Первый вице-премьер Андрей Клюев заверил, что в нынешнем году страна сможет привлечь в экономику не менее 100 млрд грн. Кабинет Министров подготовил перечень из 714 проектов на общую сумму более 900 млрд грн., из которых порядка 125 — примерно на 200 млрд — стратегические. Соответственно вложения в них не только будут поддерживаться государством, но и реализовываться на основе бюджетного софинансирования.
Красивая обертка
Сам список, готовился в правительственных кабинетах на скорую руку, чтобы руководство страны не отправилось на экономический форум в Давосе с пустыми руками. Перечень инвестпроектов представляет собой два объединенных списка: один — подготовленный областными администрациями, другой — министерствами. Из документа следует, что озвученную г-ном Клюевым сумму в 100 млрд грн. КМ планирует привлечь именно в стратегически важные проекты.
Причем на 34 млрд грн. из озвученных 100 млрд общих инвестиций государство готово предоставить госгарантии, еще 7 млрд планируется дать на реализацию проектов на условиях софинансирования, а 3,4 млрд должно быть выделено на удешевление кредитов, привлекаемых инвесторами на реализацию стратегически важных для страны проектов. Откуда возьмутся эти средства, непонятно: бюджет-2011 разрешает Кабмину предоставить госгарантии на общую сумму 15 млрд грн., а на инвестиционные вложения выделено не более 10 млрд. Правда, закон о государственном бюджете разрешает правительству на свое усмотрение менять объемы государственных гарантий, а также целевое назначение средств расходных статей. Другое дело, что в условиях хронического дефицита бюджета эти деньги (если у Кабмина действительно будет желание) придется изымать из финансирования социальных расходов или привлекать заемные средства, увеличивая госдолг.
Крупнейшей инвестицией, по версии чиновников, должно стать строительство доступного жилья на общую сумму 88,5 млрд грн. Согласно постановлению №1249 от 11 ноября 2009 г. о целевой программе строительства доступного жилья на 2010–2017 гг., принятому еще правительством Юлии Тимошенко, из 88,5 млрд грн. госбюджет должен потратить 23 млрд, местные бюджеты — 5,4 млрд, еще около 60 млрд планируется привлечь от частных инвесторов. В 2011 г. инвесторы должны, по плану Кабмина, вложить в проект 2,8 млрд грн., а государство и региональная власть — 1,3 млрд. Второй по величине инвестпроект — обновление парка грузовых вагонов, на что в течение года из бюджета должно быть выделено 38,4 млрд грн., или три годовых бюджета Минобороны. Каким бы изношенным не был подвижной состав, вряд ли государство решится потратить на его обновление такую колоссальную сумму. А без нее объем инвестиций на текущий год выглядит уже не так эффектно — всего 60 млрд грн., или $7,5 млрд.
«В эти списки попали те отрасли, в которые власть хотела бы привлечь инвестора. Но никто не гарантирует, что инвесторы горят желанием ринуться именно в эти отрасли. Более того, такое настойчивое предложение вложить деньги в конкретные программы может вызвать подозрение: может, там что-то нечисто и за счет моих денег кто-то хочет решить свои проблемы? Особенно, если такие предложения поступают в условиях крайней зарегулированности экономики, наличия массы административных барьеров, нестабильного правового поля, проблем с судами», — комментирует исполнительный директор Sigma Bleyzer Foundation Олег Устенко. Более того, по его словам, Украине может не хватить предложения инвестиционного ресурса. «По нашим прогнозам, максимум, что может прийти в Украину в 2011 году, — $7 млрд. Это при том, что инвестиции будут направляться не только в те секторы, которые предложит правительство. Поэтому на 100 млрд грн. этого ресурса точно не хватит», — добавил эксперт.
Кому достанутся деньги
В перечень стратегических попали также проекты по строительству дорог, ТЭЦ на альтернативном топливе, энергоблоков Хмельницкой АЭС, мусорных полигонов и заводов по производству биогаза, а также обновление коммунальных сетей, ряда пищевых и химических производств. В списке также модернизация электросетей, развитие водных транспортных артерий, космические, авиа- и судостроительные, военные программы, проекты по разработке шельфа Черного моря (новые бурильные установки) и урановых месторождений. Однако некоторые проекты даже с большой натяжкой нельзя отнести к стратегическим. Например, возведение ферм на определенное количество поголовья свиней или коров, строительство оптового рынка сельхозпродукции и мельничного комплекса. В список стратегических предложений для инвесторов почему-то попали больницы, хотя достраивать их прямая обязанность государства.
