За последние две недели мы стали свидетелями помпезной презентации, пожалуй, самых масштабных инвестиционных планов правительства за всю историю Украинского государства. Вот только пока не названы конкретные выгодополучатели от реализации этих проектов. Также непонятно, за чей счет будет покрыта многомиллиардная брешь в финансировании.
Анонсируя рассмотрение Программы развития инвестиционно-инновационной деятельности на 2011 год и на период до 2015 года на заседании правительства 2 февраля, премьер-министр Николай Азаров спрогнозировал, что в результате ее реализации только в текущем году будет привлечено дополнительно 100 млрд. грн. инвестиций. Что обеспечит дополнительный прирост ВВП на 1,5—2,5% к прогнозируемому. “Система государственных стимулов должна дать возможность привлечь на каждую гривню государственных средств от четырех до шести гривен частных инвестиций. Таким образом, будут созданы так называемые точки роста, которые станут базой для развития высокотехнологичных отраслей и для регионального развития”, — нахваливал программу премьер.
О каких проектах идет речь? Первый вице-премьер Андрей Клюев конкретизировал информацию: из поступивших на рассмотрение более 250 проектов общей стоимостью 430 млрд. грн. в результате первичного отбора в примерный перечень включено 163 проекта на 368 млрд. грн. По словам г-на Клюева, более половины проектов приходится на развитие топливно-энергетического комплекса, однако существенное внимание уделено развитию инфраструктуры (16% по стоимости), базовых промышленных отраслей (более 12% от общей суммы инвестиций), проектам социальной направленности (9% всего пакета). На сельское хозяйство приходится около 3% стоимости проектов.
Перечни предприятий были предоставлены членам правительства. Однако их не получили представители СМИ, и они пока не были обнародованы. Думается, и не будут опубликованы по соображениям „коммерческой тайны“. Поэтому какие еще предприятия, кроме названных вице-премьером „Запорожстали“, „Азовстали“ и ММК им. Ильича, станут реципиентами программы, неизвестно. Но логично предположить, что главными претендентами будут бизнесы, близкие к нынешней власти. Доказать обратное можно, только опубликовав списки этих предприятий.
Ранее, 26 января, Н.Азаров сообщил, что сформированная правительством база данных инвестиционных проектов до 2014 года оценивается в 1,1 трлн. грн. (125 стратегически важных отраслевых и региональных инвестиционных проектов общей стоимостью около 200 млрд. грн. и 714 инвестиционных проектов по приоритетным направлениям экономического и социального развития стоимостью около 900 млрд. грн.).
А на заседании Кабмина 28 января А.Клюев уведомил общественность, что перечень инвестпроектов, которые будут реализованы в текущем году, уже практически сформирован, а общая сумма инвестиций составляет 233 млрд. грн. При этом первый вице-премьер отметил, что на 70% инвестиционные проекты будут финансироваться за счет собственных средств предприятий, банковских кредитов и т.д. Тогда как сумма выделяемых бюджетных средств на эти цели (в первую очередь, на запуск проектов в АПК и инфраструктурных) должна составить более чем скромные 13,4 млн. грн.
Откуда же возьмутся остальные 70 млрд. грн. (30% от 233 млрд.)? Не исключено, что их источником, по замыслу инициаторов, должен стать Национальный банк.
Попытки подрядить под решение „важнейших государственных задач“ его эмиссионные возможности — любимое дело правительственных чиновников. Тому масса примеров в современной украинской истории. Так, при президентстве Виктора Ющенко и последнем премьерстве Юлии Тимошенко Нацбанк неоднократно вовлекался в схему поиска ресурсов для оплаты счетов „Газпрома“. Уже при нынешней власти (но еще при бывшем главе НБУ В.Стельмахе) ресурсы НБУ в размере около 7,3 млрд. грн. выделялись на финансирование нужд по подготовке футбольного чемпионата Евро-2012.
Очень популярна в парламентско-правительственных кабинетах идея использования золотовалютных резервов Нацбанка на что угодно — от финансирования незаконченных строек до выплат компенсаций вкладчикам Сбербанка СССР. Запросы власти всегда серьезно превышают ее финансовые возможности.
И в этой ситуации очевидно, насколько критична способность новоназначенного главы НБУ использовать главное слово в банкирском лексиконе — „нет“ — в общении с наиболее влиятельными лицами в президентском окружении.
По сведениям источников ZN.UA, в конце прошлого года новый глава НБУ С.Арбузов сумел проявить характер, отказавшись включать эмиссионный станок для латания бюджетных дыр. Однако тогда у Сергея Геннадиевича было хорошее оправдание: объемы эмиссии (рост денежной базы) вплотную приблизились к предельным цифрам, установленным соглашением с МВФ, миссия которого на нынешней неделе начала работу в Киеве.
К тому же обеспечение ценовой стабильности, закрепленное как главная задача НБУ последними изменениями к профильному закону, предусматривает крайне осторожное использование эмиссионных механизмов, какими бы благими целями оно ни обосновывалось.
Впрочем, если судить по недавно опубликованным программным интервью г-на Арбузова, нынешнему руководству НБУ вовсе не чужды идеи разного рода стимулирующих мер для возобновления кредитования экономики. Задача, конечно, актуальная, однако серьезную тревогу вызывает потенциальное использование эмиссионных механизмов для финансирования сугубо частных интересов.
То, что подобные опасения не беспочвенны, подтверждается не столь уж давним скандалом, возникшим после публикации „Украинской правды“ (со ссылкой на собственные источники и имеющиеся в распоряжении документы) о выделении г-ном Клюевым из государственного бюджета 200 млн. грн. на развитие собственного бизнеса. Речь шла о Запорожском заводе полупроводников, связь которого с первым вице-премьером проследило издание.
Эта поддержка предоставлялась “для реализации инновационного проекта „Создание вертикально интегрированной компании по производству фотогальванической продукции“, а именно — для компенсации суммы процентных ставок за пользование кредитом.
Как отмечало издание, денежная помощь государства понадобилась А.Клюеву для перестройки собственного бизнеса по сооружению электростанций и солнечных батарей в Крыму. А сами кредиты, которые бюджет поможет погасить, были взяты в государственном Укрэксимбанке, наблюдательный совет которого до назначения на должность главы НБУ возглавлял г-н Арбузов.
По данным Минэкономики, для реализации проекта по разработке и производству фотогальванической продукции, которую в просторечье называют солнечными батареями для производства электроэнергии, одна из компаний Клюева — “Ориол Солар” — планировала привлечь 875 млн. грн., что составляет 99,6% стоимости проекта.
Не исключено, что и сегодня, планируя новые масштабные инвестпроекты, первый вице-премьер рассчитывает на дружеское расположение первого лица НБУ, ведь, как сообщают осведомленные источники, братья Клюевы знакомы с Сергеем Арбузовым достаточно давно. И даже имели общие бизнес-интересы (по некоторым сведениям, именно в проектах по разработке и производству фотогальванической продукции). Что и послужило главной причиной сначала их согласия на назначение г-на Арбузова на должность председателя набсовета крупнейшего государственного банка (хотя у Клюевых была и альтернативная кандидатура), а уже затем — поддержки Сергея Геннадиевича при назначении на пост главы Национального банка.
Во что теперь выльются взаимоотношения этих двух влиятельнейших персон, сказать сложно. Но поиск 70 миллиардов для лоббистов новомодных инвестиционных проектов — задача слишком серьезная, чтобы на этом пути проявлять щепетильность в выборе средств.
Источник: УкрРудПром