История ExpoPromoter. Как компании Геннадия Нетяги удалось стать первой на мировом рынке?

История ExpoPromoter. Как компании Геннадия Нетяги удалось стать первой на мировом рынке?

Европейская внешность, практичная и строгая одежда, легкий британский акцент. Cобеседник «Инвестгазеты» выглядит, как коренной англичанин. Протягивая визитку, он представляется — Геннадий Нетяга, ...

В прошлом году ExpoPromoter привлек $1 млн. от венчурного фонда Dekarta Capital. Но Геннадию Нетяге этого недостаточно. В его планах — создание лидера отрасли и через 4-5 лет — возможный выход на IPO. «Проекту недостаточно привлечь просто деньги. На текущем этапе компании нужен специализированный инвестор с глубоким опытом в глобальной интернет-коммерции», — объясняет основатель ExpoPromoter. По мнению Нетяги, инвестиции в проект окупятся с лихвой — емкость мирового рынка бизнес-мероприятий, по поводу которого он строит планы, оценивается в $350 млрд.


Не каталогом единым

Становление ExpoPromoter происходило в три этапа. В 1999-м в Уанете появился бизнес-портал Biscont.com, который создали Геннадий Нетяга и его команда. Проект представлял собой доску объявлений и состоял из различных специализированных разделов — от предложений по продаже комплектующих до аудиторских услуг. Особняком стоял раздел, посвященный выставкам. Нетяга вспоминает, что именно благодаря последнему сайт начал приносить первые деньги.

Разработчики приняли решение вывести выставочный раздел в отдельный ресурс, и в 2002 году родился проект ExpoUa.com, объединяющий отечественных организаторов и посетителей выставок. Когда создавался ExpoUa, подобных сервисов в мире насчитывалось всего около десятка, говорит Нетяга. Именно тогда стартовали такие ресурсы, как Cvent (сейчас — крупнейший онлайн-сервис по выставкам в США с годовым оборотом $2 млрд.) или итальянская BestUnion, которые считаются флагманами индустрии бизнес-мероприятий.

В 2008-м Нетяга запустил сервис ExpoPromoter, который позволял автоматически размещать анонсы мероприятий на десяти крупнейших порталах. У ExpoPromoter ушло четыре года на то, чтобы вырасти из стартапа в полноценную платформу для организаторов и посетителей выставок, которая начала приносить деньги. Какие именно — Геннадий Нетяга раскрывать не торопится, ссылаясь на договор о неразглашении, подписанный с венчурным фондом Dekarta Capital. Но приводит в пример похожие проекты в Европе: «Нас можно сравнить с итальянским проектом BestUnion, оборот которого в 2011 году составил около $300 млн.».

Как только проект ExpoPromoter вышел на глобальный уровень, спрос на его услуги вырос на порядок, рассказывает управляющий партнер фонда Dekarta Capital Александр Лядов. Стать первым на мировом рынке проект Нетяги мог в 2007 году, когда была запущена тестовая версия сайта ExpoPromoter. Но тогда в компании допустили ряд ошибок. Одна из них была связана с тем, что разработка сервиса находилась на аутсорсинге. «Из-за недостатка финансовых и человеческих ресурсов ExpoPromoter запустился в тот момент, когда «жирные» рынки уже были заняты», — считает Нетяга. Компания упустила самый удачный момент для выхода в США, Германию и Францию. Поэтому сегодня делает все для того, чтобы стать лидером в СНГ. Кроме того, в приоритете ExpoPromoter рынки Польши, Венгрии и Чехии.

Но пока самые хорошие перспективы у компании в Украине, здесь у нее нет прямых конкурентов. По мнению главы правления Aventures Capital Андрея Колодюка, одно из главных преимуществ ExpoPromoter — удачно разработанная бизнес-модель, которая дает возможность монетизировать даже контент из каталогов косвенных конкурентов и привлекать дополнительный трафик для систем продаж билетов. Эксперты говорят, что Нетяга вовремя начал заниматься онлайн-обслуживанием индустрии, которая практически не развивает интернет-направление. Если украинцы уже научились пользоваться сервисами для бронирования отелей и авиабилетов, то с покупкой билетов на различные выставки и конференции дело обстоит хуже.

Украинский рынок мероприятий, включая как бизнес, так и развлечения, оценивается в $500 млн. в год. В России эта цифра в 2,5 раза выше. И там у Нетяги есть прямой конкурент — Олег Абдрашитов, который создал проект QRickets.com. Разработанная им платформа основана на специальном штрихкоде, который считывается кассиром с экрана мобильного телефона при посещении мероприятия. «Клиенты пошли с первого дня, причем мы ни копейки не потратили на рекламу», — рассказывал в интервью одному из российских изданий Абдрашитов. Но если QRickets зарабатывает на том, что берет деньги с покупателей (его сервис остается бесплатным для организаторов мероприятия), то ExpoPromoter работает с точностью наоборот.

Билет на ивент

«Для того чтобы монетизировать проект, нам необходимо было сделать систему продажи электронных билетов», — вспоминает Геннадий Нетяга. Изначально покупка электронных билетов была частью системы ExpoPromoter. Но со временем организаторы выставок из СНГ стали обращаться с просьбой сделать отдельную платформу для регистрации онлайн-билетов на мероприятия. Так у Нетяги возникла идея создания сервиса онлайн-регистрации, продажи электронных билетов и бейджей TicketForEvent. Ориентированный — в том числе и на развлекательные мероприятия — стартап был запущен летом 2011 года. TicketForEvent зарабатывает на комиссии, которая оплачивается организаторами. Если мероприятие бесплатное, то ресурс зарабатывает на фиксированной цене за билет (до $0,75 с билета). Если же вход на мероприятие платный, то к фиксированной плате добавляется комиссия за использование платежных систем (до 7,5% от стоимости билета). Для сравнения, аналогичные сервисы, работающие на рынках США и Германии, зарабатывают на комиссии от 4,5 до 6,5% от стоимости билетов.

В сегменте продажи электронных билетов на концерты, фестивали и театральные представления в Украине с TicketForEvent конкурируют Parter.ua, V-Ticket и другие. О потенциале рынка говорит тот факт, что конкуренты (например, в лице руководителя V-Ticket Алины Олександренко) вообще ничего не знают о компании Нетяги.

Несмотря на то что TicketForEvent пока является всего лишь побочным сервисом ExpoPromoter, он приносит неплохие деньги. За полгода работы этого стартапа на нем было зарегистрировано свыше 570 мероприятий и продано более 41 тыс. билетов. Исходя из среднего чека в 600 грн. и общего объема продаж билетов, оборот TicketForEvent за полгода можно оценить в 24,6 млн. грн. Андрей Колодюк из Aventures Capital считает, что за рынком онлайн-билетов будущее: «Украинцы будут покупать электронные билеты онлайн. Если это просто, удобно и экономит время на входе — к этому скоро привыкнут».

Читайте также