Как и ежегодно, во время формирования проекта бюджета в очередной раз не упустило возможности продвинуть свои интересы аграрное лобби. МинАПК предложило в качестве инвестиционного проект стоимостью в 2,3 млрд грн. по закупке под госгарантии 1300 комбайнов российско-украинского производства для нужд «Украгролизинга» на кредиты, привлеченные от российских банков. Еще 2,24 млрд грн. гарантий предлагается выдать под закупку американской сельхозтехники. В чем состоит «инновационность» и «высокотехнологичность» данного проекта, понять сложно. Но можно не сомневаться, что он получит господдержку одним из первых.
Автомобильные лоббисты предложили на 560 млн грн. удешевить за счет государственных средств кредит на строительство завода по производству 100 тыс. автомобилей в Запорожье (расширение Запорожского автозавода, принадлежащего сблизившемуся с Партией регионов бютовцу, владельцу корпорации «УкрАвто» Тариэлу Васадзе). Еще один проект предполагает компенсацию процентов на сумму 1,33 млрд грн. на создание индустриального парка в Соломоново (Закарпатская обл.), где сегодня собирают чешские Skoda и немецкие Volkswagen (владелец «Атолл Холдинга» Олег Боярин). Понятно, что поскольку речь идет о покрытии части расходов нынешних хозяев, то привлекательными для внешних инвесторов эти проекты назвать сложно. Таким образом, о приходе на наш рынок гигантов автомобилестроения, что действительно имело бы положительный эффект для страны, говорить не приходится.
В списке также есть целый ряд предложений по реконструкции аэропортов в Мукачево, Черновцах и Запорожье, а также строительству нового аэропорта в Севастополе. Причем, кроме как личными интересами проживающих неподалеку от этих городов предпринимателей, объяснить такой выбор сложно. Например, для потребностей общины небольшой Закарпатской области ввиду не очень интенсивного воздушного трафика вполне могло бы хватить и Ужгородского аэропорта. Местные СМИ допускают, что поскольку продажу Мукачевского аэропорта тихо отложили во время пребывания Виктора Балоги на посту главы Секретариата Президента, вполне возможно, то интересы именно его компаний стоят за желанием получить госинвестиции на развитие данной площадки. Запорожский аэропорт считается проектом компании «Мотор-Сич» одного из видных «регионалов» Вячеслава Богуслаева, а Севастопольский, на строительные работы в котором планируется потратить 5,5 млрд грн., летом прошлого года взял под контроль Игорь Коломойский.
Еще одним странным выбором можно назвать предложения Минпромполитики выделить из бюджета 5,2 млрд грн. для поддержки целого ряда проектов по расширению производства солнечных панелей, светодиодов, программу реабилитации терриконов путем установки на них солнечных модулей. Притом что в нашей стране солнечная энергия является самой дорогой из всех видов альтернативной энергии. Такой выбор можно объяснить разве что тем, что к проектам в сфере солнечной энергетики через компанию Activ Solar имеет непосредственное отношение сам куратор Госинвестиций Андрей Клюев.
В перечень стратегических попал проект строительства пятизвездочной гостиницы на территории гольф-клуба Superior Golf Club, для которого государство взялось гарантировать привлечение кредита на общую сумму 100 млн грн. Еще на 99,2 млн грн. гарантий правительство может выделить для реконструкции гостиницы «Космополит» в Харькове, развития курорта Сатанов, парка «Киевская Русь» под Киевом и целого ряда небольших курортов в Черновицкой области, владение которыми приписывают Дмитрию Фирташу. Очевидно, что компании, реализующие эти проекты, смогли предоставить чиновникам, составлявшим инвестиционный перечень, большие и неоспоримые аргументы. Таким образом, бравурные заявления о возможном привлечении в страну больших инвестиций на деле оказались не более чем красивым заявлением, за которым спрятаны меркантильные интересы местных толстосумов.