Исторические этапы сотрудничества Украины с МВФ

Исторические этапы сотрудничества Украины с МВФ

Программы сотрудничества Украины с МВФ далеко не всегда доводились до конца

Как известно, в начале ноября будет приниматься решение МВФ о выдачи третьего и четвертого траншей Украине. После возвращения Валерии Гонтаревой, главы НБУ из Вашингтона, она заявила, что наша программа полностью выполняется, все целевые показатели выдержаны, и нет сомнения, что в случае необходимости наращивания любых показателей эта программа однозначно может быть увеличена.

По словам В. Гонтаревой, МВФ будет стараться входить в положение Украины, то есть корректировать программу, помогая стране с платежным балансом. Именно платежный баланс является основным показателем курсообразования – болевой точкой украинской финансовой системы.

За всю историю сотрудничества Украины и МВФ, это самая масштабная макростабилизационная программа. Реализация программы связана с рядом непопулярных мер, таких как девальвация национальной валюты, повышение цен на энергоносители и т.д., которые будут иметь и социальные последствия. Однако к положительным сторонам программы можно отнести: противодействие коррупции и поддержку финансовой системы.

Одной из важных функций программы МВФ является снижение макроэкономических дисбалансов, оставшихся от предыдущего правительства. По сути, только один МВФ согласился предоставить кредит Украине для избежания дефолта. Выполнение программы даст возможность стране привлекать недорогие финансовые ресурсы от международных финансовых организаций, которые позволят модернизировать национальную экономику.

В основном, каждый приезд миссии МВФ сопровождается определенными рисками. Далеко не всегда крупномасштабные программы выполнялись до конца. Это связано, обычно, с популизмом власти и затрагиванием интересов крупных финансово-промышленных групп.

Вся история сотрудничества Украины и МВФ состоит из четырех этапов.

1994 – 1995гг. I этап сотрудничества: планировалось получить $780 млн.; реально получено $780 млн.

В середине 1993 года МВФ запустил программу «Механизм финансирования системных преобразований», которая была рассчитана на поддержку стран с переходной экономикой, в основном, республик бывшего СССР, которые пострадали от уменьшения доходов от экспорта и удорожания импорта вследствие трансформации экономической системы. Максимальная сумма кредита по программе не должна была превышать 50% квоты страны.

Украина воспользовалась данной программой и получила два транша (в конце 1994 и в начале 1995 годов) по 249,3 млн. SDR, или по $392 млн. по курсу того времени. Эти средства были рассчитаны на уменьшение темпов инфляции, ликвидацию разницы между официальным и рыночным обменными курсами, повышение реальных процентных ставок до позитивного значения.

Благодаря выполнению Украиной основных рекомендаций МВФ, было зафиксировано снижение инфляции, увеличения экспорта, стабилизация обменного курса. Однако остались проблемы с контролем роста цен и дефицитом платежного баланса. В апреле 1995 года Фонд одобрил первую программу stand by для поддержания структурных реформ.

1995 – 1998 гг.. II этап сотрудничества: планировалось получить $2,9 млрд.; реально получено $1,9 млрд.

Для поддержания достигнутого Украиной прогресса конца 1994 – начала 1995 МВФ подписал 12-месячную программу stand by на сумму $1,57 млрд. Такая программа предполагала достижение страной таких целей, как замедление инфляции путем сокращения дефицита бюджета, увеличение экспорта и развитие либеральных реформ. Однако правительство Украины не выдержало полностью всех пунктов программы. В связи с этим, МВФ не выделил последний транш кредита, а только 54% от запланированных средств ($850 млн.).

В 1996 году Украина попыталась исправить положение. МВФ пошел ей на встречу, и 10 мая 1996 года решил выделить еще один кредит stand by на 9 месяцев в размере $870 млн. В программе оговаривалось снижение месячного темпа инфляции до 1-2%, сокращение дефицит консолидированного бюджета с 5% в 1995 году до 3,5%. Помимо этого, программа требовала упразднения некоторых налоговых исключений, уменьшение количества субсидий и другие структурные реформы. В этот раз правительство Украины выполнило все условия, что отразилось на замедлении темпов инфляции, возник налог на добавленную стоимость, активно осуществлялась приватизация и либерализация цен.

Это была последняя программа МВФ, по которой Украина получила финансирование в полном объеме.

Программа реформ 1997-1998 годов, представленная Украиной Фонду, убедила МВФ открыть кредит на $540 млн., сроком на один год. Ничего принципиально нового программа не содержала – сохранение экономического роста, продолжение реформ, снижение инфляции, увеличение золотовалютных резервов НБУ. В марте 1998 года МВФ прекратил кредитование по причине невыполнения Украиной условия относительно показателя дефицита бюджета и максимальных темпов роста денежной базы. В результате Украина получила всего лишь $250 млн., что соответствует 46% начальной суммы.

1998 – 2002 гг.. III этап сотрудничества: планировалось получить $2,6 млрд.; реально получено $1,6 млрд.

