Campio Group специализируется на оказании юридической поддержки при регистрации новых компаний и открытии счетов за границей. За последние несколько лет спрос на подобные услуги постоянно растет, а прошедшие недавно выборы и новая политика по отношению к офшорам пока не оказали существенного влияния на них. Причины такого роста вполне понятны – помимо нестабильной экономической и политической ситуации, в Украине наблюдается незащищенность бизнеса и невозможность строить планы на будущее при такой нестабильной обстановке. Помимо этого, предприниматели пытаются вывести холдинговую компанию за границу еще и для легальной защиты своих активов в случае революции, переворота либо другой кризисной ситуации в стране.
Показательно то, что если еще 3-4 года назад люди выводили активы за границу, чтобы оптимизировать налогообложение, то сейчас бизнесмены в первую очередь защищают свои компании от рейдерства, выводя за рубеж корпоративные права.
Вторым негативным показателем для ситуации в Украине стало то, что представители среднего и малого бизнеса так же ищут убежища в офшорах, хотя раньше туда «выезжали» только крупные фирмы и холдинги.
Для того, чтобы определить, зачем украинским компаниям выводить деньги за рубеж, нужно в первую очередь разобраться с определениями базовых понятий. Большинство людей считает, что оффшоры – это исключительно средства вывода денег из страны. Но это не совсем так.
Кипр является одним из самых крупных инвесторов в Украине, но его территория оффшором не является (хотя большинство так считает) – это низконалоговая юрисдикция. И деньги, заработанные в Украине и выведенные в последствие на Кипр, возвращаются в страну уже в виде прямых либо портфельных инвестиций. Таким образом, компании чувствуют себя гораздо увереннее в качестве иностранного инвестора, будучи защищены европейским законодательством. Таким образом, 80-85% выведенных за рубеж средств возвращаются в Украину.
Последние несколько лет активнее всего осваивают оффшоры и низконалоговые юрисдикции компании из сектора информационных технологий. Для регулирующих органов это самая непонятная сфера, ведь практически невозможно понять, в какой стране ведется IT-операция в Интернете и как ее контролировать. Такое положение дел заставляет фискальные органы уделять особое внимание подобным компаниям. И это характерно не только для Украины.
Урегулировать местонахождение IT-бизнеса так же очень затруднительно, ведь сайт компании зарегистрирован в Голландии, месторасположение серверов - в Германии, авторские права прошли регистрацию в Испании, а место совершения стрнзакции вообще невозможно идентифицировать. Сами IT-разработчики рассказывают, что в 2009 году ЕС принял ряд регулирующих директив, однако за это время произошел стремительный рост в использовании "облачных" технологий, сам по себе сервер нигде не базируется, и определить, где собственно ведется бизнес, также невозможно.
Так же активно выводят за рубеж свои компании бизнесмены, создающие холдинги. И, естественно, импортеры, ведь им нужно работать с международными поставщиками, а та же китайская компания не станет напрямую работать с украинской, зато с удовольствием будет сотрудничать с гонконгской фирмой, даже если ее непосредственным владельцем является житель Украины.
К сожалению, это вынужденная мера, поскольку в подавляющем большинстве случаев иностранные компании боятся работать с украинскими напрямую. Покупателей и поставщиков успокаивает сам факт того, что компания, принадлежащая украинскому собственнику, открыта, например, в Великобритании и работает по местному законодательству. Так надежнее.
Самыми популярными оффшорными зонами для украинских предпринимателей остаются Белиз, Сейшелы и Британские Виргинские острова, чье отличие только в стоимости перевода средств. Извесьно, что Кипр не является оффшором начиная с 2004 г. и сейчас пользуется самым большим спросом как низконалоговая юрисдикция, а Великобритания – как юрисдикция с льготным налогообложением.
Во всем мире уже давно работают с офшорными схемами и их использование абсолютно легально, если механизм оформлен в рамках действующего законодательства. В Украине закон официально позволяет гражданам страны открывать компании за рубежом или инвестировать свои средства за границу. Другой вопрос, если сам бизнесмен хочет обойти закон.
Ожидания, что скоро правительство ограничит работу украинских компаний с оффшорами, не являются настолько страшными, как кажутся на первый взгляд. Напрямую с оффшорными зонами в Украине не работает никто из-за сильных налоговых ограничений, а работать с юрисдикциями льготного налогообложения (с той же Великобританией) правительство вряд ли запретит.
Единственное, что может измениться – ставка налогообложения. Уже в течении почти 10 лет обсуждается возможность введения 5-10% налога там, где ранее с Кипром были нулевые ставки. В первую очередь, таки образом государство работает на увеличение бюджета. На все равно, даже с 5-10% ставкой налога выводить деньги на Кипр все равно выгоднее, чем работать на Украине с нашим огромным налоговым давлением. Особенно учитывая то, что налоговый сбор с роялти, процентов и дивидендов все равно будет гораздо ниже украинского.
Для Европы ужесточать требования так же не выгодно. Классические оффшорные зоны живут только с ежегодного фиксированного налога, который выплачивают фирмы, чье количество постоянно растет. Конечно, на них давит мировое сообщество, но все требования в основном сугубо формальные.
Для той же Великобритании сейчас важно привлекать инвестиции, потому там вообще планирует понизить ставку налоги для нерезидентов, чтобы перехватить денежный поток из других юрисдикций. Именно льготные условия и привлекают иностранных инвесторов. Конечно, идет ужесточение требований к раскрытию информации банками и иногда возникают вопросы у финмониторинга, но предпосылок для ужесточения европейской стороны пока нет.
Открывать счета за рубежом так же приходится и физлицам. Люди занимаются торговлей в интернете, проводят время, играя в интернете, создают в сети какие-то стартапы и проекты. Но, открыв счет в украинском банке, они не смогут получить перевод от зарубежного контрагента. В мире сейчас работает примерно 8 тыс. альтернативных платежных систем, однако перечислять на украинский счет никто из них не будет.
Однако, как инвесторы физические лица практически не фигурируют. Привыкшие к достаточно высоким ставкам украинских банков, люди не будут вкладывать деньги под 1,5%, максим 3% годовых. Более того, в некоторых банках, например в Швейцарии, вы не только не получите процентов, но вам еще и придется доплатить, ведь банк гарантирует вам только сохранность ваших денег, а не доход на них. То же самое касается стран Прибалтики, которые решили уменьшать депозитные ставки (а они там и так 1,45%). Выводить депозит за рубеж можно только при работе с очень большими суммами, для которых действительно важна сохранность.