли на действительно огромные жертвы.
4) В текущем году иностранные инвесторы вообще перестали интересоваться рынком недвижимости Украины. Если в прошлом году на рынок заглядывали хотя бы инвесторы из России, то сейчас и они пропали.
5) Застройщики шли на различные ухищрения, минимизируя непроизводственные затраты и уменьшая сметную стоимость объекта до максимальных пределов.
6) Интересная тенденция характерна была в этом году для консалтинговой сферы. До кризиса (да и в послекризисный период тоже), реализация проекта начиналась с исследования рынка, потом по результатам анализа создавалась концепция и разрабатывались схемы зонирования. Далее шли этапы архитектурной проработки объекта, составления поэтажных планов и процесс базового финансового анализа проекта. И только потом начиналось собственно проектирование. В этом году интерес к маркетингу был практически на нуле. Проект начинался сразу же с проектирования объекта исходя из собственного видения и средств в наличии, а не из результатов консалтинга и детального анализа. Второй вариант – маркетинговые исследования, разработка ценовой политики и схем зонирования проводились уже тогда, когда было готово 80-90% объекта. Подобные действия «навыворот» до добра еще ни разу не довели.
7) 2012 год разрушил все стереотипы по периодам деловой активности, спутав карты многим игрокам на рынке. Ожидания предпраздничного всплеска активности на рынке недвижимости не оправдались, наоборот, на рынке наблюдается явный спад. На первое место по спросу со стороны населения вышли такие сферы, как детская развлекательная, досуговая, туристическая, ритейл и HoReCa. Крупные покупки типа квартир, домов, масштабных проектов отошли на второй план даже несмотря на болшие скидки и уступки со стороны продавцов.
Люди сосредоточились на потреблении товаров первой необходимости, поскольку платежеспособность населения резко упала.
Для рынка недвижимости, как и для страны в целом, уходящий 2012 год стал непростым, хотя и не самым тяжелым в истории. Масштабные планы, разрабатываемые в начале года, в большинстве своем так планами остались, хотя и в этом году удалось добиться неплохих результатов и не скатиться до «дна» рынка.
Хотя сейчас все СМИ трубят о подходе новой волны глобального финансового кризиса, на рынке недвижимости и строительства царят более или менее оптимистичные ожидания. Мировые финансовые аналитики обещают, что будущий кризис затронет страны на общенациональном уровне, но в меньшей мере коснется каждого конкретного человека.