С 1998 года Украина решила перейти от краткосрочного сотрудничества с МВФ к долгосрочному. В связи с этим, Украина присоединилась к программе Фонда под названием  «Механизм расширенного финансирования», которая подразумевала получение кредита в большем размере по отношению к своей квоте в Фонде, чем это предусмотрено в рамках его политики. Программа была рассчитана на 3 года под $2,2 млрд.. Среди основных целей программы были: получение 4%-ного роста ВВП и 7%-ной инфляции к 2001 году.

В мае 1999 года Украина попросила МВФ об изменении условий в связи со снижением мировых цен на металлы и падением экспорта в Россию. МВФ согласился и перенес сроки программы на 1 год, а сумма кредита увеличил до $2,6 млрд.

В рамках программы Украина предоставляла Фонду ежеквартальные отчеты, которые позволяли оценить уровень достигнутого прогресса внедрения реформ, а также принимать решение о выделение дальнейших траншей. Однако с  октября 1999 года у правительства Украины начались проблемы с выполнением условий программы. К тому же, МВФ уличил НБУ в недостоверности отчетов о состоянии золотовалютных резервов в 1996-1998 годах. Таким образом, Украина смогла получить только два транша по $250 млн. и $360 млн. в 2000-м и 2001-м годах соответственно, что составила 62% от оговоренной ранее суммы.

Положительным эффектом от участия в программе для Украины оказался рост показателя ВВП на 9,1%, установление инфляции на уровне 6,1%, а также заполнение золотовалютных резервов достаточного для почти 8 недель импорта. Нерешенными проблемами остались: задолженность по возмещению НДС и не ликвидированные налоговые привилегии для крупных налогоплательщиков.

2002 – 2008гг. IV этап сотрудничества: была возможность получить $605 млн.; реально получено $0.

В конце 2002 года Кабинетом министров Украины в качестве будущего партнерства с Фондом была выбрана программа «Предупредительный стенд-бай», которая только в 2004 году была утверждена советом директоров МВФ. По условиям программы Украина могла рассчитывать на получение кредита в размере $605 млн. при резком ухудшении платежного баланса или уменьшения ЗВР. Однако Украина не испытывала большой необходимости в займах и, соответственно, не стремилась проводить предусмотренные Фондом реформы.

Следствием того, что правительство Украины перестало выполнять требуемые критерии относительно верхнего предела кассового дефицита консолидированного бюджета и просроченной задолженности по возмещению НДС, сотрудничество затормозилось вплоть до 29 марта 2005 года – конца формального срока реализации программы.

С 2005 по 2008 годы партнерство Украины с МВФ было сосредоточено на сфере технической помощи. Это стало следствием политики, проводимой В. Ющенко, по уменьшению внешнего долга. Таким образом, сотрудничество Фонда и Украины ограничивалось согласованием основных параметров макроэкономической политики с тенденциями и прогнозами развития мировой конъюнктуры, а также углублением координации в области валютной политики.

2008 – 2013гг.. V этап сотрудничества: планировалось получить $25,7 млрд.; реально получено $14,4 млрд.

В разгар мирового кризиса, когда снизилось взаимное доверие финансовых институтов по всему миру, Украина вынуждена была обратиться к МВФ за помощью. В связи с этим, 15 октября 2008 года в Киев приехала миссия МВФ с целью проведения консультаций по вопросу о привлечении Украиной ресурсов Фонда в рамках программы сотрудничества «Стенд-бай». Результатом работы миссии стала договоренность о сумме и условиях привлечения кредита.

Условия программы были пересмотрены в 2010 году, после получения нескольких траншей. Итогом стало принятие Украиной и МВФ совместной программы «Стенд-бай» на сумму $15,1 млрд., сроком на 2,5 года. При этом предыдущее соглашение было отменено.

После завершения пересмотра программы, в декабре 2010 года МВФ выделил транш на $1,5 млрд., из которых $1 млрд. поступил в поддержку государственного бюджета.

Дальнейшее сотрудничество предусматривало решение больных вопросов, связанных с дефицитом бюджета, уровнем цен на энергоносители и девальвацией гривны. Правительство Украины старалось избежать использования непопулярных мер и следовало «меморандумам о меморандумах». В результате, в Украине резко возрос уровень государственного долга и трат ЗВР.

Общая сумма полученного кредита составила $10,6 млрд., который Украина получила тремя траншами. После окончания программы 28 декабря 2012 года, сотрудничество Украины с МВФ перешло к техническим консультациям.

Читайте также

Краткий экскурс по кредиторам Украины: МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, МФК

Краткий экскурс по кредиторам Украины: МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, МФК

14.03.14
2996
Макроэкономическая ситуация в Украине: МВФ снижает риски, однако напряженность сохраняется

Макроэкономическая ситуация в Украине: МВФ снижает риски, однако напряженность сохраняется

07.05.15
2996
Президент ЮАР: Механизм сотрудничества стран БРИКС поможет создать рабочие места и привлечь инвестиции

Президент ЮАР: Механизм сотрудничества стран БРИКС поможет создать рабочие места и привлечь инвестиции

13.04.11
2996